Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: "Составление описательных рассказов о предметах посуды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Обучающие:

  • Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды;
  • Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребления, названия качеств. (стеклянный, металлический, пластмассовый, глиняный), классифицировать их по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный).

Развивающие:

  • Развивать коммуникативно-речевые умения;
  • Развивать творческие способности;
  • Привлекать детей к активному участию в играх, инсценировках;
  • Развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа:

  • Беседа «Какая бывает посуда?»
  • Рассматривание иллюстраций мастеров, изготовляющих посуду из глины;
  • Рассматривание посуды из разных материалах;
  • Заучивание стихотворения Капутикян «Маша обедает»;

Оборудование: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокие и низкие, стеклянный и пластмассовый), шапочки-маски.

Картинки: чайник, сковородка, кастрюля, тарелка, чашка и блюдце, нож, вилка, половник, сахарница, стакан, ложка.

Ход образовательной деятельности

(Дети стоят в кругу.)

Проговаривание чистоговорок: тихо-громко, медленно-быстро.

«Саша сосал сушку»
«Несу суп псу»

Организационный момент:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

… – Никому отказа нет.
Подан каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке –
Пшена в черепушке.
А Машеньке – в тарелочке
В глубокой, не мелкой.

Вопросы к детям:

В чём подают обед собачке? Киске? Курочке – несушке? А из чего обедает Машенька?

– Как можно назвать одним словом: миску, блюдце, тарелку – что это?

Воспитатель выставляет на стол посуду: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка чайная и столовая, стаканы высокий, низкий, стеклянный и пластмассовый.

– Что вы видите на столе? Назовите одним словом.

– Сравните эти две тарелки. – Чем они похожи?(из них едят, обе тарелки белые)

– Чем они отличаются друг от друга? (Одна тарелка – глубокая, другая – мелкая.)

– Для чего нужна глубокая тарелка?

– А мелкая тарелка для чего нужна?

Воспитатель берёт в руки металлические чайную и столовую ложки.

– Чем похожи эти два предмета? Правильно, они сделаны из металла, значит они металлические.

– А чем они различаются? Правильно они различаются по размеру.

– Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы.)

Чем они похожи? Чем отличаются? Для чего они нужны?

Игра «Из чего сделана посуда?»

Проводится с перекатыванием мяча. Дети сидят на ковре вокруг педагога. Педагог катит мяч и называет предмет, ребёнок останавливает мяч и называет прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например: вилка из металла – металлическая; стакан из стекла – стеклянный; ваза из хрусталя – хрустальная; ложка из дерева – деревянная; чашка из фарфора – фарфоровая.

Игра «Разложи посуду.» Дети берут картинки и раскладывают их к какому виду посуды относится этот предмет. (Столовая, кухонная, чайная.)

Физкультминутка

Дети садятся на стульчики.

Проводится игра «Писатель».

Ребёнку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал рассказ о посуде. (Дети рассказывают по опорной схеме описательный рассказ о посуде.) Дети вспоминают что обозначают условные знаки в схеме.(В каждой ячейке схемы даются опорные картинки – подсказки.

Первая ячейка схемы – знак вопроса (Что это?): ребёнок называет предмет, во второй ячейке обозначены обобщающие понятия, далее рассматриваются составные части предмета, его внешние характеристики, назначения и т.д.

А теперь давайте поиграем в другую игру «Самый главный».

Дети описывают предмет, изображённый на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами «Я самый главный».

Игра «Загадки».

Ребёнок загадывает предмет, описывает его, а остальные дети отгадывают о каком предмете посуды было загадано.

Инсценировка стихотворения Капутикян «Маша обедает».

Час обеда подошел.
Села Машенька за стол.
– Гав, гав, гав!
– Кто это к нам?
– Гав, гав, гав!
– Кто это там?
– Это я,
Ваш верный пес,
Ваш Арапка, черный нос.
День и ночь
Я дом стерег.
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?
– Иди, Арапка,
Мой свои лапки.
– Мяу, мяу!
– Кто ж теперь?
К нам царапается в дверь?
Это наша кошка Мурка,
Мурка – серенькая шкурка.
– Я вам погреб стерегла,
Всех мышей перевела.
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
– Куд-куда, куд-куда,
– Кто еще спешит сюда?
Вышла курочка рябая.
– Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила,
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Двери отперли, и вот
Маша всех к столу зовет.
Пса Арапку,
Кошку Царапку,
Курочку Рябку.
Никому отказа нет.
Подан каждому обед.
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке-несушке –
Пшено в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.