Разработка конференции по химии на тему "Многообразие природных бинарных соединений". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Пояснительная записка

Конференцию “Многообразие природных бинарных соединений” целесообразно проводить после изучения таких тем как “Составление формул и номенклатура бинарных соединений”, “Химическая связь”, “Степень окисления”, “Массовая доля химического элемента”, “Кристаллические решетки”, “Важнейшие классы бинарных соединений”.

Конференция является итогом реализации информационно-исследовательского проекта “Многообразие бинарных соединений в природе”. Каждый обучающийся имеет возможность выбрать наиболее заинтересовавшее его соединение. Работа над проектом осуществляется в течение 3-4 недель. На школьном сайте размещается положение о проекте (см. ниже), обучающимся предлагается сообщить тему проекта учителю. Учащийся должен в разделе “Комментарии” (на школьном сайте) указать название выбранного им бинарного соединения. Благодаря такому способу информации темы работ становятся известны не только учителю, но и всем участникам проекта. Также все вопросы, которые возникают у обучающегося в ходе выполнения работы, он должен задавать учителю на страницах школьного сайта. Такая технология работы над проектом способствует не только развитию коммуникативных способностей ученика, но и дает возможность привлечь учащихся к школьной жизни, вызывает необходимость систематического ознакомления с новостями школьной жизни.

Рекомендации для учащихся 8 классов по выполнению информационно-исследовательского проекта по химии “Многообразие бинарных соединений в природе”

Цель проекта: изучить многообразие природных бинарных соединений, познакомиться с возможными названиями этих веществ, включая этимологию, охарактеризовать типы химической связи в этих соединениях, а также рассмотреть значение бинарных веществ в природе и жизни человека.

Участники проекта

В проекте участвуют учащиеся 8а, 8б, 8в классов МАОУ “Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратова””

Содержание проекта

  1. Учащиеся в отчетных работах представляют материал по плану:
  2. Химическая формула бинарного вещества
  3. Возможные названия бинарного вещества, этимология названий
  4. Степени окисления атомов элементов, входящих в бинарное вещество
  5. Вид химической связи
  6. Схема образования химической связи в данном в исследуемом бинарном веществе (показать электроны внешнего уровня)
  7. Расчеты на нахождение массовых долей элементов в данном веществе
  8. Нахождение в природе
  9. Физические свойства
  10. Значение в природе, в жизни и деятельности человека
  11. Использованная литература, Интернет-источники, электронные пособия
  12. В качестве дополнительного материала по проекту участники могут представить презентацию по выбранной теме или творческое сочинение (сказку, поэму, эссе и т.п.), а также поделку, рукоделие или т.п. об исследуемом бинарном веществе.

Сроки и порядок проведения проекта

Проект проводится с 17 декабря 2011 года по 16 января 2012 года. Консультации можно получить у учителя химии, задав вопросы на школьном сайте по данной ссылке http://sargymn1.ru/content/view/299/171/#comments

После проверки всех работ состоится урок-конференция, на котором будут заслушаны наиболее интересные работы учащихся.

В проекте допускается только индивидуальное участие учащихся.

Участники проекта представляют печатный (или рукописный) вариант работы.

Требования к оформлению проектных работ

Объем печатной работы не должен превышать 3страниц формата А4. Наличие титульного листа обязательно (предлагается приложение с образцом оформления титульного листа).

  • формат Microsoft Office Word 2003, 2007;
  • шрифт “Times New Roman”;
  • основной текст – кегль 14, через 1,5 интервала;
  • поля – 2 см (слева, справа, сверху, снизу);
  • абзацный отступ – 1,25 см;
  • расчеты по нахождению массовых долей должны быть полными и могут быть представлены в рукописном варианте;
  • схема образования химической связи может быть изображена “от руки”.

Требования к оформлению текста:

  • фамилия и инициалы автора набирается полужирным шрифтом, а название проекта – полужирным шрифтом и прописными буквами;
  • названия разделов печатаются полужирным шрифтом (без нумерации);
  • список литературы располагается в алфавитном порядке в конце текста статьи, перед примечаниями;
  • список других источников (например, веб-сайтов и примечаний) набирается также 12 кеглем и дается в сплошной нумерации сразу же после списка литературы.

