Лирика Е.И. Грузковой

Разделы: Литература


Введение.

Сергиевский район необычайно богат культурными традициями, талантливыми людьми. Сергиевская земля вдохновила известного писателя Н.Г. Гарина-Михайловского на создание своих лучших произведений “Детство Темы”, “Несколько лет в деревне”. Широко известны у нас произведения местных прозаиков и поэтов С.В. Летуновского, В.А. Чернышова, О.П. Константиновой, Г.Т. Родионова, Е.П. Долгаева, А.М. Димитрова. Каждый из авторов по-своему интересен. Однако особой популярностью пользуются произведения Е.И. Грузковой. Стихотворения ее можно найти на столе учителя литературы и рисования, библиотекаря, перепечатывают их и учат наизусть дети, изучают на уроках внеклассного чтения.

Произведения Екатерины Ивановны иллюстрируют И.Л. Соловьева, на их основе пишет песни Ю.В. Скачков.

Они опубликованы в сборнике “Отчий край мне всюду снится”. В 2008 году в издательстве “Русское эхо” вышла в свет книга “Русь моя”.

Данное исследование посвящено изучению стихотворений Е.И. Грузковой.

Материалом исследования являются стихотворные произведения, опубликованные в книге Е.И. Грузковой “Русь моя”.

По данной теме исследовательских работ нами не обнаружено. Теоретический материал для изучения данного вопроса мы нашли в книге Тимофеева Л.И., где в одном из разделов рассматриваются вопросы стихотворного языка и стихосложения. В монографии Кожина В.В. “Как пишут стихи” рассматриваются вопросы, связанные с вопросами поэтического творчества. В брошюре Озерова Л.А. “В мастерской стиха” имеются материалы о поэтическом мастерстве. В сборнике статей под редакцией Браже Т.Г. даны ведущие принципы анализа художественного произведения (содержания, формы, историзма). В работе Кагановича “Обучение анализу поэтического текста” содержится алгоритм анализа художественного произведения. В учебном пособии Салганик Г.Е. “Стилистика русского языка” дан материал об изобразительных средствах языка.

В качестве справочного материала использованы словари Даля В.И., Ожегова, словарь синонимов под редакцией Писарева И.П., словарь литературных терминов.

Актуальность работы определяется популярностью лирических произведений Грузковой Е.И. и отсутствием исследований по данной теме. Надеемся, что данная работа поможет глубже воспринять стихотворения Грузковой Е.И.

Цель работы – исследовать идейно-художественное своеобразие лирики Е.И. Грузковой.

В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:

1) выяснить причины популярности лирических произведений автора;

2) определить основные темы и идеи художественных произведений;

3) проанализировать, какие изобразительно-выразительные средства использует автор.

Методы исследования: анализ стихотворений, наблюдение, опрос.

Христианские мотивы в лирике Е.И. Грузковой.

В книге Е.И. Грузковой опубликовано всего 33 стихотворения и песни, но тематический диапазон довольно широк. Автор размышляет о доме, семье, душе, смысле человеческого существования, войне, мире, природе, о местах, близких ее сердцу. И о чем бы Екатерина Ивановна ни писала, все она осмысливает с точки зрения человека с глубоко религиозными убеждениями.

Религиозные мотивы занимают в е творчестве центральное место. Бог, по словам автора, для нее все. Бог и Богородица – главные герои ее произведений. Однако, в книге “Русь моя” мы ни разу не нашли описания Их образов. Е.И. Грузкова, человек тонкой душевной организации, не смеет Их описывать, боясь исказить самые дорогие для нее образы. Она рассматривает Их с философской точки зрения.

В ее произведениях отражаются христианские представления о Боге, как об образе, наделенном сверхъестественными свойствами. Бог в произведениях автора предстает, прежде всего, как Созидатель, Творец всего мироздания. Он своей любовью сотворил окружающий мир. “Все нам послано от Бога” – пишет автор в стихотворении “Святые источники России”. Природа не только чудесное создание Творца. Она часть Его. Небо – глаза творца.

