Путешествие по Глаголии… 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: обобщить изученное по теме «Глагол», познакомить с понятием «безличный глагол», сформировать умение находить безличные глаголы.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с безличными глаголами;
  • Развивающие: формировать умения работать самостоятельно, обосновывать свою точку зрения, отвечая на поставленные вопросы, делать выводы;
  • Воспитательные: формировать настойчивость, радость поиска, труда, творчества в достижении поставленных цели и задач.

Оборудование урока: карты Глаголии (рисунки учащихся), маршрутные листы для учащихся (Приложение 1), тема урока записана на доске.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас путешествие по Глаголии. Путешествуя… Подберите однокоренные слова к этому слову (путешественник, путешествие, путешествовать).Что этим обозначено? Тема (о чём?) урока? Идея урока? Или форма работы? Чем, как вы думаете, мы будем сегодня заниматься? Зачем? (определение целей).

Ответы детей: вспомним, что известно по теме «Глагол», узнаем что-то новое и др. ответы учащихся.

– Подберите контекстуальные синонимы к слову «путешествие» (Открытие, движение).

Учитель обращает внимание на то, что учащимся придётся работать с информацией, а значит – думать, строить предположения, высказывать свою точку зрения, не бояться ошибиться.

– Обращаясь к вам, скажите, какую форму глагола в значении какой я употребила в речи сейчас? (Учащиеся называют глаголы неопределенной формы в значении повелительного наклонения).

II. Практикум (работа по картам, маршрутным листам).

– Хорошо. Страна обозначена. Цели есть. Чего-то не хватает. Без чего не обходится путешествие? (Карты, маршрутного листа). (Приложение 2).

А) Работа с картами:

Учитель обращает внимание на интересные карты, нарисованными учащимися.

Вопросы классу:

– Что изображено на картах?
– Что известно о стране Глаголии?
– Что можно сказать, рассматривая карты? (Ответы учащихся).

– У каждого из вас на парте маршрутный листок и есть на этом листе место, где можно поработать.

Б) Опрос-разминка:

– Дайте, пожалуйста, определение глагола?
– Какими признаки характеризуется глагол? (Общее грамматическое значение – действие; морфологические признаки – вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение и др.; синтаксические признаки – является сказуемым, подлежащим).

В) Работа по заданию № 1 маршрутного листа:

– У каждого глагола есть начальная форма?
– А как ещё по-другому её называют? (Инфинитив, неизменяемая).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание № 1 (выписать глаголы в форме инфинитива (лениться, толочь, трудиться), указать их морфемный состав). Могут 1-2 учащихся работать и у доски.

– Что помогает понять, что глаголы неопределенной формы? (Вопрос, морфемы). Почему суффиксы -ть,-ти не входят в основу слова? Какие морфологические признаки имеет инфинитив? (Возвратность, вид)

Г) Работа по следующему пункту «Возвратные глаголы» (задание № 2). Работа с фразеологическими оборотами, которые надо заменить синонимичными глаголами.

Совать нос –
Надуть губы –
Бежать со всех ног –
Распускать руки –
Повесить голову –
Сложить оружие –

– Что за предостережение в задании? Не ошибись в орфограмме? О какой орфограмме речь? (-тся, -ться) Какие образовали глаголы? (Возвратные). Обозначьте морфему, которая и указывает. Не сложим оружия? А есть синонимичный этому фразеологический оборот? Не опустим рук? Тогда за работу: редактором быть не просто – постарайтесь.

Д) Задание № 3 «Виды глаголов». Учащиеся устраняют ошибки, записывают верные варианты предложений. В чём причина ошибок? (По каждому предложению учащиеся дают комментарий).

Е) Задание № 4 «Времена глаголов» (заполни таблицу). А почему в одной таблице время и вид? Сделайте выводы. (Время и вид связаны друг с другом: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени – формы прошедшего и будущего).

Ж) Задание № 5 «Спряжение глаголов». Обозначить орфограмму «е-и в безударных личных окончаниях глаголов».

З) Задание № 6. «Наклонение глаголов». Допиши грамматическую сказку (сказка взята из книги Т.Ю.Угроватовой «Подсказки на каждый день», М.:ВЛАДОС, 1995 г., стр. 55)

III. Объяснение новой темы

Задание № 7 «Безличные глаголы» (текст задания взят из книги Т.Ю.Угроватовой «Подсказки на каждый день», М.:ВЛАДОС, 1995 г., стр.98)

– Что это за глаголы, как вы думаете? (Обозначают действие, происходящее без действующего лица). Рассмотрим предложения: Светает. С утра подморозило землю. Мне не спится. Меня трясёт от волнения. Подмораживает. Пахнет булочками. Предлагается учащимся подчеркнуть основы.

– О ком или о чём говорится в этих предложениях? Можно ли в эти предложения ввести подлежащие? Выводы.

– Может ли быть в предложениях с безличными глаголами подлежащее? (Нет)
– Проверьте: могут ли безличные глаголы изменяться по лицам? По числам?
– В какой форме употребляются безличные глаголы?

IV. Выводы по уроку (делают учащиеся)

Учитель ещё раз обращает внимание на тему урока и просит составить (продолжить) предложение «Путешествуя по Глаголии, я …».

V. Домашнее задание: придумать грамматическую сказку о безличных глаголах или нарисовать их портрет.