Подготовка публичного выступления

Разделы: Русский язык


Заговори, чтобы я тебя услышал.
(Сократ)

Цель: углубить знания учащихся об особенностях публичного выступления, этике оратора; ознакомить с основными приёмами поддержания внимания аудитории; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать ораторское искусство, прививать эстетический вкус; развивать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности и в дальнейшем самообразовании.

Оборудование: учебные тексты; РМ для практической работы, презентации, видеофрагмент.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые результаты: учащиеся понимают требования к личности оратора, необходимость владения этикой оратора; устанавливают коммуникативный контакт со слушателями; определяют тип слушателей; владеют приёмами поддержания внимания аудитории, определяют коммуникативную цель, тип стиль, жанр, тему публичного выступления; анализируют структуру выступления: вступление и заключение, логичность размещения доказательств выдвинутых положений, соответствие выступления требованиям культуры речи.

ХОД УРОКА

I. Постановка цели и задач урока

1. Мотивация учебной деятельности

Очень часто вы оказываетесь в ситуации, когда необходимо прочитать доклад, подготовить выступление, произнести речь на большую аудиторию. Для многих это становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией с которой вам необходимо справиться. Для того, чтобы психологически подготовиться к выступлению, преодолеть волнение, необходимо знать правила, по которым строится публичное выступление.

Считаете ли вы предложенную тему актуальной для вас?

Могу ли я сделать вывод, что предлагаемая тема будет для вас полезной и интересной?

Каждый ли человек может стать хорошим оратором? Спорят об этом на протяжении всей истории ораторского искусства. Мнения расходятся: одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что ораторами становятся в процессе изучения основ ораторского искусства и применения их на практике.

Знаменитый древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон произнёс: “Поэтами рождаются, ораторами становятся”. Он был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить к этому некоторые усилия.

Действительно, хорошим оратором может стать только тот, кто стремится к этому, кто много работает над собой, своими возможностями, своими приобретёнными и врождёнными данными.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа.

Как вы понимаете слова Сократа, приведенные в качестве эпиграфа урока?

Какие уровни ораторского мастерства вы знаете?

Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления):

I. Владение материалом

(“что говорить”);

II. Владение собой (“как говорить”);

III. Образ оратора (“кто говорит”).

Остановимся на первом уровне.

Работа над культурой и развитием речи учащихся

Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка

1. Назовите слова, в которых вы произнесёте сочетание [ч’н], [шн].

Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, яичница, яблочный.

2. Какие звуки вы произносите вместо буквенных сочетаний ндск, нтск, нтств?

Голландский, ирландский, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский.

2) Поставьте ударение в словах

Начать, углубить, скольких, искра, коклюш, торты, свекла, щавель, красивее, мусоропровод, включим, балованный, банты, тайная вечеря, диспансер.

Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент.

Сегодня мы попробуем понять, насколько важна в нашей речи лексика говорящего, общее количество слов, которыми он владеет.

На экране демонстрируются следующие данные:

Словарная копилка Эллочки Щукиной насчитывала 30 слов (Ну, Мрак, Жуть...) Здесь имеется в виду всем известный персонаж – жена инженера Щукина из романа Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”

Количество слов повседневного обихода (для современного человека) включает 400-500 слов.

Активный словарь человека со средним образованием 1500-4000 слов.

Лексический объем слов у человека, много читающего, около 8000.

Ппотенциал корифеев словесности, например, у Шекспира, Пушкина соответственно: 12000 и около 20000

Словарные возможности русского языка как такового – до 200000 слов.

А какая разница между тем, кто знает 30 слов и 12000? И о чем говорит цифра 200000?

Новое время внесло в наш лексикон огромное количество новых слов.

Их появление отражает новые явления и новые отношения в нашей жизни.

Каждый участник приносит на занятие слово. Форма преподнесения

предъявленного слова: “Мы хотим вам подарить хорошее (полезное, веселое, нужное слово)”. Это компактное сообщение о значении, содержании, употреблении и стилистике предъявленного слова. Возможно театрализованное его представление. Теперь смотрим на новые слова. Пополняем свой запас.

Презентация 1.

II уровень. Владение собой (как говорить).

Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.

Естественность поведения – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

Техника речи.

Учитель. Хороший оратор должен владеть техникой речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда “хорошо слышно и все понятно”. Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

1. Дикция  – это произнесение звуков.

2. Темп – это скорость нашей речи.

3. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка.

4. Голос имеет для оратора большое значение.

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства.

Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи.

1. Дикция (от лат. dictio – произнесение”) – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо “пропускать” ее.

Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: “Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать” и заботиться о своей дикции.

Скороговорки. Мастер-класс диктора телевидения.