Бог в ее произведениях предстает как строгий и справедливый судья. Без Его воли ничто не совершается на Земле. Он может допустить к нам врагов:

Господь попустил предателям
Неповинную кровь пролить.

Только Он имеет право вершить суд, наказать виновных:

Грозен глаз Господа Славный
Мне отмщение, Аз воздам.

Также значительное место в ее творчестве занимает образ Богородицы. В ее книге Она показана как защитница болящих, обиженных и оскорбленных. Она покровительница земли русской.

Ты спасала предков наших в час лихой,
Изливая на ослепших Свет Любви.
Русь взяла Ты под Покров Державный Свой.

К Богородице лирическая героиня в трудную минуту обращается за помощью и советом, подкрепляя свои силы:

Утоли моя печали, утоли,
Защити меня, Владычице, от бед!

Богородица и Бог для героини поэзии Е.И. Грузковой – надежная нравственная опора в жизни:

О, Господи, дай мне силы
Простить обижавших меня!

Только на пути к Всевышнему человек может совершенствоваться, найти самого себя, жить в гармонии с окружающим миром. Бог может исцелить болезни тела и души. Недаром лирическая героиня обращается к Творцу мира сего:

Жить с тоской по подобию Божью
Научи, Свете Тихий, меня.

Молитва – это утешение, надежда, спасение от бед, прозрение человека. Церковь – “пристань души скорбящей”.

Произведения Екатерины Ивановны – это проповедь христианской морали. Так в стихотворении “Ангелы над Россией”, где рассказывается о трагических событиях в Беслане, она с гневом пишет о тех, кто нарушил один из главных христианских постулатов “не убий”. Они для нее “нелюди” в черных масках, способные на самое гнусное преступление – убийство детей. И вполне закономерно упоминается здесь кровавый Ирод, которому в Новом Завете приписывается избиение младенцев с рождением Христа.

В несколько ином ключе рассматривается тема жестокости и насилия в стихотворении “Есть у каждого отчий дом”. Организаторы кровавой бойни в Цхинвале названы одним словом – предатели. Они предали два близких друг к другу христианских народа, Божьи Заветы и за это их ждет суровая Божья кара.

Насилию, жестокости, злу, зависти в лирике Екатерины Ивановны противопоставлены мир, согласие, любовь.

Великой материнской любви посвятила она стихотворение “Разбудила мама”. Начинается оно с описания тишины. Все вокруг спит. И только встревожены две женщин. Старшая из них разбужена стонами дочери, увидевшей ужасный сон, в котором ее сын попадает в страшную беду. Обе они обеспокоены судьбами своих детей. Материнское сердце не знает покоя ни днем, ни ночью. С годами материнская любовь не угасает, а становится все глубже – такова главная мысль этого произведения.

С христианской точки зрения описывает автор семью, дом. Дом для лирической героини начало всех начал. Это родник, из которого ребенок вместе с молоком матери впитывает в себя первые впечатления об окружающем мире. Особенно это ярко видно в стихотворении “Пасха в детстве”. Здесь с большой теплотой описываются отдельные детали христианского деревенского быта: печка, ухват, лампадка, свеча, “ароматный запах кулича”. Все это бесконечно дорого автору. Отсюда, с родного крылечка, открывается дорога в мир, в познание христианского учения:

И живу, и помню строгий
Мамы старенькой завет:
“Все нам послано от Бога,
И скорбей случайных нет”.

Здесь, в родном доме ребенок получает первые жизненные уроки, опыт семейной жизни.

Стихотворение “Матушке Лидии (Державиной)” – гимн семье Державиных, церковнослужителей в селе Нероновка, Сергиевского района. В нем автор создает идеал христианской семьи.

