Формирование эффективных жизненных стратегий учащихся через организацию работы школьного научного общества

Разделы: Внеклассная работа


Школьное образование сегодня переориентировано на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости. Речь идёт об образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили.

Главная цель образования сегодня – формирование человека не только знающего и умеющего, но и демонстрирующего эффективное поведение в различных областях жизнедеятельности. Современная школа должна не только научить, дать ученику академические знания, но и воспитать человека успешного, т. е. компетентного.

К основным составляющим качественного образования относятся:

1. Оценка учебных достижений, ключевых компетентностей и наличие социального и общественно полезного опыта (способность молодых людей быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях за счет формирования у себя ключевых компетентностей);
2. Доступность – возможность человека получать образования разными способами (очно, заочно, дистантно, в разных типах учебных заведений и т.п.) и в течение всей жизни;
3. Эффективность – получение образования с наименьшими затратами своих собственных ресурсов (временных, материальных, финансовых) при сохранении высокого качества образования.

Отсюда основная задача школы: наращивание внутренних ресурсов учащихся от ступени к ступени и формирование компетенций как способности использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения целей.

Методическая тема, над которой работает педагогический коллектив МБОУ СОШ №8 г. Коврова, в которой я преподаю, «Формирование эффективных жизненных стратегий развивающейся личности в условиях современной школы». Что такое эффективные жизненные стратегии?

Под жизненной стратегией понимается выбор перспективы развития и прохождения своего жизненного пути, осуществляемый по индивидуальной технологии, направленный на благополучие, успех и самореализацию.

В основе построения жизненных стратегий развития лежит естественное стремление человека к самореализации. Самореализация (самоактуализация) личности – это духовная потребность человека в проявлении собственного внутреннего потенциала.

Стратегия жизни разных школьников состоит в том, что одному удается сразу определить свою основную жизненную линию, другой первоначально может видеть несколько перспектив, направлений своей самореализации и хочет сначала попробовать себя в разных сферах, а затем уже выбрать главное направление. Именно поэтому современная школа должна предоставить ученику как можно больше площадок для самовыражения.

Большие возможности для самораскрытия школьников содержат такие формы работы, как организация работы школьного научного общества, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направлений исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.

В течение трех лет я руковожу работой школьного научного общества учащихся секции гуманитарных наук «Логос». Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей, овладеть искусством дискуссии, содействовать его профессиональному самоопределению учащихся.

Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Школьное научное общество – это эффективное средство становления личностно-ориентированного обучения, обладающего развивающим и воспитательным потенциалом.
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителя. Целью работы научного общества учащихся является: сохранение и непрерывно восходящее развитие потенциала и познавательного интереса учащихся школы. Работа в научном обществе учащихся ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады, внеклассным мероприятия).

На занятиях секций научного общества учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, городских олимпиадах, работают над написанием научно-исседовательских работ, проектов.

Проведенная в течение 3 лет работа обусловила высокие результаты. Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция «Февральские открытия» школьного научного общества «Логос» секции гуманитарных наук. За последние три года повысился уровень исследовательских работ учащихся, существенно расширился их тематический диапазон.

Лауреаты научно-практической конференции «Февральские открытия»
НОУ «Логос» секции гуманитарных наук

Ф.И. участника

Класс

Название работы

Номинация

Результат

2011-2012 учебный год

Куликова Андрей «Краткость – сестра таланта или Путешествие в страну Фразеологизмов» За лингвистический подход в раскрытии темы Грамота
лауреата
II степени
Филиппова Александра «Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки» За интерес к далёкому прошлому и стремление раскрыть его тайны Грамота
лауреата
II степени
Швырёва Анна «Владимирское ополчение» За патриотическое раскрытие темы Грамота
лауреата
II степени
Жаровцева Дарья, Кирсанова Полина «Частотность употребления имен среди девочек МБОУ СОШ №8» За лингвистический подход в раскрытии темы Грамота
лауреата
I степени
Тулюсина Анна «Колокола.
История и современность»
За интегрированный подход в раскрытии темы Грамота
лауреата
I степени
Малько Елена «Сравнительный анализ писем Татьяны Лариной и Евгения Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)» За глубину раскрытия темы Грамота
лауреата
I степени

2010-2011 учебный год

Двоникова Екатерина «Гимн Огню (образ Огня в славянских мифах)» За культуроведческий подход в раскрытии темы Грамота лауреата II степени
Макаров Михаил, Краснов Игнат, Дубов Артем «Аэродром у Больших Всегодичей» За патриотическое раскрытие темы Грамота лауреата II степени
Яковлева Анастасия «Организация лексического состава в художественном произведении Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» За оригинальность выбора темы и её раскрытие Грамота лауреата II степени
Филиппова Александр «Культурологический анализ басни «Стрекоза и муравей» За лингвистический подход в раскрытии темы Грамота лауреата I степени
Тулюсина Анна «Дольмены – отголоски древних цивилизаций» За интерес к далёкому прошлому и стремление раскрыть его тайны Грамота лауреата I степени
Кудрявцева Екатерина «Свадьба: обряды и традиции» За этнографический подход в раскрытии темы Грамота лауреата II степени
Лебедева Валентина «Роль сна в произведениях русской классической литературы» За глубину раскрытия темы Грамота лауреата степени

