Родительское собрание: "Давайте пообщаемся!" (в форме тренинга)

Разделы: Школьная психологическая служба


Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Демокрит

Цель тренинга: развитие непосредственного коммуникативного поведения, способности к спонтанному общению, раскованности и внутренней свободе.

Задачи:

– формировать культуру человеческого общения;
– способствовать снятию коммуникативных барьеров;
развивать интерес к познанию своих способностей и личностных качеств;
– содействовать активному взаимодействию и сплочению родителей.

Принципы работы в группе:

– принцип активности участников;
– принцип творческой позиции: есть проблема – есть решение;
– принцип объективности поведения;
– принцип партнерского общения.

Продолжительность тренинга: 1 час.

Оборудование: бумага, ручки, фломастеры, лист ватмана, магниты, кнопки.

План тренинга:

Название упражнения Регламент
1 Знакомство «Самопрезентация» 10 мин.
2 Принятие правил работы в группе 4 мин.
3 Разминка 3 мин.
4 Групповая дискуссия «Легко ли быть родителем».
Выработка правил групповой дискуссии.
15 мин.
5 Игра «Путаница» 3 мин.
6 Упражнение «Эффективный родитель» 15 мин.
7 Проективный рисунок «Наша группа» 5 мин.
8 Рефлексия «Здесь и теперь» 5 мин.
Всего: 60 мин.

ХОД ТРЕНИНГА

1. Знакомство

Назначение:

– формирование у членов группы установки на взаимопонимание;
– определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником;
– создание климата психологической безопасности.

Вариант А: «Самопрезентация»: Каждый участник группы, представляясь, называет по желанию свое увлечение, девиз жизни, те качества, которые помогают эффективному общению.

Вариант Б: «Интервью»: Участники разбиваются на пары и проводят взаимное интервью. По окончании – каждый представляет своего партнера. Участники могут задавать любые вопросы.

2. Принятие правил работы в группе

Назначение:

– установление принципов работы в группе;
– создание чувства особенности общения в группе.

Предложить для свободного обсуждения правила работы в группе:

а) активность, ответственность каждого за результат работы группы;
б) откровенность и искренность;
в) конфиденциальность;
г) правило «Стоп»;
д) правило поднятой руки

В заключение обсуждения желательно, чтобы каждый участник осознал необходимость введения этих правил и выразил готовность следовать им в процессе тренинга.

3. Разминка

Назначение:

– снятие напряжения;
– развитие навыков свободного, раскованного общения.

Вариант А: Упражнение «Смена мест». Участники сидят на стульях по кругу, водящий стоит в центре и командует: «Меняются местами…» (продолжение фразы может быть любым, например: «…все блондины», «все, кто любит музыку» и так далее). Во время смены мест водящий должен успеть занять свободный стул. Следующим водящим становится тот, кому не хватило места.

Вариант Б: Игра «Не урони!». Участники встают в круг и перебрасывая друг другу мяч, называя каждый раз, какой предмет он обозначает. Например: кирпич, хрустальная ваза и т.д. Тот, кто ловит мяч, должен изобразить, как бы он поймал этот предмет, соответственно его тяжести, хрупкости и т.д.

Вариант В: Игра «Не столкнись».

4. Групповая дискуссия

Назначение:

– определение и развитие умений участников, необходимых для эффективного группового общения;
– знакомство с правилами ведения дискуссии.

Вариант А: выбирается тема для обсуждения, которая может быть предложена ведущим или группой. Тема дискуссии звучит в общей формулировке, например,  «Что такое дружба?», «Откуда берутся равнодушные?». Может выдвигаться конкретная ситуация для обсуждения.

Вариант Б: тема дискуссии известна заблаговременно, например,  «Легко ли быть родителем?»

После дискуссии проводится обсуждение. Вначале самоанализ своей деятельности дает тот, кто выступал в роли лидера, был ведущим дискуссии: насколько он выполнил свою задачу, что получилось, что нет, в чем испытывал трудности, как помогала группа. Затем обращается внимание на общение самих участников в процессе дискуссии:

– Чем была дискуссия интересна тебе лично?
– Что ты открыл для себя?
– Как оцениваешь свое участие?
– Какие чувства испытывал во время дискуссии?
– Кто из выступающих запомнился и почему?
– Что мешало? Что помогало?
– Чему мы все вместе можем научиться?

В заключение групповой дискуссии, внимание участников акцентируется на правилах проведения дискуссии.

5. Игра «Путаница»

Назначение:

– снятие напряжения, усталости;
– сплочение группы.

Участники тренинга встают в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого другого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. После этого все открывают глаза. Задача группы распутаться и встать в круг.

6. Упражнение «Эффективный родитель»

Назначение:

– формирование чувства внутренней устойчивости и доверия самому себе;
– развитие умений думать о себе в позитивном ключе.

Участникам по кругу предлагается назвать качества, характерные для эффективного общения (в роли родителя). Ведущий фиксирует все качества на доске. После того, как будет сформирован список из 20-25 качеств, участникам предлагается поработать с эти списком: методом исключения в списке должно остаться не более 10 качеств (качества исключаются только после того, как все участники будут согласны). После того, как в списке останется 10 качеств участникам предлагается проранжировать их по мере значимости, а затем оценить степень их наличия у себя.

7. Проективный рисунок «Наша группа»

Назначение:

– утверждение чувства групповой поддержки, близости, значимости группы для каждого.

Группа получает лист ватмана, каждый участник – фломастер (цвета фломастеров не повторяются). Задание: молча, не обмениваясь фломастерами, всем вместе нарисовать свою группу. Затем проанализировать рисунок.

8. Рефлексия «Здесь и теперь»

Назначение:

– отработка навыка рефлексии;
– развитие навыка самодиагностики состояния.

Каждому участнику предлагается проговорить свое состояние. Участники выражают свое представление обо всем происходящем в группе и с ними. Ведущий стимулирует обсуждение такими вопросами; «Как ты себя чувствуешь?», «Что получили?», «Что возьмете с собой?» и др. Ведущий анализирует свое состояние со всеми.

В заключение встречи, предлагается памятка для родителей (Приложение 1).

Литература:

  1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения – СПб.: Питер,2007
  2. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004
  3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991
  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М., 1992
  5. Игры: обучение, тренинг,  досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М.: Новая школа, 1994

Приложение:

Памятка для родителей «Методы поддержки ребенка, пути повышения самоуважения»