Она предстает здесь как единое целое, как частица единого неразделимого я. Семья – это сосредоточие духовной жизни, где все любят друг друга, где дети почитают родителей, а старшие заботятся о духовном развитии молодого поколения. Их не может разлучить даже уход в мир иной.

Вместе с батюшкой, в лихолетье,
В горе, в радости были рядом…
…Только нет уж его на свете.
Но большой семьей неустанно
На земле той, что он покинул
Молят Бога за папу с мамой
Дочек семь и четыре сына.

С точки зрения христианской морали рассуждает автор о взаимоотношениях между людьми. В ее произведениях звучит призыв к единению, к прощению обижавших нас:

И помнить должны, что такие все разные.
Мы друг другу нужны.
Она глубоко уверена в том, что “миром правит…любовь”.

Бог для героини поэзии Е. И. Грузковой – это Свет, Любовь, Надежда, Опора. Религиозные мотивы – ключевые в ее творчестве, фундамент ее поэзии.

Тема Родины.

С религиозными мотивами тесно связана у поэта тема Родины.

Русь в произведениях Е.И.Грузковой предстает как святая страна, любимое дитя Господа. Россия – “Девы Пречистой Дом”,которая взяла страну под “Покров Державный свой”.

Родина изображается поэтом как живое существо, способное чувствовать боль, испытывать страдания:

Смотрят детей глазами
Родины скорбной очи.

В стихотворении “Русь моя” образ Родины ассоциируется с “синеокой красавицей”,наряженной в разноцветье трав и зелени. Как веснушки, украшают ее деревеньки и села, города величавые, церкви златоглавые. Старинная Русь после принятия христианства – идеальная страна, где царят свет, гармония и красота, где нет различия между городом и деревней.

Родина для нее – это дом , где прошло ее детство, это земля и село, где она живет, это церковь, природа.

С любовью она описывает красоту родной природы, вступает с ней в диалог, как с живым существом:

Здравствуй, чудо из чудес –
Берестечко – зимний лес!
Твою дивную красу
Я по жизни пронесу,
Хоть расстанемся –
Буду новой встречи ждать.

Читая стихотворение Екатерины Ивановны, мы вновь восхищаемся несмелой красотой природы, слышим голоса птиц, журчание родниковой воды, стоны вьюги, ощущаем аромат сирени, запах трав, любуемся ее неброскими красками.

Природа для нее – источник духовного развития, образец для подражания. На лоне ее героиня находит успокоение, исцеление от душевных ран:

Я терпенью учусь у природы,
Что Любовию Бог сотворил.
Природа в ее стихотворениях может быть жестокой:
Ветер треплет грудь истерзанной земли.

Но чаще всего природа предстает доброй, радостной, заботливой матерью: голоса птиц веселые, ветер ласковый, метель покрывает землю белоснежным покрывалом, дает ей отдохнуть. “Святые источники России” – чудо любви творца, не только исцеляют недуги, но и зовут к миру, зовут к миру, “где нет злобы, где лишь любовь”.Они надежные помощники человеку в его жизненном пути:

Все мы – странники в этом мире,
Труден грешный наш путь земной,
Но журчат родники России,
Серебрятся водой святой…

Автора тревожит, что в стране сегодня соседствуют вера с безверием, ангелы – с кровавым Иродом, ложь с правдой, зло с добром, радость с печалью. Но героиня уверена в ее светлом будущем. В стихотворении “Ангелы над Россией” она пишет:

Только от черной силы
Вырвется Русь святая.

Возрождение России она связывает с Богом, с Богородицей, церковью. Лирическая героиня обращается к читателям, чтоб “прозрев, молили вновь Россию взять / Под Покров Царицы Неба и земли”. Церковь – это “Пристань души скорбящей”.Святые, ангелы, души детей оберегают страну от невзгод, печалей:

…В век четвертый
Сергиевск вступает.
Град сей с Неба преподобный
Сергий охраняет.

