Методы допрофессиональной подготовки у детей школьного возраста на занятиях изобразительной деятельности

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: знакомство с методами допрофессиональной подготовки детей школьного возраста на занятиях ИЗО

Задачи:

  • использование методов формирования практического опыта на разных курсах обучения в сферах познавательной и профессиональной деятельности на занятиях изобразительной деятельности
  • методы выявления интересов и склонностей воспитанников;
  • критерии готовности обучающихся к выбору профессии.

Под предпрофильной подготовкой – понимается система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организованной деятельности, соответствующей самоопределению обучающихся относительно профилей дальнейшего обучения и будущей сферы профессиональной деятельности.

Концепция модернизации российского образования нацелена на создание механизма устойчивого развития системы образования на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности.

Базовым звеном в образовании названа общеобразовательная школа, которая призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, воспитывать гражданскую ответственность школьников, их правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, но школа в отличие от дополнительного образования не предоставляет возможности реализовать себя в выбранной профессии.

Прежде, чем говорить о допрофессиональной подготовке, следует отметить, что изобразительное искусство существенно отличается от других направлений, ибо связано с формированием эмоционально-образного восприятия человеком окружающей действительности.

По справедливому утверждению Б.М.Неменского (российский живописец, педагог в области психологии художественного образования и воспитания), процесс освоения предшествующего опыта последующими поколениями осуществляется в науке и искусстве разными путями. В научных дисциплинах его содержание изучается, а в художественных – проживается. В результате, благодаря научным дисциплинам, формируется научно-теоретическое мышление человека, а предметы искусства способствуют развитию его эмоционально-образного мышления. Поэтому, принципиальным отличием художественного образования является опора на чувства и интеллект при тесном взаимодействии этих начал.

Профилизация художественного образования связана со специальным художественным и художественно-педагогическим направлениями.

Как известно, специальное художественное образование имеет развивающий характер и требует ранней профессиональной ориентации. Это возможно при наличии в учебном заведении определенных условий, которыми обладают учреждения дополнительного образования. Поэтому предпрофильное образование в изобразительном творчестве имеет три ступени:

1-я ступень – подготовительное отделение;
2-я ступень – 1-3 курс
3-я ступень – 4-5 курс.

1 – ступень – подготовительный этап «Развитие интересов к изобразительному творчеству»
2 – ступень – предпрофильный этап «Познание себя»

Цель – создание условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, позволяющих совершить учащимся осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Задачи:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • формирование образа «Я» через ответы на вопросы: «Кто Я?», «Что Я умею делать?», «Что МНЕ нравится делать?», «Что Я хочу делать?»;
  • вовлечение учащихся в творческую деятельность в выбранной образовательной области;

3-я ступень – предпрофильный этап «Поле проб».

Цель: конструирование условий, способствующих формированию культур самоопределения.

Задачи:

  • расширение представлений учащихся об образовательных программах, реализуемых художественным училищем;
  • расширение представлений учащихся о рынке труда, о вузах о специальностях, по которым готовят в данных учебных заведениях;
  • развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данным специальностям;
  • развитие рефлексии (это деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира);
  • создание технологии выбора и изменения образовательного маршрута.

1 ступень иначе называется – информационная, расширение представлений учащихся об образовательной области в которую пришли обучаться дети.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но творческим потенциалом художественного развития обладает каждый человек, и этот потенциал надо раскрыть. Поступая в художественную школу, дети, в большинстве своем, не имеют художественных навыков, так необходимых для рисовальщиков.

Образовательный процесс представляет собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников по решению образовательных, воспитательных и развивающих задач. От педагога требуется целый комплекс личностных качеств и умений для того, чтобы он был в состоянии обеспечить руководство. Построение системы обучения искусству основывается на гибкости и отсутствии жесткой детерминированности. Это дает ей значительно более серьезные преимущества в разностороннем развитии личности ребенка, всех его природных сил и способностей. В рисовании действует принцип: ребенок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире.

Главная задача преподавателя – не определять, а развивать у детей способности.

Принципы развития творческих способностей:

  • Уделять внимание всем качествам, входящим в целостную систему творческих способностей;
  • Объяснение и практический показ приемов работы;
  • Использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут пригодиться в любых видах деятельности.

Педагог, демонстрируя собственные работы воспитанникам, побуждает их на творчество и желание рисовать. Посещение обучающимися персональной выставке педагога, способствует развитию творческого потенциала – неотъемлемой части творческих профессий. Его развитие связано с потребностями, эмоциями, мыслями человека. Задача педагога сделать процесс творчества доступным для всех обучающихся, для чего необходимо разнообразить учебную деятельность учащихся, постоянно будить воображение, вызывать желание постигать азы искусства рисования.

Самостоятельные опыты в творческой деятельности активно способствуют профессиональной ориентации учащихся. Пробуя себя в различных видах деятельности и наконец, выбрав наиболее близкий для себя, они начинают серьезно задумываться о своей дальнейшей профессиональной деятельности, о своем месте в обществе. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через свои рисунки.

