Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белок – основа жизни". 10-й класс

Разделы: Химия, Биология

Класс: 10


Организационная информация.

  1. Авторы урока– Макарова Елена Владимировна, Коропатова Светлана Александровна.
  2. Должность– учитель биологии, химии.
  3. Предмет– биология, химия.
  4. Класс, профиль класса – 10 класс, информационно-технологический.
  5. Продолжительность урока – 45 минут.

I. >Методическая информация.

1. Тема урока: Белок – основа жизни

2. Вид урока (форма проведения) – интегрированный урок, форма проведения – самостоятельная индивидуальная и групповая работа

3. Авторы учебников, по которым ведётся преподавание– Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. “Общая биология” 10-11 класс. Габриелян О. С. “Химия” 10 класс.

4. Цель урока – создать условия для изучения строения, свойств и функции белков посредством медиопрезентации, лабораторных опытов.

5. Задачи урока:

– продолжить расширение и углубление знаний учащихся о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функции белков;
– сформировать понятия “белки или протеины”, “аминокислоты”, “денатурация”;
– показать важнейшую роль белков в органическом мире;
– развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
– создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
– воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

6. Особенности класса.

Класс информационно-технологического профиля, в данном классе 3 детей одаренных, способных, 2 человека правополушарных, остальные со смешанным типом восприятия, познавательный уровень высокий, у учащихся развита зрительная и слуховая память, аудиалов – 6 человек, визуалов – 14 человек, кинестетиков – 6 человек. 2 учащихся не умеют обобщать, выделять главное, абстрагировать. Использование активных методов обучения будет способствовать развитию творческих способностей учащихся, обеспечить их активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности.

7. Необходимое оборудование.

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска SMART Board, УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Общая биология 10 класс, Химия 10 класс презентация, куриный белок, растворы щелочи (NaOH), соляной кислоты (HCl), этилового спирта, пероксида водорода (H2O2), сульфат меди (CuSO4), азотная кислота концентрированная (HNO3); спиртовка, спички, держатель для пробирок, пробирки, картофель сырой и варенный, мясо сырое и варенное, конструктор “Лего”, бусы, проволока.

II. >Конспект урока.

№пп Этапы урока Частная задача этапа Продолжительность этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Приветствие.

Мотивация на дальнейшую работу. 4 мин Использование метода “Найди похожих”.
  1. Приветствие учащихся.
  2. Формирование групп (4 группы).
Приветствуют друг друга и формируют группы.
2 Ориентировочно-мотивационный этап

(инициация урока, объявление темы, цели, задачи)

Презентация.

Познакомить с темой, целью и задачами урока. 3 мин Метод “Лицензия на приобретение знаний”.

Сегодня мы с вами работаем в группах и используем интерактивную доску. Пожалуйста, посмотрите друг на друга и дайте ответ на следующие вопросы:

1. Чем вы отличаетесь друг от друга? (I группа.)
2. Чем вы сходны друг с другом? (II группа.)
3. Каковы причины сходства и различия??? (III, IV группа.)

К причинам сходства и различия людей и всех живых организмов мы вернемся позже, а сейчас прослушайте стихотворение: (Слайд 1)

“Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит по всюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…”
С. Я. Надсон

Вопросы к учащимся:

1. О чем идет речь в этом стихотворении?
2. Что такое жизнь?

В ХIХ веке Фридрих Энгельс дал определение жизни. ( Слайд 2)

“Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их средой, причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.

1. Какие понятия здесь взаимосвязаны?
2. Содержание белка в разных клетках колеблется от 50-80%.
3.Учитель объявляет тему урока.
4. Знакомит учащихся с целями и задачами урока.
 (Слайд 3, 4)
5. Делает установку на заполнение таблицы. (Слайд 5).

– Записывают тему урока;
– определяют цель и задачи урока.

2. Учащиеся обсуждают вопросы и делают записи на интерактивной доске.