Также невозможно, с точки зрения автора, возрождение, России без сохранения народных традиций и христианских праздников. Далеко не случайно в книге имеется несколько поэтических произведений, посвященных их описанию: “Никола зимний”, “Пасха в детстве”, “Рождество в новом храме”, “Праздник Троицы в Сергиевске”. В основе первого из них лежат народные представления о Николе Чудотворце как защитнике всех голодных и обездоленных:

Он всех услышит и слезы утрет,
Утешит и скоро поможет.

В стихотворении “Пасха в детстве” показывается, как происходит формирование детской души. В последних двух религиозные праздники изображены как единство природы и человека прошлого и настоящего. Особенно остро это ощущается в стихотворении “Праздник Троицы в Сергиевске”. С нетерпением ждут его и травы, и холм Казачий, и люди:

Пробудившись с петухами,
С солнцем золотистым,
Люди в храм идут с цветами
По тропе росистой.

Церковь – это место, где человек находит радость и покой, где очищается его душа, где сердце его наполняется любовью к Творцу, миру, людям, своему Отечеству.

Потому и интересны нам произведения Е.И.Грузковой, что они наполнены неподдельной глубокой любовью к родному краю, ко всему тому, чем мы гордимся и что нам так дорого.

Художественное своеобразие лирики Грузковой Е.И.

Лирические произведения Е.И.Грузковой пользуются большим успехом еще и потому, что написал их талантливый автор, умеющий достучаться до людских сердец.

Она не стремится экспериментировать, верна классической строфике. Рифмы стихотворения ее просты.

Ее произведения близки устному народному творчеству. Широко использует она народные выражения: “сердце в ужасе застыло”, “леденящий душу”, “вихор упрямый”, “нету мочи”, “страшный сон”, “жизнь – на ниточке тонкой”. Это делает стихотворения Екатерины Ивановны понятными и доступными.

К народному творчеству восходит и такая особенность ее поэзии, как афористичность языка:

Миром правит не зависть,
Миром правит любовь.
Страшно жить рядом с ложью,
С обидой еще страшней.
Если ж черной птицей –
Зависть и враги,
Ты от них молитвой
Дом свой береги.

Характерной особенностью русского народного творчества является психологический параллелизм. Картины природы в нем соотнесены с мыслями и чувствами человека. В стихотворении “Праздник Троицы в Сергиевске” весь мир, вся природа ждет праздника, как и люди. В произведении “Ангелы над Россией” чувство ужаса испытывают и природа, и люди.

Часто использует автор постоянные эпитеты: “лебединой песней”, “златокудрый ангел”, “час лихой”, “золотой звездопад”, “мальчик родненький”, “голос нежный”.

Эпитеты в ее произведениях выполняют самые разнообразные функции:

– выражают отношение автора к изображаемым событиям, явлениям, лицам (“светлую радость”, “мир прекрасен”, “голосок хрустальный”, “ветром могучим”, “городами величавыми”);

– помогают почувствовать состояние героев произведений, природы (“страшный сон”, “ресничек заплаканных”, “иссердившиеся сердца”, “души скорбящей”, “мир болящий”);

– увидеть красоту природы, почувствовать запахи, услышать звуки (“птичий гомон”, “голосами…веселыми”, “храм блестящий”, “горький запах”, “весенние звуки капели”).

Интересно использование автором цветовых эпитетов: “Русь…синеокая красавица”, “рассветы стали синими”, “синяя ограда”, “церквами златоглавыми”, “златокудрый ангел”, “солнце золотистое”, “золотой звездопад”, “золотым сиянием”, “в белесой мгле”, “белоснежную постель”, “кровавый Ирод”, “кровавый след”, “черной птицей”, “черных масках”.

Черный цвет, как это принято у народа, обозначает печаль, тоску.

Красный – цвет тревоги, печали, трагедии. Синий символизирует у автора Родину, радость, покой. Золотой – красоту окружающего мира, добро, заботу, ласку. Цветовые эпитеты придают речи экспрессивность.

