Урок-практикум "Гидролиз солей"

Разделы: Химия


Приложение 1

Цель урока: Продолжить формирование представлений о сущности и значении гидролиза солей;составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава каждой соли. Приложение 2

Задачи урока: Формировать умения теоретически обосновывать результаты эксперимента по гидролизу солей; научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии; сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента.

Оборудование: Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; таблица “Окраска индикаторов в различных средах”; растворы солей: хлорида цинка, фосфата натрия, хлорид калия; универсальная индикаторная бумажка; мультимедийное устройство

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Активизация знаний учащихся:

Гидролиз – реакция обмена между растворимыми солями и водой

Сильные кислоты – кислоты, являющиеся сильными электролитами (H2SO4, HCl, HNO3, HBr, HI, HClO4 и другие)

Слабые кислоты – кислоты, являющиеся слабыми электролитами (H2CO3, H2SO3, H2S, H2SiO3, H3PO4 и другие)

Сильные основания – сильные электролиты - щелочи (NaOH, KOH, Ca(OH)2 и другие)

Слабые основания – нерастворимые основания, слабые электролиты (Cu(OH)2, Al(OH)3 и другие) Приложение 3

III. Выполнение упражнений.

Задание: По материалам видеосюжета заполнить таблицу Приложение 4

Формула соли Уравнение реакции гидролиза Среда раствора
     
     
     

Таблицу заполнить по вариантам.

I вариант. Записать уравнения реакции для следующих солей: Na2SiO3, Na2SO4, NH4Cl

II вариант. Записать уравнения реакции для следующих солей: ZnSO4, NaCl, Na2CO3 Приложение 5

Экспериментальная задача: Исследуйте реакцию среды растворов солей: КCl, Na3PO4, ZnCl2, результаты занесите в таблицу и на основании наблюдений сделайте вывод о типе соли, типе гидролиза (по какому иону) и среде раствора соли. Приложение 6

I этап выполнения работы:Определитьхарактер среды в растворах солей с помощью индикатора.(Работа с таблицей) Приложение 7

II этап выполнения работы: Записать уравнения реакций гидролиза предложенных солей. Все данные оформить в таблице. Приложение 8

  Уравнение реакции гидролиза Тип гидролиза
КCl    
Na3PO4    
ZnCl2    

По результатам выполненных заданий назвать типы известных нам солей по силе исходных кислот и оснований.

Классификация солей. Приложение 9

1 тип: Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой

KNO3, Na2SO4, ...

2 тип: Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой

Сu(NO3)2, FeSO4, ...

3 тип: Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой

Na2CO3, K2S, ...

4 тип: Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой

ZnS, FeSO3, ...

Рассмотрим, каковоместо гидролиза солей в заданиях ЕГЭ. Приложение 10

Задания А-24 (ЕГЭ)

Кислую среду имеет водный раствор:

  1. K3PO4
  2. NaCl
  3. Na2CO3
  4. ZnSO4

Задания В-4 (ЕГЭ-2013)

Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.

Формула соли Среда раствора
А) KNO2 1) кислая
Б) Al2(SO4)3 2) щелочная
B) KNO3 3) нейтральная
Г) KCN  

Гораздо более значим и многообразен гидролиз обратимый. Например, в результате гидролиза алюмосиликатов происходит разрушение горных пород. Гидролиз карбоната натрия, фосфата натрия применяется для очистки воды и уменьшения её жёсткости. Приложения 11,12,13

Значение гидролиза в природе

  • Преобразование земной коры
  • Обеспечение слабощелочной среды морской воды

Значение гидролиза в народном хозяйстве

  • Порча производственного оборудования
  • Выработка из непищевого сырья ценных продуктов (бумага, мыло, спирт, глюкоза, белковые дрожжи)
  • Очистка промышленных стоков и питьевой воды
  • Подготовка тканей к окрашиванию
  • Известкование почв

Значение гидролиза в повседневной жизни человека

  • Стирка
  • Мытье посуды
  • Умывание с мылом
  • Процессы пищеварения

IV. Закрепление

Задание: Приложение 14

Исключите лишнюю соль из списка:

А) ZnCl2, CuSO4, KNO3, Ni(NO3)2

Б) K2S, AgNO3, CrCl3, Pb(NO3)2

В) Na2S, CaCl2, Li3PO4, K2CO3

Г) KNO3, MgBr2, Na2SO4, CaI2

Д) SnCl2, Al(NO3)3, PbSO4, Fe2(SO4)3

Напишите уравнения реакций гидролиза выбранных вами солей.

V. Домашнее задание

Параграф 16, упр. 3 - 8 стр. 186.

По вопросу приложений обращайтесь к автору статьи.