2 ступень – психологическая, расширение представлений о себе, своих способностях и возможностях. Развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данным специальностям.

Программа «Рисунок. Живопись. Композиция» имеет художественную направленность и создаёт условия для развития творческой активности личности с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего, рисование. Обучение детей технике рисования, графическим навыкам и умениям не является самоцелью. Это необходимое средство введения детей в мир творчества и свободы самовыражения. Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиции, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.

Программа рассчитана на обучение детей от 7 до 16 лет. Структура учебного плана предполагает 3 этапа осуществления содержания программы: I этап – подготовительный, II этап – базовый (1-3 курс), III этап – предпрофильный и профильный (4 и 5 курс).

Для обучения принимаются все учащиеся указанного выше возраста, проявляющие интерес к изобразительной деятельности.

Обучение в художественной школе предполагает два года занятий в подготовительном отделении. Занятия в подготовительном отделении способствуют развитию чувственного аппарата ребенка. Желательно, чтобы на подготовительное отделение приходили дети, начиная с 7-8 лет. Тогда они своевременно получат определенное развитие со стороны психики, будет заложен фундамент для дальнейшего роста. Обучение в подготовительной группе является не обязательным, если ребенок достиг возраста 10 лет. За 4 четыре основных курса учащиеся овладевают основами изобразительного искусства. На 5-ый курс зачисляются дети для подготовки в специализированные учебные заведения.

1-3 курсы являются базовым этапом в процессе освоения художественного ремесла. Данный раздел рассчитан для детей 10-15 лет. Углубленное изучение отдельных предметов художественно-эстетического цикла является ранней предпрофильной подготовкой и профильным обучением в системе базового профессионального художественного образования, а так же предусматривает изучение таких учебных курсов, как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», что является обязательным и общедоступным. Уровень подготовки при приеме на 1 курс определяется практическим путем и домашними работами. Основанием для перевода на следующий год обучения является успешное выполнение программы предыдущего год. Основными задачами обучения являются – прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятия, воспитывая живописную культуру, основанную на изучении изобразительного и теоретического наследия прошлого. Воспитывать умение видеть большими отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цветов предметов в зависимости от особенностей окружающей среды и характера освещенности. В процессе обучения воспитывать у учащихся эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного содержания, а также достижение результативности в обучении при сохранении реалистического подхода к изображению натуры. Длительный учебный рисунок с неподвижной натуры является главной формой обучения. Основанный на продолжительном наблюдении и изучении натуры, он способствует правдивой передаче видимых предметов и явлений, их особенностей и свойств, дает учащимся необходимые теоретические знания и практические навыки.

В результате изучения программы 1-3 курса учащиеся должны знать:

  • правила построения предметов и передача их объема с помощью светотеневых отношений;
  • последовательное ведение работы;
  • основы наблюдательной, т.е. наглядной перспективы;
  • основные положения живописи, рисунка и композиции.
  • некоторые сведения о пластической анатомии человека и животных;
  • средства передачи фактуры и материала.
  • правила передачи материала и пространства для достижения точности, реалистичности образа.

В процессе обучения дети принимают участие в конкурсах, выставках, фестивалях. Участие и победы дают учащимся стимул к продолжению творческого пути и не останавливаться на достигнутых результатах.

В художественную школу принимаются все желающие и в процессе обучения выявляются дети одаренные, которые нацелены на поступление в художественные учебные заведения. Этим детям необходима предпрофильная и профильная подготовка и это является следующей ступенью обучения – 4 и 5 курсы. Таким образом, у учащихся в процессе обучения формируется учебная мотивация через предпрофильную подготовку.

3 ступень – деятельная, вовлечение учащихся в активную творческую, деятельность, в социально значимую деятельность.

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учеником. Важное значение имеют способы обучения, расположение учебного материала, учебный план, программа, принципы обучения, цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом.

Задачи программы «Рисунок, живопись, композиция» на прямую касаются допрофессиональной подготовки.

Среди них:

  1. Освоение учащимися знаний теоретических основ живописи, элементарных основ реалистического рисунка;
  2. Развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления;
  3. Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  4. Воспитание любви к искусству и духовной культуре личности.

Программа 5 курса обучения ставит перед собой цель углубить усовершенствовать полученные знания и умения учащихся.

Многие учащиеся приходят заниматься на 5 курс для того, чтобы лучше подготовиться для поступления в средние и высшие художественные учебные заведения.

Некоторые учащиеся одновременно посещают подготовительные курсы в учебных заведениях и приходят на занятия 5 курса.

Основной метод обучения – индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого педагог должен знать основные требования того учебного заведения, куда планирует поступить учащийся и ставить задания похожие на те, которые ученик будет выполнять при поступлении.

Одной из задач 5 курса является освоение техники масляной живописи. Эта техника привлекла большинство учащихся на 5 курс.

Обучение живописи маслом, поможет воспитанникам усовершенствовать полученные знания, развить творческие способности и освоиться на занятиях в художественных учебных заведениях.