Взволнованность поэтической речи усиливается также с помощью ярких сравнений (“И ты ярким подсолнушком / В этой жизни цвети”, “Как былинка, под ветром могучим / Не сломлюсь, лишь только склонюсь” “Хрупкой веточкой…/ Вместе с батюшкой…были рядом”), уменьшительно-ласкательных суффиксов (“голосочек”, “тоненький”, “внучек”, “человечек”).

Но особенно велика произведениях Екатерины Ивановны роль метафор. Главная особенность их – необыкновенная динамичность. Она умеет придать обычному выражению новизну, наполнить его движением. Так из обычного выражения “черная зависть” она создает яркий запоминающийся образ-метафору: “Если ж черной птицей зависть и враги”. Здесь слово “птицей”, которую мы связываем с полетом, усиливает ощущение движения. Иногда эту же функцию в метафорах выполняет деепричастный оборот:

День погас, и, взмахнув крылами,
На село опустился вечер.

Благодаря этой метафоре мы воспринимаем природу как живое существо. Кроме того, она создает определенный эмоциональный настрой: ощущение покоя и умиротворения, хочется думать о вечном.

Совсем иные, прямо противоположные чувства: горечи, боли, тоски испытываем мы, когда знакомимся с самым началом другого стихотворения “Правда о той войне”:

Кровью земля залита,
Корчится город в огне.

Данная развернутая метафора помогает увидеть яркую картину трагедии, разыгравшейся в годы Великой Отечественной войны.

Метафора употребляется автором также не только как изобразительное средство, но и способ видения окружающего мира. Возьмем, к примеру, строчки из стихотворения:

Стемнело.…За окнами вьюга
Плетет свои кружева.
Той ложью стянуло туго,
Слетевшие с уст слова.

Очень здесь использовано слово “плетет”. В тексте в первом предложении оно относится к слову “вьюга”, но в то же время в нашем сознании оно ассоциируется со словом “ложь”, стоящим в следующем предложении. Так же, как и метель, люди порой плетут кружева лжи, обмана. С помощью метафоры автор показывает неразрывное единство природы и человека. В данной строфе последние два предложения составляют единую, неделимую синтаксическую конструкцию, связанную общей мыслью.

Вообще, можно сказать, что автор использует различные синтаксические конструкции. Возьмем, к примеру, отрывок из стихотворения “Ангелы над Россией”. Начинается оно со сложного предложения, в состав которого входят назывные:

Стоны и боль в Беслане,
Ужас застывшей ночи,
Смотрят детей глазами
Родины скорбные очи.

Односоставные предложения: “Стоны и боль в Беслане, /Ужас застывшей ночи ” -– звучат резко, тревожно. Далее эмоциональное звучание стиха, его напряженность усиливаются возгласом девочки, данном в форме диалога:

– Мамочка, где ты?..
Так страшно!..
Плакать нельзя! Не буду!

Обращение, риторическое восклицание и вопрос до предела увеличивают ощущение трагичности происходящего события.

Нельзя также не отметить, что в создании художественного образа у исследуемого нами автора значительное место занимает звукопись. Она является существенным средством смысловой акцентировки. Обратимся вновь к первой строфе анализируемого нами стихотворения “Стоны и боль в Беслане”. Первый стих благодаря подбору коротких слов и дважды повторенного звука [б] звучит как тревожная дробь барабана (стоны, боль, Беслан). Употребленные во втором стихе шипящие: [ж, ш, ч] – вызывают в нашем сознании образы жестоких и беспощадных врагов. И далее намеренное противопоставление сочетаний звуков [т р], [р в], [р б], [к р] с [п л], [г л], [с л] помогает ярче осознать ту огромную пропасть, которая лежит между беззащитными слабыми детьми и потерявшими человеческий облик преступниками.