В 2010-2011 учебном году участница ШНОУ «Логос» Касинская Кристина награждена персональной стипендией Губернатора Владимирской области «Надежда земли Владимирской», в 2011-2012 учебном году участница ШНОУ «Логос» Тулюсина Анна удостоена стипендии мера г. Коврова.

В то же время увеличивается число обучающихся 8-11 классов, занимающихся в очно- заочных и заочных (дистанционных) школа.

ФИО учащегося

Класс

Учебное заведение

Тулюсина Анна Витальевна

Заочная физико-техническая школа при МФТИ
Касинская Кристина Алексеевна

10А

Заочная физико-техническая школа при МФТИ
Прокофьева Ларина Романовна

10А

Заочная экологическая школа при ВлГУ
Юртайкина Ольга Сергеевна

10А

Заочная экологическая школа при ВлГУ

Год от года растет число учащихся, принимающих участие в Международных, во Всероссийских заочных и дистанционных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах, конференциях.

Название олимпиад, конкурсов, чемпионатов

Количество участников

2010-2011 учебный год 2011-2012 учебный год

Международный уровень

Международная лингвистическая интеллектуальная игра «Русский медвежонок – языкознание для всех» 189 179
Международная игра «Золотое руно» 14 19
Международный конкурс по английскому языку «Британский бульдог» 46 72
Международная олимпиада по французскому языку, посвященная Году России во Франции и году Франции в России 7  
VIII Международная Олимпиада по основам наук   4
Международная интеллектуальная игра «Кенгуру» 209 193
Международный фотоконкурс "Ломоносову 300"   2
Международная интернет — викторина «Я знаю о Ломоносове»   2
Международный конкурс фотографий «Чудеса природы»   1
Детский Международный литературный конкурс «Сказка в новогоднюю ночь»   1
I международный конкурс детского рисунка «Пасхальная радость»   1
Международный дистанционный конкурс по читательской грамотности "Почитай-ка"   21

Всероссийский уровень

Всероссийские молодежные предметные чемпионаты 305

440

Всероссийский «Эрудит-марафон учащихся» 177 166
Всероссийский конкурс исследовательских работ и проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» 1 2
Всероссийский конкурс "Товарищ, верь!..   1
Всероссийский детский творческий конкурс "Святые заступники Руси"   1
Всероссийский дистанционный конкурс по орфографической грамотности "Грамотей-марафон"   20
I Всероссийская дистанционная олимпиада по французскому языку, раздел « Страноведение» (Центр "Снейл")   16
Всероссийский конкурс по русскому языку "Родное слово"   102
Всероссийский дистанционная мульти олимпиада – марафон "Муравейник-2012"   75
Всероссийский конкурс "Чип 2012   92
4 Всероссийская дистанционная викторина "Гуманитарный марафон"   1
Всероссийское дистанционное интеллектуальное путешествие "Вундеркинд"   1
Всероссийский дистанционный конкурс «Рождественская звезда» в номинации «Рождество в Германии (викторина)»   2
Сетевой межрегиональный конкурс творческих работ учащихся «Приходи к нам, Рождество!»   2
Сетевой межрегиональный (с международным участием) конкурс творческих работ учащихся "Ура! У нас каникулы!"   2
Всероссийская дистанционная олимпиада школьников по литературе "Юный литературовед"   8
Всероссийский дистанционный конкурс школьных сочинений и эссе "Весеннее пробуждение природы"   1
Всероссийский открытый заочный конкурс "Интеллект-экспресс"   5
Общероссийская предметная олимпиада Олимпус Осенняя сессия по русскому языку   40
Общероссийская предметная олимпиада Олимпус Осенняя сессия по английский языку   40

В 2011-2012 учебном году 179 человек приняли участие в Международной лингвистической интеллектуальной игре «Русский медвежонок – языкознание для всех», 193 человек – во Всероссийской интеллектуальной игре «Кенгуру», 19 человек – в Международной игре «Золотое руно», 72 человека – в Международном конкурсе по английскому языку «Британский бульдог».

Таким образом, грамотно спланированная работа школьного научного общества способствует развитию у учащихся определённого интереса к познанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умения быстро адаптироваться, используя свой творческий потенциал, организует личность в ее профессиональном самодвижении, то есть способствует формированию эффективных жизненных стратегий развивающейся личности.