Требования к оформлению презентаций:

  • работа может содержать мультимедийные элементы (объекты): видео/аудио фрагменты, анимированные объекты, в т.ч. интерактивные;
  • для аудио/видео использовать формат MPEG или RealVideo;
  • общий объем презентации – не более 2 МB.

Презентации пересылать по электронной почте

Проверка работ

При оценке работ учитывается:

  • Уровень раскрытия темы;
  • Степень самостоятельности рассмотрения темы;
  • Широта и характер использования источников;
  • Творческий подход к выполнению

Конференция “Многообразие природных бинарных соединений”

Цель: показать взаимосвязь живой и неживой природы, единство закономерностей составления формул, строения вещества, процессов, протекающих в природе.

  • Образовательные задачи: на примере природных бинарных соединений повторить известные сведения о типах химической связи, видах кристаллических решеток, определение степеней окисления атомов элементов, нахождении массовых долей элементов
  • Воспитательные задачи: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, воспитание наблюдательности, стремления к самостоятельному поиску.
  • Развивающие задачи: развитие умения участвовать в проблемном диалоге, развитие общей эрудиции учащихся, познавательного интереса.

Методы и методические приемы: беседа, выступления-сообщения учащихся, рассказ учителя, дидактические игры, демонстрация электронных презентаций учителя и обучающихся, демонстрация видеофрагментов ,и химического опыта, компьютерное тестирование с использованием ЭОР.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация учителя, электронные презентации обучающихся, химический стакан, пинцет, фильтровальная бумага, скальпель.

Реактивы: на демонстрационном столе - образцы природных бинарных соединений: поваренная соль, вода, красный железняк, магнитный железняк, бурый железняк, бокситы, натрий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели и актуализации знаний

III. Вступительное слово учителя: ребята, сегодня мы подводим итоги вашей работы по реализации информационно-исследовательского проекта “Многообразие бинарных соединений в природе”. Проект - это результат скоординированных совместных усилий учащихся и учителя. Школа будущего - это школа проектов. Ваши работы интересны, разнообразны, многогранны и увлекательны, а работа над проектом открыла вам неизвестные тайны удивительной науки - химии.

IV. Веселая разминка (все игры сопровождаются электронной презентацией учителя)

а) игра “Вставьте пропущенные слова”: Слайд 1-2

б) составьте формулу нитрида магния Слайд 3

в) компьютерное тестирование в режиме on-linе - составление формул бинарных соединений http://fcior.edu.ru/card/4609/trenazher-sostavlenie-formul-oksidov-i-hloridov.html

г) укажите формулу: Слайд 4

д) распределите соединения: Слайд 5

е) упражнения в режиме on-linе - определение степеней окисления атомов элементов

http://fcior.edu.ru/card/9923/trenazher-opredelenie-stepeney-okisleniya-v-slozhnyh-veshestvah.html

V. Многообразие природных бинарных соединений выступления обучающихся

1) поваренная соль

Примерное содержание исследовательской работы обучающегося

Поваренная соль – природное бинарное соединение (выступление сопровождается презентацией обучающегося)

Возможные названия бинарного вещества, этимология названий

Натрия хлорид, хлористый натрий, поваренная соль, NaCl, натриевая соль соляной кислоты. Произошло от латинского слова “sal”, которое происходит от греческого термина “hals” - означающего “море”. Римским солдатам выдавали разрешение на покупку соли salarium argentum, от которого произошло английское слово salary (заработная плата) и русское слово - солдат.

Степени окисления атомов элементов, химическая связь

Na+Cl-

Химическая связь – ионная

Расчеты на нахождение массовых долей элементов в данном веществе

w(Na) = 23 : 58,5 . 100 = 39,3%

w(Cl) = 100 – 39,3 = 60,7%

Нахождение в природе

Хлорид натрия известен в быту под названием “поваренная соль”, основным компонентом которой он является. Хлорид натрия в значительном количестве содержится в морской воде, создавая её солёный вкус. Встречается в природе в виде минерала галита (каменная соль). Встречается в природе в виде осадочных пород, в воде озер, морей, подземных источников.

