Развитие творческих способностей учащихся

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Мое педагогическое кредо...

Только в творчестве осуществляется личность, а его отсутствие означает отсутствие личности.
В.А. Никифоров

(Приложение 1, Слайд 1, 2, 3)

Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Поэтому очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный этап обучения, так как творческие способности легче развиваются у детей младшего школьного возраста.

Главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке желание изучить мир, научить его способам деятельности и движению к вершинам познания. Я убеждена, что нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыть свой творческий потенциал.

Развитие творческих способностей учащихся – тема моего самообразования.

(Слайд 4)

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

(Слайд 5)

Цель педагогической деятельности – развитие творческой личности. Считаю, что в основе успешного развития личности лежит развитие творческих способностей.

(Слайд 6)

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • выявление основных компонентов творческих способностей;
  • определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;
  • определение основных направлений и педагогических задач по развитию креативных способностей в младшем школьном возрасте;
  • определение эффективности работы традиционных методик начального обучения и воспитания в отношении развития творческих способностей детей.

(Слайд 7)

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания считают, что следующие способности составляют один из компонентов творческого потенциала человека:

  1. Способность рисковать.
  2. Гибкость в мышлении и действиях.
  3. Скорость мышления.
  4. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  5. Богатое воображение.
  6. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  7. Высокие эстетические ценности.
  8. Развитие интуиции.

(Слайд 8)

Исходя из этого, я определила основные направления в развитии творческих способностей детей:

  1. Развитие воображения.
  2. Развитие качеств мышления, формирующих креативность.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.

(Слайд 9)

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе их способов.

Творческое взаимодействие мной понимается как межсубъектная совместная деятельность, в которой сохраняется и развивается индивидуальность каждого, а сама деятельность и ее результаты носят творческий характер.

(Слайд 10)

Структура творческого взаимодействия включает в себя следующие разделы:

  • Совместная учебная творческая познавательная деятельность, формами которой являются урок и кружок.
  • Коллективная творческая деятельность: коллективные творческие дела, игры, праздники.
  • Совместное самосовершенствование: игры, социально-психологические тренинги, экскурсии.

(Слайд 11)

Анализируя учебную творческую познавательную деятельность учащихся, пришла к выводу, что работа детей эффективна в мини-группах. Во время тесного взаимодействия учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Обсуждая проблемы, ребята находят возможные варианты решения вопросов, объясняя тему или вопрос тем участникам группы, которые не вникли в суть задания, проверяют результаты работы, анализируют, делают выводы. Это творчески-поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником. Примеры такой работы в группах:

1. На уроках чтения при изучении крупнообъемных произведений учащиеся не только составляют графическую карту произведения, но и учатся взаимодействовать в коллективе, распределять между собой определенные роли.

(Слайд12)

2. Большинство уроков “Окружающего мира” проходят в форме конференций, на которых ученики представляют итоги работ в виде презентаций, фоторепортажей, ребусов, загадок…

(Слайд 13)

3. Уроки изобразительного искусства и трудового обучения, на которых стараюсь максимально использовать творческое взаимодействие, оптимально подходят для решения проблемы межличностных отношений.

(Слайд 14)

4. В течение последних 5 лет организую исследовательскую работу с учащимися. Ребятами моего класса составлены и опубликованы проекты во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, в окружном конкурсе исследовательских работ учащихся “Грани Познания 2010”.

(Слайд 15)

5. Особое внимание уделяю методу проекта. Учащиеся с удовольствием составляют краткосрочные и долгосрочные проекты.

(Слайд 16)

Учебная деятельность продолжается и после уроков в ходе кружковой работы, которая несет большой творческий потенциал. С целью формирования художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной мною разработана программа дополнительного образования детей “Заботы маленькой хозяйки”, получившая рецензию НТГСПА в 2005 году. Внедрение этой программы позволило раскрыть способности детей разного уровня интеллектуального развития: ученики с низкими показателями обучения приняли участие в районной выставке-конкурсе “Юный мастер” в 2009 году, один из участников занял 2 место в номинации “Выжигание по дереву”.

Развитие творческих способностей учащихся продолжается и в процессе коллективной творческой деятельности.

(Слайд 17)

Прекрасным средством воспитания и обучения младшего школьника является игра. Для этого я составила внутриклассные игры-соревнования.