Наряду с аллитерацией (повторение согласных звуков) автор использует ассонанс (повторение гласных звуков). Вслушаемся, как мягко, нежно, задушевно звучит стихотворение “Сколько видано, сколько пройдено”:

Сколько видано, сколько пройдено –
Только тянет всегда домой,
Там, где милая моя Родина,
Отчий дом под большой сосной.
Где пленит красотою несмелою
Ширь без края, лазурь небес,
Где, любуясь на лебедь белую,
Опускает ресницы лес.

Повторение гласных звуков [о, э] совместно с лексическими повторами (“сколько”, “где”) и синтаксическим параллелизмом создают мелодию, напоминающую русскую народную песню, усиливают ощущение шири и пространства.

Своеобразна композиция стихотворений Е.И.Грузковой. В ряде ее стихотворений отсутствует стройность, логичность, гармоничность. Есть некоторая разбросанность в мыслях, в создаваемых ею образах. Вот, например, стихотворение “Праздник Троицы в Сергиевске”. Здесь картины природы неожиданно соседствуют с размышлениями о прошлом. Образ Сергия Радонежского скоро сменяется описанием Казачьего холма, картины прошлого чередуются с настоящим, шум моторов – с птичьим гомоном и церковным хором, рядом с цветами – пожары и войны. И такое нагромождение образов и мыслей вполне соответствует авторскому замыслу: передать чувство радости, счастья от встречи с одним из самых почитаемых на Руси праздников. Автор торопится, спешит поделиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями. Обилие образов передает состояние души.

Один из самых любимых композиционных приемов автора – повтор отдельных слов, фраз, предложений. Пять раз употребляется обособленное определение “похожий чуть на меня” в стихотворении “Внуку Витеньке”, четырежды – выражение “утоли мои печали” в одноименном произведении. Подобные повторы создают мелодичный строй стихотворения, способствуют пониманию основной мысли произведения.

Таким образом, можно сказать, что автор широко использует самые разнообразные изобразительные средства. Многие из них подчеркивают тот или иной оттенок смысла, придают ему дополнительную окраску, делают его эмоционально действенным. При чтении ее стихотворений читатель редко задумывается над формой произведений. Без сомнения, это признак высокого их совершенства.

Заключение.

Исследуя лирические произведения Е.И.Грузковой, мы выяснили, что тематика стихотворений автора весьма разнообразна. Обращаясь к широко известным темам, она раскрывает их по-новому. На окружающий мир Екатерина Ивановна смотрит сквозь призму религиозного мировоззрения. Стихотворения ее публицистичны. В их содержится призыв к самосовершенствованию, миру, к всеобщей любви, к сближению с Богом.

Произведения Екатерины Ивановны весьма своевременны: в них отражается стремление нашего общества переосмыслить свою жизнь, время, когда взгляды людей все больше и больше обращены к Богу.

Стихотворения Екатерины Ивановны популярны потому, что они доступны как для взрослых, так и для детей. Они предельно искренни, эмоциональны, полны любви к окружающему миру, к людям.

В лучших ее произведениях содержание и форма представляют собой единое целое. Стихотворная речь естественна, безыскусственна, свободна. Лирические произведения доставляют читателю настоящее наслаждение, они тревожат сердца людей, их хочется перечитывать. Все перечисленное выше позволяет сделать вывод о том, что Екатерина Ивановна Грузкова – талантливый, самобытный поэт.

Список использованной литературы.

  1. Браже В.Г., Маранцман В.Г. Искусство анализа художественного произведения. – М.:Просвещение,1971.
  2. Грузкова Е.И. Русь моя. – М.: Самара: Русское эхо, 2008.
  3. Кожин В.В. Как пишутся стихи. – М.: Просвещение, 1970.
  4. Львова С.И. Уроки словесности 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Озеров Л.А. В мастерской стиха. – М.: Просвещение, 1968.
  6. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М. Дрофа, 1996.
  7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1966.