Значение в природе, в жизни и деятельности человека

Это важный пищевой продукт, служит также для консервирования мяса, рыбы и другого, добавляется в корм скоту. Один из главных видов химического сырья, идёт на получение едкого натра, хлора, соды, сульфата натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия и металлического натрия и др. Играет важную роль в физиологических процессах в организме человека: при дефиците NaCl в организме наблюдается сгущение крови, могут развиться спазмы гладкой мускулатуры, судорожные сокращения скелетных мышц, нарушения функций нервной системы и кровообращения. При некоторых заболеваниях (почек, гипертонической болезни) необходимо ограничить поступление хлорида натрия в организм.

Значение соли в жизни людей хорошо отражает “малая форма народного творчества” — пословицы и поговорки. Особенно сильно это проявляется у наших предков-славян, для которых соль считалась священной. Она являлась символом верности, дружбы. Например: “Без соли не вкусно, без хлеба не сытно”; “Без соли, без хлеба — половина обеда”; “Думай не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь”; “Пуд соли вместе съесть” и многие другие.

Социальный опрос

Учителям и ученикам 9-х классов МАОУ “Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратова” было задано 7 вопросов про поваренную соль и ее свойства. Приводим ответы на некоторые из них:

1) Вопрос: любите ли вы солёное? 2) Вопрос: отмечаете ли вы у себя привычку
- да добавлять соль в пищу, предварительно не
- нет попробовав ее? – да, - нет

 

3) Вопрос.

Какова норма суточного потребления поваренной соли в пищу, согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения?

-1-2 г

-3-5г и -7-10г

Заключение

По результатам соцопроса мы видим, что практически все ученики знают, в каких продуктах содержится наибольшее количество соли. Многие любят соленые продукты и добавляют соль в пищу. Но не все знают, какое заболевание возникает при злоупотреблении соли. В 9в классе об этом информирован всего один человек.

Чтобы улучшать знания людей о NaCl нужно создавать буклеты, в которых будет написана полезная информация об улучшении своего здоровья.

Обобщение по работе “Поваренная соль”

Учитель: Итак, ребята, познакомьтесь со сводной таблицей и заполните пустые клетки: Слайд 7

2) вода – выступление обучающегося, сопровождающееся показом слайдов, демонстрацией эксперимента “Взаимодействие натрия с водой” и видеофрагмента “Взаимодействие алюминия с иодом в присутствии воды””:

Слайд 8–11

3) углекислый газ

Учитель: какой процесс называется фотосинтезом?

Слайд 13

Какие бинарные соединения участвуют в фотосинтезе?

Выступление обучающегося, сопровождающееся электронной презентацией, а также демонстрацией видеофрагментов о получении и свойствах углекислого газа:

Слайд 16-17

Учитель: заполните пустые клетки:

4) сероводород – выступление обучающегося, сопровождающееся электронной презентацией и демонстрацией видеофрагмента “Получение сероводорода и изучение его свойств”:

VI. Подведение итогов

Ребята, сегодня на примере природных бинарных соединений мы вспомнили такие понятия как атом, молекула, степень окисления, повторили вопросы о типах химической связи, видах кристаллических решеток, массовых долях химических элементов. Выступления ваших одноклассников были очень содержательными, благодаря им вы узнали о многообразии природных бинарных соединений, происхождении их названий, особенностях химического поведения, нахождении в природе, значении для человека. Сегодня вы продемонстрировали свой первый опыт по реализации проектов. При изучении химии мы будем продолжать исследовательскую деятельность, с каждым проектом вы будете решать все более сложные проблемы, выдвигать гипотезы, находить ответы, приходить к правильным решениям. Желаю вам успехов!

VII. Список использованной литературы и интернет-источников

  1. Бетехтин А.Г. “Курс минералогии”, Государственное Издательство геологической литературы, Москва, 1951, 542 с
  2. Хомченко Г.П. “Пособие по химии для поступающих в вузы”.  4-е изд., испр. и доп. - М.:
  3. Новая волна, 2002, 480с
  4. Большой энциклопедический политехнический словарь, 2004.
  5. http://www.xumuk.ru/lekenc/6271.html
  6. Коллекция ФЦИОР