Тренировка учащихся в произнесении скороговорок. Презентация 2.

2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – “время”) – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2-2,5 минуты.)

Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

3. Интонация (от лат. intonare – “громко произносить”) – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Например:

  • Вы поедете на юг осенью? (Вы или не Вы?)
  • Вы поедете на юг осенью? (на юг или на север?)
  • Вы поедете на юг осенью? (осенью или летом?)

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Интонирование текста. Упражнение “Кончил дело — гуляй смело”. В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи.

— Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сообщение о желании пойти погулять.)
— Сядь!
— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)
— Подождут.
— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)
— Помолчишь?
— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос па гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)
— Не канючь и не фусти.
— Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяет, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления.
— Да.
Кончишь дело — гуляй смело.

4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом:

1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно;

2) менять силу звука (“громко” – “тихо”) для создания особого сценического эффекта речи;

3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т. д.).

Учитель. Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки.

Критерии оценки речи оратора можно представить в виде таблицы.

Составляющие техники речи

Критерии оценки речи оратора

положительные отрицательные
Дикция четкое произнесение звуков и слов невнятное произнесение; дефекты речи; “глотание” звуков и слогов
Темп 1) нормальный: 120 слов в минуту;

2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости

1) темп слишком быстрый или слишком медленный,

2) однородный темп на протяжении всего выступления

Интонация мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы
Голос 1) умение менять (повышать и понижать) тон;

2) достаточно громкий (уверенный) голос;

3) приятный голос

1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий);

2) тихий, неуверенный, затухающий голос;

3) неприятный голос (“крикливый”, “хриплый” и т.д.)

Презентация 1.

Контакт с аудиторией 

Насколько важен контакт с аудиторией?

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы

Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла это:

1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении),

2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт...),

3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда),

4) небольшие отступления от темы.

Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.

III уровень Образ оратора.

Учитель. Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.

Расскажите о них.

Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.

Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.

Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта).

Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.

Обучение жестам – кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. (Например, американские политики и бизнесмены говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться).

Задание. “Жесты и мимика”. Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.

Учащиеся выступают с сообщением о значении некоторых жестов.

Учитель. Да, очень трудно быть действительно хорошим оратором. Необходимо много работать над собой, своей речью, даже жестами. Но всему можно научиться, и знания эти очень важны. Ведь в любой профессии человеку придется общаться с людьми, а для этого необходимо глубокое понимание принципов общения, особенно речевого.

Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи.

Назовите основные этапы подготовки устного публичного выступления.

  • Изобретение мыслей.
  • Расположение.
  • Словесное выражение.
  • Запоминание.
  • Произнесение.

1. Изобретение мыслей — первая часть разработки публичного выступления, наиболее сложная.

С чего начать? Обдумываем мысли, содержание, что и о чем говорить. Определяем главные идеи, выделяем центральную мысль, целевую установку, аргументы, факты, примеры.

2. Расположение

В публичной речи примеры, факты, аргументы необходимо расположить в соответствии с целевой установкой, которая вытекает из главного тезиса: “Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь тон, который бы накрывал, так сказать, собой все прочее”. (М.М. Сперанский)

3. Словесное выражение — третий этап подготовки публичной речи. Слово — носитель информации, выражает мысли и чувства оратора. Выразить мысль непросто, передать ее другим еще сложнее. Большое значение в оформлении публичного выступления имеют тропы.

Презентация 3, подготовленная учащимся.

Тропы. Риторические фигуры.

Задание. Прочитайте. Определите предмет речи и авторскую задачу в данном тексте. Найдите в тексте риторические фигуры. Прокомментируйте их роль в реализации авторского намерения.

Из главы “Цветы Красноречия”

Древние всегда ценили изящество и блеск речи: без этого не признавалось искусство. “Красота речи содействует успеху,— говорит Квинтилиан, — те, кто охотно слушает, лучше понимают и легче верят. Недаром Цицерон писал Бруту, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей, и Аристотель не зря учил их восхищать”.

Красноречие есть прикладное искусство: оно преследует практические цели, поэтому украшение речи только для украшения не соответствует её назначению. Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной, коль скоро вторая не достигла цели, а первая имела успех. С другой стороны, всеми признаётся, что главное украшение речи заключается в мыслях. Но это — игра слов; мысли составляют содержание, а не украшение речи; нельзя смешивать жилые помещения здания с лепным орнаментом на его фасаде или фресками на внутренних стенках. Таким образом, мы подходим к основному вопросу: какое значение могут иметь цветы красноречия,— или, лучше сказать, указываем основное положение: риторические украшения, как и прочие элементы ораторской речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не источник эстетического наслаждения. Цветы красноречия — это курсив в печати, красные чернила в рукописи.

