Внеурочное занятие из курса "Речевое творчество" по теме "Родное слово в пословицах"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Обобщить знания учащихся о народных пословицах; пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить значения некоторых из них.
  • Воспитывать культуру общения на уроке
  • Развивать наблюдательность, творческие способности учащихся, мышление, речь.

Формирование УУД.

Регулятивные УУД.

Умение формулировать и удерживать учебную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Познавательные УУД.

Владение поисковыми и творческими способами решения практических проблем. Умение осуществлять логические действия “анализ” с выделением существенных и несущественных признаков, “классификация” по заданным и самостоятельно выбранным критериям.

Коммуникативные УУД.

Умение работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать, определить общую цель и пути её достижения.

Оборудование: презентация к занятию, карточки, пословицы-обереги на дружбу.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

В народе говорят “ Тяжело в ученье - легко в бою”, но “Одна голова хорошо, а две лучше”, поэтому присоединяйтесь. А “Учиться – всегда пригодится”!

- Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на занятии, отгадав зашифрованное слово.

Шифр

+ - = * < > ? ~ @ % U / /\ {} []
о в о л б к л р с м п ф ц а ф

- Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на занятии.

2. Вводная беседа..

- Что такое пословица?

Д. Пословица - это краткое народное изречение с поучительным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали что-то важное в своей жизни и слагали пословицы. Отсюда и выражение:

Пословица – мудрость народная.

- Как вы понимаете эти выражение?

Пословица не даром молвится.

- Правильно ребята, если кто-то говорит пословицу вам, то он не зря ее произносит: либо хвалит вас, либо ругает, либо даёт совет. Каждую пословицу нужно понять, объяснить ее.

3. Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы и попробуйте объяснить их смысл.

Повторение – мать ученья.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

(Повторение ранее выученного — лучший учитель, самый хороший способ что-либо запомнить.

У дерева очень много корней, дерево держится именно корнями, а человек верными друзьями.)

4. Работа над антонимами в пословицах.

Сейчас я предлагаю вам послушать пословицы, которые, скорее всего, вам не знакомы. В них не хватает одного слова. Попробуйте догадаться по смыслу какое слово надо добавить. Помните, что оно должно быть противоположным по смыслу (антонимом) к одному из слов в пословице. Закончите пословицу:

Хороша веревка длинная, а речь... (короткая).

Не торопись отвечать, торопись... (слушать).

Худой мир лучше доброй ... (ссоры).

Посеешь характер, - … судьбу.

Новых друзей наживай, а … не теряй.

Обратите внимание на поговорку “Посеешь характер, - пожнёшь судьбу”. Она предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом.

5. Игра “Собери пословицу”. (Работа в группе)

Сейчас мы проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе (4 человека) я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить. Собери части пословицы:

– хочешь есть калачи
– семь раз отмерь
– не имей сто рублей,
– не сиди на печи
– один раз отрежь
– а имей сто друзей
– любишь кататься -
– делу время,
– люби и саночки возить
– а потехе час
– не надобен клад,
– за двумя зайцами погонишься -
– коли в семье лад
– грамоте учиться -
– ни одного не поймаешь
– всегда пригодиться
– семь раз отмерь -
– один раз отрежь

Прочитайте получившиеся пословицы.

6. Инсценирование пословиц.

Пословица - это малый жанр народного творчества, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Предлагаю вам изобразить пословицы с помощью жестов и мимики.

Учащиеся получают карточки с пословицами, изображают их с помощью жестов и мимики

Заблудиться в трех соснах.

Семеро одного не ждут.

Цыплят по осени считают.

(Значение - об успехе какого-либо дела можно говорить только когда, оно свершится, будет выполнено; не стоит строить свои планы, рассчитывая на маловероятное событие.)

7. Упражнение на развитие логического мышления.

Народ придумал большое количество пословиц на разные случаи жизни: о дружбе, семье, труде, родине, о добре и зле. Среди данных вам 3-х пословиц, две пословицы будут на на одну тему. Найдите “лишнюю” пословицу, вычеркните её и определите тему объединяющие оставшиеся.

  1. Пчела мала, а и та работает.
  2. Собирай по ягодке — наберешь кузовок.
  3. Утопающий хватается за соломинку.
  1. Ученье — свет, а неученье — тьма.
  2. Как аукнется, так и откликнется.
  3. За ученого трех неученых дают.
  1. Не бей Фому за Еремину вину.
  2. Семь бед — один ответ.
  3. Не дорог подарок, дорога любовь.
  1. Человек без Родины – что соловей без песни.
  2. Плох обед, коли хлеба нет.
  3. Где кто родится, там и пригодится.
  1. Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.
  2. Без друга в жизни туго.
  3. Нет милее дружка, чем родная матушка.

8. Физминутка.

Я буду зачитывать утверждения о пословице, а вы должны ответить – правильно оно или неверно. Если утверждение верно – поднимаете руки вверх, если неверно – приседаете. Попробуйте дать нужный ответ.

Верно ли что:

• Пословица является народной мудростью. (+)

• Пословица велика по объему, состоит из 2-3 и более предложений. (-)

• Пословицы относятся к малым жанрам фольклора. (+)

• Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)

9. Дополнение рассказа пословицей. (Работа в паре).

Пословицы и поговорки создавал не только русский народ.

Но я хочу вам показать портрет человека, жившего почти 200 лет назад, который увлекался сбором русских народных пословиц. Зовут его Владимир Иванович Даль. Целых 53 года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу “Пословицы русского народа”. Также Даль составил “Толковый словарь русского языка”, написал много рассказов и сказок для детей.

А сейчас я вам предлагаю рассказ, который написал мальчик, ваш ровесник. Называется он “Два лягушонка”. Работать будете в паре. Прочитать рассказ и закончить его подходящей по смыслу пословицей. Порассуждайте, подумайте, какой пословицей можно закончить рассказ. У кого возникнут затруднения, можете взять у меня подсказку.

(Карточка – подсказка содержит три пословицы, но только одна из них является концовкой рассказа)

Два лягушонка.

Жили два лягушонка. Один был добрый. А другой злой.

Однажды злой лягушонок придумал сделать ловушку своему другу. Он подпилил камыш, чтобы, когда добрый лягушонок проплывал возле этого камыша, тот упал на него.

Злой лягушонок пошел к доброму лягушонку и сказал: “Пойдем, поплаваем - наперегонки”. Они пошли. Плыли, плыли... Вдруг добрый лягушонок остановился, чтобы поймать муху, а злой дальше поплыл и наткнулся на свою ловушку. Тут-то и вспомнил он пословицу:... (Не рой яму другому — сам в нее попадешь.)

Проверка.

- Докажите, что это текст?

-  Какой он по типу: повествование, рассуждение, описание?

- Заголовок дан по теме текста, или по главной мысли?

- Прочитайте текст с дописанным окончанием-пословицей?

- Хотелось бы вам иметь такого друга, как злой лягушонок?

10. Составление синквейна.

- Что такое синквейн? (Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке.)

Давайте составим синквейн на тему: “Пословица”. Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

Пословица.

Мудрая, нужная.

Поучает, обобщает, помогает.

алым жанрам фольклора.

Мудрость.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому народ сам оценил этот жанр: “Пословица к слову молвится”, “Пословица не в бровь, а в глаз”, “Пословица – всем делам помощница”.

- Ребята, тем, кому на занятии было интересно, можете взять приготовленную для вас пословицу-оберег (закладка для книги с пословицей о дружбе).

Спасибо.