(Слайд 18)

Домашние задания часто даю в виде коллективных творческих работ: презентаций по теме, фоторепортажей, краткосрочных наблюдений, инсценировок – которые вызывают у детей неподдельный интерес к предметам, желание высказать своё виденье мира. В таких коллективных играх формируются нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

В таких коллективных играх формируются нравственные качества личности.

(Слайд 19)

В результате дети оказывают помощь товарищам, считаясь с интересами других.

(Слайд 20)

Положительная динамика уровня воспитанности учащихся за последние 3 года показывает результаты такой работы:

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности решать нестандартные задачи.

Творческий подход к детям помогает решать ряд задач: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволяет ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

(Слайд 21)

В результате спланированной работы по развитию творческих способностей добилась стабильных результатов успеваемости и повышения качества знаний учащихся.

  2 класс 3 класс 4 класс
Кол-во человек 8 9(1 второгодник) 9
Качество знаний 25% 33% 44%
Общая успеваемость 100% 100% 100%
По предметам:      
Русский язык 25% 33% 44%
Литература 75% 89% 78%
Математика 25% 33% 44%
Окружающий мир 62% 89% 89%

(Слайд 22)

Чтобы шагать в ногу со временем, необходимо самосовершенствоваться, что я постоянно и делаю:

1. С целью повышения квалификации прошла обучение на краткосрочных курсах “Современные педагогические технологии. Новые подходы в обучении младших школьников”, № 17957, г.Ханты-Мансийск ГОУ “Институт повышения квалификации и развития регионального образования”, 14.02-22.02 2006 г.; “Психологические особенности детей младшего школьного возраста”, № 253138-12003, педагогический университет “Первое сентября” и отделение педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова, 01.09.2005-30.03 2006 г., дистанционно.

Выступила с докладом “Совместное самосовершенствование” на районном семинаре учителей начальных классов Октябрьского района, 2006 г.

Организовала заседание МО учителей начальных классов Южной группы по темам: “Проблемы, поиски, находки в обучении младших школьников”, 2005 г., “Исследовательская деятельность как фактор повышения качества образовательного процесса в начальной школе”, 2010 г.

Разработала пособие: “ЗУН по русскому языку за курс 3-го класса НШ”, (рецензия НМС МОУ “Малоатлымская СОШ”, 2010), программу дополнительного образования детей “Заботы маленькой хозяйки”, (рецензия Нижне-Тагильской государственной педагогической академии, 2005), которая приняла участие в окружном конкурсе авторских программ дополнительного образования детей.

Свои работы опубликовала на сайте издательского дома “Первое сентября” в рамках фестиваля педагогических идей “Открытый урок”: 2007– “Чудо-дерево”-разработка внеклассного мероприятия; 2008 – “Граттаж”– разработка урока ИЗО; 2009 – “ЗУН по русскому языку за курс 3 класса НШ”.

Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности.

(Слайд 23)

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Для учителя начальных классов важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения.

(Слайд 24)

Результаты развития творческих способностей – это участие детей в конкурсах, фестивалях, проектах различных уровней:

  • призер районной акции-конкурса “Видеописьмо солдату” (2009г. – 1 человек);
  • призер районной выставки– конкурса творческих работ учащихся “Юный мастер” (2009 г. – 1 человек).

Участники конкурсов:

  • Всероссийского конкурса творческих работ учащихся “Я помню! Я горжусь!”, посвященного 65-летию Победы в ВОВ( 2010 г, 1 человек);
  • Всероссийского фестиваля творческих работ учащихся “Портфолио”, (с 2008-2013гг);
  • Всероссийского дистанционного Проекта “Эрудит-марафон учащихся”, для учащихся первой ступени обучения (с 2008-2013гг..– участие 100%);
  • Окружного фестиваля исследовательских работ “Грани познания 2010” – 3 человека.
  • Окружного конкурса рисунков, посвященного 65-летию Победы в ВОВ, (2010 г.-1 человек).
  • Районных олимпиад по изобразительному искусству, математике, русскому языку ( 2010 г. – 5 человек, 2012г. -1 место(Литературное чтение);
  • Имеется опыт публикаций в средствах массовых информаций на районном уровне ( “Октябрьские вести”).
  • Участие в третьей районной научной конференции “Исследовательских работ учащихся” (2012-2013гг)

(Слайд 25)

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё неизвестные”.

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.