Урок химии в 11-м классе: "Химические свойства металлов"

Разделы: Химия


Cлайд № 1. Приложение 1.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: систематизировать и углубить знания о химических свойствах металлов, подчеркнув их функцию как восстановителей.

Задачи урока.

Обучающие:

  • развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
  • закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
  • развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Развивающие:

  • развивать умение характеризовать физические и химические свойства металлов;
  • совершенствовать умение находить главное в повторяемом материале и систематизировать полученные знания.

Воспитательные:

  • формировать навык самостоятельной работы,
  • умение аргументированно высказывать своё мнение и выслушивать одноклассников.

Оборудование: ПК с медиапроектором, экран, документ – камера, фотоаппарат, индивидуальные микролаборатории с набором химических реактивов и оборудованием, тесты, таблица “Протокол исследования”.

Ход урока

I. Оргмомент. (1 минута)

II. Актуализация опорных знаний. (5 минут)

1. Блеф-игра “Верите ли вы, что…”. Cлайд № 2

  1. Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
  2. В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
  3. Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.
  4. У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.
  5. В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.

2. Программированный опрос. Приложение 2.

(2 учащимся предлагается тест из 6 вопросов (2 варианта)).

……………………………………………………………………………

Вариант 1

1. Атом железа имеет электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня:

1) …3d64s2 2) …4s2 3) …4s24p6 4) …3d54s2

2. В каком ряду химические элементы расположены в порядке увеличения металлических свойств?

1) Sr, Ca, Mg; 2) Na, Mg, Al; 3) Na, K, Rb; 4) Sr, Ba, Ra.

3. Самый тугоплавкий металл: 1) Li; 2) Cr; 3) V; 4) W.

4. К щелочным металлам относится: 1) Са; 2) Cs; 3) Cu; 4) Al.

5. Самый легкий металл: 1) Li; 2) Mg; 3) Al; 4) Cs.

6. Самый пластичный: 1) Hg; 2) Li; 3) Au; 4) Al.

……………………………………………………………………

Вариант 2

1. Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня … 3d104s2 соответствует атому: 1) Ca; 2) Ti; 3) Zn; 4) Cu

2. Способность отдавать электроны уменьшается в ряду:

1) Na, Mg, Al; 2) Li, Na, Cs; 3) Sc, Ca, K; 4) Sr, Ba, Ra.

3. Самый легкоплавкий металл: 1) Li; 2) Hg; 3) Cs; 4) Na.

4. К щелочно-земельным металлам относится: 1) Mg; 2) K; 3) Ba; 4) Be.

5. Самый тяжелый металл: 1) Mo; 2) Pb; 3) W; 4) Os.

6. Самый электропроводный: 1) Cu; 2) Ag; 3) Au; 4) Al.

Учащиеся обводят правильные ответы, затем меняются с соседом, проверяют друг у друга, ставят оценку.

Приём пед. техники “Самопроверка”. Слайд № 3

Объявление результатов:

5-6 правильных ответов – “5”

4 правильных ответа – “4”

3 правильных ответа – “3”

3. Работа с компьютером (тесты, кроссворд) 3 учащихся. Приложение 3

III. Постановка целей и задач урока. (3 минуты)

Учитель. Так ли уж необходимо в жизни знание химических свойств металлов? Слайд № 4-5

Вопрос 1. Новый цинковый бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, вскоре прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.

(При ответе на вопрос 1 учащиеся сравнивают активность металлов в электрохимическом ряду напряжений и делают вывод о протекании реакции растворимой соли с более активным металлом. Сравнивая активность металлов в электрохимическом ряду напряжений, учащиеся делают вывод о протекании реакции замещения активным металлом более слабого в растворимой соли, вследствие чего происходит разрушение стенок бака.)

Вопрос 2. Почему алюминиевую посуду нельзя мыть содой?

(Учащиеся делают вывод о разной среде растворов и невозможностью нахождения алюминия в щелочной среде раствора, т.к. будет протекать его взаимодействие со щелочью. Алюминий и его соединения (оксидная пленка на поверхности металла) амфотерные, учащиеся приходят к выводу о щелочной среде раствора соды, образованной в результате гидролиза.)

Учащиеся сразу не могут ответить на данные вопросы, но ищут ответы на них в ходе урока.

Учитель совместно с учащимися формулируют цели и задачи урока на слайде № 6-7.

IV. Изучение нового материала (исследовательская работа). (25 минут)

Учитель. Металлы в реакциях выступают восстановителями.слайд № 8. В зависимости от положения в ряду напряжений металлов они проявлют разную активность по отношению к реагентам: слайд № 9.

  1. Металлы, стоящие до Н, вытесняют его из растворов кислот.
  2. Металлы, стоящие до Mg, активно реагируют с водой с образованием щелочей, поэтому они не могут вытеснять менее активные металлы из растворов их солей.
  3. Левее стоящий металл вытесняет правее стоящий из раствора его солей.
  4. Металлы до Al включительно при взаимодействии с водой образуют гидроксиды, от Al до Ni - при нагревании с водой дают оксиды.

Металлы реагируют с неметаллами, водой, кислотами, солями, оксидами, некоторыми органическими веществами. Металлы, образованные переходными элементами, реагируют с растворами щелочей.

Некоторые металлы взаимодействуют между собой с образованием интерметаллидов.

Все химические свойства металлов можно представить в виде схемы: слайд № 10.

М + Неме

Е + H2O

Т + оксид

А + кислота

Л + соль

Л + щелочь (р-р)

Ы + органические вещества

Физминутка. (2 минуты). Cлайд № 11

Исследовательская работа. Cлайд № 12

Перед началом работы проводится инструктаж по ТБ. Cлайд № 13

Деление на группы. Cлайд № 14. Приложение 4

Результаты работы учащиеся заносят в таблицу “Протокол исследования”.Сначала каждая группа отдельно заполняет по своему свойству, а затем по мере отчётности групп, таблица заполняется полностью каждым учащимся. Отчитываются группы, демонстрируя результаты исследования через документ – камеру на экране. Опыты снимаются учащимися на цифровой фотоаппарат и при отчёте также демонстрируются.

Протокол исследования (Таблица)

Приложение 5

Приложение 6

Таблица

V. Закрепление изученного. (3 минуты)

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.

Учитель. Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

VI. Рефлексия. (2 минуты). Приложение 7.

Анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Слайд № 15

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Материал урока мне был

6.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
легким / трудным
интересно / не интересно

Cлайд № 16.

Жизнь человеческая подобна железу.

Если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять, ржавчина его съедает. Катон Старший

Так, пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал. Приложение 8.

VI. Домашнее задание. (3 минуты). Cлайд № 17

1. Всем: с. 212-219, протокол исследования.

2. Сильным на карточках: Закончить уравнение реакции, написать уравнения электронного баланса: Сu + Hg(NO3)2 —>

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Профильный уровень. -М.: Дрофа, 2008. - 410 с.
  2. Химия. 11 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой (профильный уровень)/ автор – составитель В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2010
  3. Урок “Химические свойства металлов и их соединений”, Е.И.Андрейченко, МОУ СОШ №8 г.Выкса Нижегородская область.
  4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Химия (диск).
  5. Ресурсы Интернета.