Урок-проект "Что в имени тебе моём"

Разделы: Начальная школа


Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели проекта:

  • познавательный аспект: “раскрытие” тайны имени ребенка, углубление знаний из личного опыта детей, ознакомление учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);
  • развивающий аспект: развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал, развитие коммуникативных умений учащихся, развитие речи детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развитие логического мышления
  • воспитательный аспект: воспитание в детях положительных качеств личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);

Задачи проекта:

  • совершенствование речевых умений и навыков;
  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • активизация навыков самостоятельной работы по сбору нужной информации;

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, на доске эпиграф – строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”, у каждого ребенка ромашка с его именем.

Аннотация. Идеей создания данного проекта послужило то, что дети в первый класс пришли из разных ДОУ.  Чтобы дети лучше узнали друг друга, подружились, создан проект «Что в имени тебе моём…»

Этапы работы над проектом.

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации (С помощью взрослых и «Словаря имён» найти историю своего имени: его происхождение, значение, формы имени, узнать, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?).

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта

VI этап: Презентация проекта («ромашка», где в центре написано полное имя, а на лепестках – формы имени).

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Опережающее домашнее задание

Поисковое задание.

С помощью взрослых и «Словаря имён» найти историю своего имени: его происхождение, значение, формы имени.
Составить «ромашку», где в центре написано полное имя, а на лепестках – формы имени.
Узнать, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Вступительное слово учителя

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…
– Давайте отгадаем загадку:  Что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? Ответ – имя.
– Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

Сообщение темы и цели занятия

– Вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, то есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.
В народе говорят:
Не имя красит человека, а человек – имя. (Русская пословица)
Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (Русская пословица)
А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

Имя это – личное название человека, даваемое при рождении.

– Люди всегда давали друг другу имена или прозвища, которые сопровождали их всю жизнь. Как это началось, никто не знает, но об этом сложено много легенд и преданий.

  • В древности имя подбирали исключительно по его значению. Например, в странах Азии в значениях имен часто скрыты названия времен года или природных явлений.
  • В древних языческих племенах детям давали очень некрасивые имена, так как считалось, что злые духи будут обходить стороной такого ребенка, и его жизнь станет счастливой.
  • В христианских странах было принято давать новорожденному имя святого, таким образом, он становится таким же чистым душой, и его ожидала счастливая судьба.

– Самые распространенные варианты выбора имени.

  • Традиции
  • Случайность
  • Имя в честь родителя
  • Имя в соответствии со значением,  которое ему присваивается.

– Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?
– А теперь обратите внимание на доску, почему я написала два этих разных слова по–разному. (На доске: Лев и лев). Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.
– Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

– Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена?
– Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.
– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение.
– Каждое имя имеет тайну своего значения и происхождения.

– Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени.

– Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, что обозначает ваше имя. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)

– У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?

– Ко взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым.

– К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.

– Мое имя – Светлана. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда я была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?

Дети отвечают – Светочка, Светик, Светланка, Светуля.

– А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:

Саша —> Александр
Ваня —> Иван
Андрюша —> Андрей
Вика —> Виктория

Руслан, Алёна, Олеся – эти имена остались без пары. А почему?
— Потому что они употребляются только в одной форме.

4. А теперь поговорим о мужских и женских именах. Назовите имена девочек и  имена мальчиков.

СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА

– Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.
– Как будет звучать полное мужское имя? – Евгений.
– А женское – Евгения.
– Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?

ВАЛЯ —> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА
САША —> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА

– А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?
– В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.

 

– Сейчас это имя редкое.

– А сейчас объявляется конкурс скороговорщиков расскажите скороговорки, в которых присутствуют мужские и женские имена.

Конкурс скороговорщиков

Осип осип, Архип охрип.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Кирилл Кире подарил рыбку,
Кира Кириллу подарила улыбку.

– Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Послушайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

– Как же можно различить этих девочек?
– По фамилиям.
– А в нашем классе есть тезки?
– Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).

4. Физкульминутка (Игра «Чей голос?»)

Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?
Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).

Давайте произнесем чистоговорку, в которой присутствует интересное и достаточно редкое русское имя.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.

Блиц-турнир

Отгадайте загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1. Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

2. Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3. Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4. Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5. Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6. Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7. Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8. Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.
9. Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10. Кто, заметив жука, спрятался под диван?

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван

5. Рефлексия

– Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что понравилось и что запомнилось?

Приложение 1