В процессе обучения педагог использует методическую литературу, в которой изложен поэтапный план ведения работы, методическое пособие и работы из методического фонда учащихся, которые прошли программу 5 курса ранее.

Предпрофильное обучение по художественному направлению изобразительное искусство включает в себя большое количество предметов. Все они отражены в образовательных программах, по которым работают педагоги отдела:

  • живопись
  • рисунок
  • композиция
  • декоративно-прикладное искусство
  • история искусства
  • скульптура

Для того, чтобы дать правильную профессиональную ориентацию учащимся на занятиях скульптуры, необходимо дать им понятие о скульптуре вообще и современной скульптуре в частности. Дело в том, что в искусстве существует одна очень большая проблема. Это – способность зрителя увидеть искусство. Для этого человек должен быть очень развитым. Ведь способность видеть изобразительное искусство – тяжелый труд, а скульптуру – тем более. Она очень сложна для восприятия, потому что она круглая и должна быть со всех точек интересна зрителю. Скульптура – это сложнейший язык. Это ритм, это формирование объёма, это взаимодействие масс, это контур, меняющийся с разных точек зрения, это вообще очень большое количество различных составляющих. Из-за этого её и трудно видеть. Кроме того, в 20 веке возникают новые возможности развития скульптуры. Используются совершенно новые нетрадиционные методы и материалы. Это могут быть даже сети, велосипедные цепи, стекло, посуда из нержавеющей стали, лёд, силикон, полиуретан, птичьи перья. Современные скульптурные произведения в значительной степени отличны от классического понимания скульптуры и процесса её создания. Высокая технологичность материалов и конструкций, применяемых при создании скульптуры и массовость производства – вот два основных признака, характеризующих понятие современная скульптура.

Воспитывать на классике, прошедшей проверку временем, легко и просто. Именно поэтому у нас в художественной школе академическое образование, дети познают азы профессии на примере классических образцов. Для работы с натуры копируются шедевры античности: голова Венеры Милосской, Аполлона Бельведерского, части лица Давида Микеланджело, такие, как нос, губы, глаз. Выполняя задания с натуры, учащиеся формируют умения и навыки в области ваяния и лепки, совершенствуют глазомер, развивают чувство пропорций и чувство пластики, тренируют способность к тонкой ручной работе. Развивают зрительное восприятие: тонкое, точное – способность улавливать небольшие различия предметов и широкое – охватывать одновременно большое количество объектов. Это и есть формирование профессиональных навыков, ремесленных умений. Но кроме специализированных навыков, мы стараемся способствовать развитию образного мышления ребёнка, творческого воображения и умения образно передавать увиденное, воплощать в скульптуре художественный замысел, выражать своё отношение к изображаемому. Для этого кроме заданий с натуры, предусмотрены композиционные работы. Учащимся задаётся тема, которую они раскрывают в скульптурной композиции, одновременно обучаясь законам композиционного построения, умению составлять целое из отдельных частей, совмещая их, согласно выбранной идее. Именно композиция позволяет ребёнку проявить свою индивидуальность и фантазию. А уроки истории искусств позволяют ему познакомиться не только с классикой, но и узнать наиболее распространённые стили и направления в развитии искусства.

И здесь видится ещё одна задача в допрофессиональной подготовке детей: воспитание толерантности, способности пусть не принять, но хотя бы попытаться понять иную точку зрения, иное мнение, иное направление в искусстве. Тем более, что сейчас настолько доступна любая информация, что оградить ребёнка от ненужной, на наш взгляд, проблематично. Значит, надо формировать спокойное и вдумчивое отношение к увиденному. Для этого в конце 4 курса подготовлены 3 часовые лекции, посвящённые архитектуре, скульптуре и живописи 21 века. Имея представление о специфике искусства нашего времени, ребёнок, увидев то, что ему не нравится, сможет спокойно к этому отнестись, тогда как о понравившемся ему произведении или направлении сможет дополнительно узнать в интернете. Главное – дать беспристрастную информацию, которая будет подталкивать «мыслящий механизм», и привить чувство вкуса, чтобы дать полученным сведениям соответствующую оценку. Данные предметы носят просветительский характер и дают учащимся общее представление о роли искусства в жизни человека, его особенностях, жанрах и возможном взаимодействии с другими художественными видами и жанрами.

Модель выпускника:

  • умеет осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям и интересам;
  • готов нести ответственность за сделанный выбор;
  • высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю;
  • умеет объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям.

Итоги семинара:

Работа по профессиональной ориентации обучающихся существует на достаточно высоком уровне:

  • выявляются интересы, склонности, способности воспитанников и формируется практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профессии;
  • оказывается помощь в приобретении оюучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
  • развивается широкий спектр познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Но хотелось бы систему предпрофильной подготовки интегрировать в большую систему – в муниципальную образовательную сеть: общеобразовательные учебные заведения – учреждения дополнительного образования – высшие учебные заведения. Именно сеть позволит решить стоящие перед предпрофильным обучением задачи.

Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  2. Мотков О.И. Развитие творчества у детей // Дополнительное образование. 2000г. №4.