Пусть блещет речь мужественной, суровой красотой, а не женской изнеженностью; пусть красит её горячая кровь и талант оратора.

Опытные и умелые люди любят наставлять младших, напоминая, что надо говорить как можно проще; я думаю, что это совсем неверно. Простота есть лучшее украшение слога, но не речи. Мало говорить просто, ибо недостаточно, чтобы слушатели понимали речь оратора; надо, чтобы она подчинила их себе. На пути к этой конечной цели лежат три задачи: пленить, доказать, убедить. Всему этому служат цветы красноречия.

(263 слова) (По П. Сергеичу “Искусство речи на суде”)

4. Запоминание — особенная часть классической риторики, специфически индивидуальная. Запоминание является важнейшим условием последующего восстановления в публичной речи, воспроизведения приобретенных знаний.

5. Произнесение — заключительная часть классической риторики.

На вопрос “что является первым в красноречии?” Демосфен ответил : “произнесение”, на вопрос “что вторым?”, ответил “то же”, на вопрос “что третьим?” — ответил — “то же”. (Цицерон ).

На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства.

М.М. Сперанский писал; “...Оратор не ограничит своего искусства одним только сочинением, он настроит с предметом свой голос, лицо, вид и руку, все в нем будет говорить, и все будет красноречиво”

Учитель. Из каких частей состоит речь?

Речь состоит из трех частей:

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Заключение.

Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.

Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.

Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

ВСТУПЛЕНИЕ – способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом . Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия.

Основные функции вступления:контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями); проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).

Презентация 1.

Творческая работа “Первая фраза”. Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 3 первые фразы к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте.

Видеофрагмент. Выступление Тины Канделаки на форуме “Умная школа”.

Проанализируйте вступление. Соответствует ли оно необходимым требованиям?

От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе.

“Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказательств; наконец, замкнуть это все воспламеняющим или успокаивающим заключением” (Цицерон). 

Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.

Задачи основной части: последовательно разъяснить выдвинутые положения; доказать их правильность; подвести слушателей к необходимым выводам.

В главной части реализуется логическая последовательность и стройность изложения материала.

Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

Задание. “Ассоциации”. Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА–МЫШЬ–АДМИРАЛ, ШЕЯ–ГИРЯ–АУКЦИОН, ФЕРЗЬ–БАЯН–КОНСЕНСУС, СЕССИЯ–ЗИГЗАГ–ТЕЛЕФОН.

Цель – научиться делать “мостики”-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление и, видимо, их будут помнить дольше всего” — пишет Д. Карнеги

Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

Задачи заключения :суммировать сказанное; повысить интерес к предмету речи; подчеркнуть значение сказанного; поставить задачи.

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Варианты допустимых концовок: цитата; призыв к действию; крылатое выражение; иллюстрация; комплимент аудитории; благодарность за внимание.

Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение — это итог, здесь необходимо закрепить и усилить впечатление, побудить к действию, обобщить сказанное, высказать пожелания, утвердить тезис в доступной форме.

Презентация 1.

Задание. Дописать концовку сказки “Источник молодости”(1 группа). Стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Нищий” (2 группа).

Задание. Составьте программу самоподготовки к выступлению на тему: “Пройди по тихим школьным этажам...”.

Учитель. Вернемся к нашему эпиграфу. Заговори, чтобы я тебя услышал (Сократ).

Насколько важно человеку уметь красиво и правильно говорить?

Послушаем подготовленное выступление на эту тему и проанализируем композицию выступления (1 группа), речь оратора (2 группа), его контакт с аудиторией (3 группа).

Рефлексия. Беседа с использованием интерактивного приёма “микрофон”.

1. Какие дарования способствуют успешному выступлению перед публикой?

2. Какие из практических приёмов убеждения вы хотели бы сами взять на вооружение? Почему?

3. Как установить контакт с аудиторией, а затем привлечь и удержать её внимание?

4. Какую роль в успехе публичной речи играют невербальные средства общения?

5. Охарактеризуйте основные части публичного выступления и их функции.

6. Что надо учитывать при определении темы выступления?

7 Каковы функции названия ораторской речи?

8. Чем отличается выступление в однородной, немногочисленной аудитории от выступления в большой, неоднородной аудитории?

Заключительное слово учителя

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось высказываниями известных ораторов о построении ораторской речи: “Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д. или чтобы был естественный переход от одного к другому” (А.Кони). Цицерон говорил о подготовке речи: “Только разработка предмета делает речь восхитительной: ведь познать самые предметы совсем не трудно.

Домашнее задание: Подготовить устное выступление по намеченному на уроке плану “Пройди по тихим школьным этажам...”