Дифференциация звуков "Ш–С" в слогах, словах, предложениях

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Закреплять правильное произношение звуков С,Ш в слогах, словах,предложениях.
  • Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.
  • Уточнение и сравнение звуков по артикуляции.
  • Формировать фонематический слух.
  • Способствовать развитию речевого дыхания.
  • Способствовать формированию грамматического строя речи.
  • Способствовать развитию логического мышления, моторики рук.
  • Воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: картинки, таблицы, проигрыватель, карточки с буквами С, Ш; тетради, карточки для    сравнения артикуляции.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровья, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка ).

Дети делают вдох и выдох.

II. Артикуляционная гимнастика

Делаем гимнастику для языка, для того чтобы нам красиво, четко произносили звуки, слова. Упражнения «Маляр», «Качели», «Трубочка», «Футбол», «Часики».

– Молодцы, вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к работе.

III.Логопед: Сейчас какое время года? (Зима)
– Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)
– Какой месяц будет после февраля? (Март)
– Назовите признаки зимы (..., …, …)
– К нам в гости на занятие пришел Снеговик. Он пришел посмотреть как вы работаете и не знает различие звуков С,Ш. И вы поможете ему. Принес он радиограмму. (Слово «радиограмма» детям объяснялость на предыдущих занятиях)

IV. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы будем учиться различать согласные С,Ш Возьмите зеркала и произнесите эти звуки.
– Чем они похожи? Чем они различаются?

V.  Сравнение по артикуляции

а) Как образуется звук С?

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при этом звуке «И».
Струя воздуха направляется на передние зубы. Когда произносим звук «С» струя воздуха плавная и холодная. Звук «С» – согласный, глухой, щелевой.

б) Как образуется звук Ш?

Губы вытянуты вперед «окошком», кончик языка поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Струя выдуваемого воздуха тёплая.
Звук «Ш» – согласный,глухой, щелевой.

– Ребята, чем похожи звуки [С]-[Ш
– В чём их отличие? – Где находится язык при произнесении звука С?
– Внизу за зубами.
– А где находится язык при произнесении звука Ш?
– Вверху в виде чашечки, воздух теплый.

VI.  Работа по таблице

– Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [Ш], а вниз звук [С].

(Дети по очереди произносят: С-Ш-С-Ш-С-Ш.)

– Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму.

VII.  Игра «Повтори за мной»

– А теперь Снеговик хочет с вами поиграть

Ша-са     шу-су     ош-ос    ас-аш-аш
Са-ша    су-шу     яш-аш    ашл-ашл-асл

– Молодцы, а теперь слова.

Ваш – вас    мыс – мышь   сытый – шитый   миска – мишка
усы – уши    касса – каша      нас – наш            сутки – шутки

– Замени в словах звуки С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:

Сутки – шутки           марс – ……      крыса – …
стуки  – …                 сок – …             усы – …
Скала – …                 басня – ….        сорт – …

VIII.  Работа в тетради. Запишите эти слова в тетради

IX.   Логоритмическое упражнение

– Давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним.

Ша-ша-ша – мы щагаем не спеша.
Са-са-са – голубые небеса.
Шу-шу-шу – птичкам крошек накрошу.
Ши-ши-ши – наши детки хороши.
Сы-сы-сы – надо спрятать нам носы.
Ошки-ошки-ошки – нам похлопайте ладошки. (Выполнение действий в соответствии с текстом)

X.  Физминутка

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, подтягиваются– руки вверх, потом на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)
Будем вместе приседать –
Раз,два,три,четыре,пять. (Приседание)

– Мы размялись от души и за парты поспешим. (Дети садятся за парты.)

XI.  Игра «Волшебные снежинки»

Логопед: Ох, ребята, сколько же снежинок надули. А снежинки волшебные с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] – в сани.
На снежинках картины: лошадка, мышка, груша, чашка, носок, автобус, кактус, санки, весы.

– Молодцы! (Дети дают характеристику звуку С,Ш.)

XII.  Закрепление изученного Работа у доски

Логопед: Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой.

И сказал он: Что за …?  (сутки, шутки)                 В каждой  … есть мораль (башня, басня)
Еду я вторые …?                                                       На Спасской  … есть часы.

XIII. Составление предложений из слов

Составь предложения из слов, запиши их. Подчеркни С одной чертой, Ш – двумя.

Саша, нести, груши. Сухие, шуршать, листья. Сестра, рубашка, шить, Саша.
Бабушка, вязать, свитер, шерстяной. Ландыш, на, поляна, лесная, растет.

XIV. – Ребята,а теперь давайте, и мы Снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх:ша-ша-ша,
Каша,пирожки,лапша.
Язык вниз:са-са-са,
Сахар, масло, колбаса.

XV.  Релаксация.Итог занятия

– Отметьте свое настроение цветными карандашами.
– Чему сегодня научились?
– Вам понравилось играть со Снеговиком?
– А что вам запомнилось больше всего?
– Вы хорошо отвечали, играли, Снеговику у вас тоже очень понравилось. Он многого узнал про звуки С, Ш.

Снеговик прощается.