 

 

Учащиеся анализируют и обсуждают в группе содержание стихотворения и определение жизни, данное Ф. Энгельсом, приходят к мысли, что связаны понятия жизнь и белок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают тему, готовят таблицу в тетради.

3 Операционно-исполнительский этап.

(групповая и индивидуальная работа с использованием УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”.

Генерировать максимальное количество идей на заданную тему.

Развивать способность видеть проблему в многообразии подходов.

Способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей творческой задачи.

25 мин. Использование метода “Мозговой штурм”.

Учитель химии: “На экране вы видите формулы и относительные молекулярные массы белков”

Вопросы:

1. Какие это молекулы?
2. Почему белки относят к биополимерам?
3. Какие химические элементы входят в состав белков? (Слайд 6)

Учитель биологии: переключается с презентации на УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”

Урок № 5: “Строение и функции белков”. (Слайд 1.)

На Земле не было, нет и не будет двух людей с полностью одинаковым набором белков.

Вопрос:

1. В чем причина сходства и различия людей?
2. Как классифицируются белки? (УМК КМ Слайд 2)

Учитель химии: Мы выяснили, что белки– это биополимеры и состоят из мономеров.

Вопрос:

1. Какие вещества являются мономерами белков? (УМК КМ Слайд 3)
2. Что общего у всех аминокислот и чем они различаются?
3. Какими свойствами обладают аминокислоты?

В природе существует 170 аминокислот из них 20 аминокислот входят в состав живого.

Вопрос:

1. На какую мысль это наталкивает?
2. Как аминокислоты соединяются друг с другом? (УМК КМ Слайд 4, демонстрация видеофрагмента “Образование пептидной связи”.)

Учитель химии: Молекулы белков могут принимать различные пространственные формы – комформации, которые представляют собой четыре уровня их организации.

(Структура белка изучается при помощи использования УМК КМ Слайд 5–8, таблицы, рисунок № 14 в учебнике, конструктор “Лего”, проволоку, бусы, видеофрагмент “Образование первичной, вторичной, третичной структуры белка”.)

Вопрос: Какими свойствами обладают белки? Естественное состояние белков называется нативным. Молекулы белка способны менять конфигурации. Нарушение нативной структуры белка называют денатурацией.

Лабораторные опыты № 1.

Тема: “Денатурация белка”.

Цель: изучить условия денатурации белка.“Денатурация белка под действием щелочи (NaOH)”. (I группа).

“Денатурация белка под действием этилового спирта”. (II группа). “Денатурация белка под действием раствора соляной кислоты” (III группа).

“Денатурация белков при нагревании” (IV группа). (Приложение 2 Инструктивные карточки.)

Демонстрация видеофрагментов: “Денатурация белков при нагревании”, “Типы денатурации” (УМК КМ Слайды 9, 10).

Вопрос:

1. Какие функции выполняют белки в клетке?

(УМК КМ Слайд 11).

Учитель биологии: Очень важна ферментативная функция белков. Белковые молекулы ферментов способны ускорить течение биохимических реакций в клетке в сотни миллионов раз. К настоящему времени изучено более тысячи ферментов, каждый из которых способен влиять на скорость течения той или иной биохимической реакции.

Лабораторный опыт № 2.

Тема: “Качественные реакции на белки” биуретовая реакция (доказывает наличие пептидной связи); ксантопротеиновая реакция (доказывает наличие ароматических радикалов).

Лабораторный опыт № 3.

Тема: “Действие фермента каталазы”. (Приложение 2)

Фермент каталаза расщепляет токсичный пероксид водорода, который непрерывно образуется в клетке в процессе жизнедеятельности.

Цель работы:

1. Доказать присутствие фермента каталазы в животных и растительных клетках.
2. Доказать, что фермент каталаза имеет белковую природу.

Вопрос: Почему у человека сбивают высокую температуру?

