Создание здоровьесберегающей среды при работе с детьми из замещающей семьи в начальных классах

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Социальная педагогика


Семья – естественная среда развития и становления личности, ведущий институт социализации детей и подростков. В соответствии со ст. 66 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.

В Республике Беларусь большое внимание уделяется проблеме семейного воспитания детей. В случае невозможности проживания детей со своими биологическими родителями (смерть родителей, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах вследствие заболевания родителей, препятствующего выполнению родительских обязанностей), дети признаются оставшимися без родительского попечения. Государство принимает все возможные меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

За 5 лет (с мая 2007 по май 2012г.) в Республике Беларусь было закрыто 23 и реорганизовано 9 интернатных учреждений системы образования для детей-сирот [5]. По состоянию на 1 января 2012 года в Беларуси проживало 36004 ребёнка, оставшихся без попечения родителей. Из них проживало в семьях - 28640, в т.ч. на воспитании в приёмных семьях 18382 ребёнка, на усыновлении – 10258 [3].

В настоящее время в Беларуси постоянно увеличивается количество замещающих семей. Большинство детей-сирот попадают в приёмные семьи в дошкольном или в младшем школьном возрасте. Следует учитывать, что эти дети, как правило, страдают соматическими заболеваниями, отстают от сверстников в физическом и психическом развитии, пережили различные депривации. Многие страдают сидромом дефицита внимания и двигательной гиперактивности (СДВГ). Диагноз СДВГ могут поставить только врачи после проведения комплексного обследования, которое включает в себя анализ наблюдений за поведением ребёнка, психологическое обследование, исследование функций головного мозга.

Для детей, страдающих СДВГ характерны

  • дефицит внимания. Ребёнок не может сосредоточиться на чём-либо. Быстро переключается с одного предмета на другой. Во время урока часто разговаривает сам с собой или с одноклассниками. Не слышит объяснения учителя.
  • забывчивость, которая тесно связана с дефицитом внимания.
  • моторные нарушения. Недостаточная координация движений, несформированность мелкой моторики.
  • импульсивность. Говорит, не подумав. Вмешивается в чужой разговор.
  • повышенная реакция на раздражители. Часто, благодаря вспыльчивости характера, поддаётся провокации со стороны сверстников.
  • дезорганизация. Не хватает настойчивости для выполнения малоинтересной работы. Характерна плохая самоорганизация: постоянно всё теряет, забывает, не успевает.
  • нарушение социального поведения. Замечания взрослых, сделанные без учёта особенностей психики, также могут спровоцировать неадекватную реакцию в виде истерики и приступа агрессии.
  • эмоциональные нарушения. Не умеет контролировать свои чувства: часты приступы истерики, злости, не смотря на то, кто при этом присутствует.
  • нарушение толерантности к стрессу. Эмоциональные реакции мешают преодолению трудностей. Характерны тревожность, неуверенность, раздражение. Может возникнуть депрессия.
  • ассоциированные синдромы. У детей с СДВГ встречается дискалькулия, дисграфия, легастения и синдром Туретта.

Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он сам не может.

Большое значение в Республике Беларусь придаётся охране здоровья детей. На государственном уровне разработан ряд мероприятий, направленный на профилактику заболеваний среди детей, на их оздоровление. Особо остро эта проблема встаёт при поступлении детей в школу.

В соответствии со статьёй 41 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждения образования обеспечивают охрану здоровья обучающихся в соответствии с законодательством. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

  • оказание медицинской помощи;
  • определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний их жизни или здоровья при привлечении к работам в период прохождения производственной практики (стажировки);
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
  • организацию оздоровления;
  • создание условий для занятий физической культурой и спортом;
  • профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и на их территориях.

К моменту поступления детей в первый класс (до 9 лет) у них развито правое полушарие головного мозга. Обучение младших школьников должно проходить через творчество, образы, положительные эмоции, движение, сенсорные ощущения. В связи с этим создание здоровьесберегающей среды при работе на уроках в начальной школе имеет огромное значение.

С учётом возрастных и психических особенностей, утомляемости, цикличности деятельности детей на уроках в начальных классах систематически следует проводить физкультминутки, зрительную, пальчиковую гимнастику, игровые паузы. Особенно это важно при работе с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и двигательной гиперактивности. Для предупреждения монотонности, повышения заинтересованности учащихся в познавательном процессе необходимо использовать нестандартные уроки, применять игровые технологии. Для поддержания внимания учащихся во время урока на достаточно высоком уровне, предупреждения утомляемости, нужно по мере необходимости менять виды деятельности.

Важная роль в сохранении эмоционального здоровья учащихся отводится учителю. Для снижения уровня невротизма, предотвращения стрессовых ситуаций, в особенности в период адаптации детей из замещающей семьи в классе, огромное значение имеет доброжелательный и хороший эмоциональный тон учителя, который способствует созданию работоспособной обстановки в классе, дружного детского коллектива.

Учитывая то, что дети из приёмных семей не имели ранее опыта самостоятельной познавательной деятельности или этот опыт у них сформирован на недостаточном уровне, они часто испытывают трудности при выполнении индивидуальных заданий, домашней работы. Учителю, с учётом уровня подготовленности ребёнка, способности работать самостоятельно, необходимо дозировать домашние задания, на уроках использовать дифференцированное обучение.

Важное значение для поддержания здоровья ребёнка имеет оборудование его рабочего места. Парта должна соответствовать росту ученика. Учителю следует следить за освещённостью в классе во время проведения уроков, позой учащихся во время урока.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление [2].

Литература

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании / http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk1100243&p2={NRPA}
  2. Козлицкая И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Из опыта работы. –http:// www.openclass.ru/node/53973
  3. Статистика о детях-сиротах в Беларуси / http://nd.zolak.org/node/508.
  4. http://adhd-kids.narod.ru.
  5. http://freesmi.by/raznoe/102938.