Демонстрация слайдов:

(УМК КМ Слайды 1218).

1. Каталитическая функция белков (УМК КМ Слайды 12).

2. Регуляторная функция белков (УМК КМ Слайды 13).

3. Структурная функция белков (УМК КМ Слайды 14).

4. Транспортная функция белков (УМК КМ Слайды 15).

5. Защитная функция белков (УМК КМ Слайды 16).

6. Движущая функция белков (УМК КМ Слайды 17).

7. Запасающая и энергетическая функция белков (УМК КМ Слайды 18).

Учащиеся обсуждают вопросы в группах и дают ответ на поставленные вопросы, делают записи в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают мысль о сходстве и различии белков в живых организмах, делают записи в тетради.

 

Учащиеся по слайду №2 изучают строение аминокислот, их свойства, многообразие, сходство и различие. Приходят к мысли о единстве происхождения всего живого на Земле.

 

 

Учащиеся просматривают видеофрагмент “Образование пептидной связи в молекуле белка” и делают записи в таблице.

 

 

Учащиеся изучают структуры белка и делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

Учащиеся изучают свойства белков, выполняя по группам лабораторные опыты с белком куриного яйца и делают выводы при каких условиях происходит денатурация белков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают функции в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют по инструктивной карточке лабораторный опыты:

“Качественные реакции на белки” “Действие фермента каталазы”. и делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся по слайдам изучают функции белков.

4 Этап первичного закрепления материала. Закрепить изученный материал 5 мин Использование метода “Правильный круг”..

Тестирование по группам.

(Для тестирования используется УМК КМ Слайд 21. “Итоговое тестирование”.

За каждый правильный ответ каждый получает жетон.

Все учащиеся  класса выстраиваются перед четырьмя кругами Учащиеся отвечают на вопросы теста и становятся в круги ответов а), б), в), г). За правильный ответ получают жетон.
5 Рефлексивно-оценочный этап. Провести рефлексию деятельности группы 4 мин Метод “Фруктовый сад”.

1. Рефлексия деятельности группы по различным видам деятельности.
2. Оценивание вклада каждого учащегося в работу группы.
3. Записывая количество баллов (жетонов) на фруктах (яблоках – активное участие, лимонах– менее активное участие).

Учащиеся оценивают свой вклад в работу группы и подводят итоги работы группы. записывают количество баллов на фруктах и прикрепляют их на деревья, нарисованные на доске, магнитами.
6 Подведение итогов. Анализ выполнения поставленных задач 1 мин Учитель биологии задает вопросы:

1. Выполнили ли мы все поставленные задачи?
2. Что нового вы узнали на этом уроке?
3. Какой материал поняли полностью или частично?
4. Насколько активно работали?

(Презентация)

Учащиеся анализируют выполнение поставленных задач, делятся своими впечатлениями.
7 Постановка домашнего задания.

(Дифференцированно.)

Пояснить домашнее задание 1 мин Предлагает: по биологии
  1. изучить материал по § 11 и записям в тетради;
  2. ответить на вопросы в конце § 11;

по химии:

  1. изучить материал по § 17 и записям в тетради;
  2. выполнить упр.10 стр.134.
Учащиеся задают по домашнему заданию вопросы по мере необходимости.

Литература.

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник “Общая биология” 10–11 класс.
  2. О.С. Габриелян “Химия” 10 класс
  3. Е.П. Сидоров “Общая биология” пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: “Миф” 1994.
  4. Г.А. Русских. Проектирование игровой деятельности. //Биология в школе 2003-№8.
  5. И.Д. Мухина Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе 2007 – № 6.
  6. В.Н. Кузнецов “Белки и ферменты” // Биология в школе 1997 – № 1.
  7. А.С.Батуев “Характеристика белков” // Биология в школе 1997 – № 6.
  8. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская “Настольная книга учителя химии” 10 класс, “Дрофа” – М.: 2003.