Интегрированный урок развития речи "Свет в твоем окне". 9-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 9


Цель:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения по личным наблюдениям путём обращения к литературным, музыкальным и живописным произведениям и жизненному опыту на основе воссоздающего воображения.

Оборудование урока:

  • художественные тексты В. Набокова, И.Бунина, М.Цветаевой, Д.Гранина, Ю.Казакова, Н.Матвеевой, видеофильм с изображениями окон, репродукции картин Конст. Васильева “Ожидание”, “Встреча”, романс В. Дашкевича “Вот опять окно”, современная инструментальная музыка.

Ход урока

(Звучит инструментальная музыка, демонстрируется видеоролик с изображением окон.)

Вступительное слово учителя

Бывали ли у вас в жизни моменты, когда вы после долгой разлуки возвращались в родной дом? Помните, как родное окно приветливо и весело, как старому другу, подмигнуло вам? А у вас внезапно сильно сжало горло от волны нахлынувших чувств. И вы впервые поняли, как много значит для вас дом, свет родных окон и какой страшной и недопустимой кажется сама мысль, что этот жизненный маячок может когда-нибудь погаснуть навсегда.

А можно вообразить, что где-то далеко бредёт в темноте, сумраке ночи усталый, обессиленный путник, сбившийся с пути. И вдруг неожиданный мгновенный проблеск. Это окно протянуло страннику сквозь бурю и тьму свои спасительные лучи: “ Держись! Не пропадём!” А за окном Она, чья любовь и молитвы спасают его. На протяжении всей жизни будут сопровождать нас такие окна. И не только такие...Разные...

Ученица читает стихотворение М.Цветаевой “Вот опять окно”.

Учитель. Итак, сегодня мы готовимся к сочинению по личным наблюдениям – “Свет в твоём окне”. На этом необычном уроке нам будут помогать литература, музыка и живопись. Пусть строчки цветаевского стихотворения станут эпиграфом к нашему уроку.

Специально к этому уроку вы собирали материалы из художественной литературы, обращались к Толковому словарю и даже наблюдали за окнами.

Ученик читает словарную статью, посвящённую слову “окну”.

Учитель. Благодаря переносному значению - “место, через которое можно выйти куда-нибудь, увидеть что-нибудь, нести свет”, - это многозначное слово может приобретать метафорический смысл, становиться словом-образом, словом-символом. Поэтому попытаемся определиться с символикой этого слова и возможными подходами в раскрытии темы.

Ученица читает стихотворение Н. Матвеевой “Окно”.

Окно открыто в сад весенний и дневной.
Блеск подоконника разглажен тишиной.
Толчками, точками в окно влетают пчёлы...
В нём гибко сцеплены жасмин, горошек, мак..
От пламенности дня в глазах весёлый мрак –
Секунда слабости весёлой.

До красных кирпичей дотронулся вьюнок,
Как тонкое жабо до грубых красных щёк.
В тени камней стены ещё дымится влага...
Окно не высоко, и есть упор для ног,
А там – прогретый путь и долгий день для шага.

Учитель. Это был взгляд из окна, который подсказывает один из возможных подходов к нашей теме.

1. Запись на доске: Взгляд из распахнутого окна – путь в широкий мир, символ дороги, символ свободы.

Учитель. А ещё ведь люди часто смотрят на окна. Вдумайтесь в смысл стихов поэта, пожелавшего остаться неизвестным! Какой в нём подход к теме?

Свет в окне, как много это значит
Для того, кто верит, любит, ждёт.
Свет в окне – как путнику удача
В той звезде, которая взойдёт.

Самый тёплый свет в твоём окошке.
Твой знакомый милый силуэт.
Просто надо подождать немножко –
И счастливый выпадет билет.

Если любишь, так ведётся сроду –
Мимо дома ты пройдёшь не раз.
В дождь ли, в снег, в хорошую погоду,
А любовь ведёт под окна нас.

Учитель. Какое недавно прочитанное произведение вам это напомнило?

Ученики. Рассказ о первой любви - “Голубое и зелёное” Ю.Казакова.

Учитель. Верно! Герой идёт на первое в жизни свидание, ждёт любимую девушку во дворе, глядя на окна. Когда любишь человека, всё кажется значительным, дорогим, важным. А Лиля не любит. Как вы догадались? Какие слова помогли?

Ученик. Она “странно смотрит” на окна, когда свидание закончилось. Но герой, влюблённый, взволнованный, не замечает этого.

Ученик. Приходит на память строчка “московских окон негасимый свет”. Жаль героя, и так хочется, чтобы любовь тоже была негасимой и взаимной.

2. Запись на доске: Взгляд на окно – отражение чувства смотрящего, отражение характера хозяина окна; окно - символ надежды, любви, света.

Учитель. Есть ещё один подход, и его вы могли невольно реализовать при подготовке к сочинению, когда наблюдали за окнами. Но будет лучше, если он останется лишь художественным приёмом.

Чтение отрывка из рассказа Д, Гранина “Свет в окне”.

“Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке приятно-домашний маячок в деревянном домике. Я представлял маленькую комнату со стеллажами, заставленными старыми книгами, письменный стол, абажур лампы и ещё кого-то тихого, в старческих морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг. Но кто же это был? Учёный? Писатель? Но однажды что-то случилось. Окно в домике не горело, А на следующий день женщина с мужским лицом стояла у окна и курила, сердито глядя на меня. И дом, и свет в окне показались мне ложными, чужими. Я ощутил себя ограбленным собственным воображением, почувствовал боль утраты давнего друга, родного по духу человека, которого мне так не хватало.”

Учитель. Кто на самом деле жил в квартире? Почему погас свет? Кто эта женщина? Подвело рассказчика его воображение или нет? Эта история, на мой взгляд, может иметь несколько сюжетов- разгадок. Тем интереснее поразмышлять, пофантазировать!

3. Запись на доске: Взгляд в чужое окно - в таинственный мир человеческих судеб, способ постижения тайны.

Учитель. А теперь обратимся к стихотворению Вл. Набокова “Окно”, посвящённому главной теме писателя – жизнь художника и собственно процесс творчества, человек-творец и его дар.

При луне, когда косую крышу
лижет металлический пожар,
из окна случайного я слышу
сладкий и пронзительный удар
музыки; и чувствую, как холод
счастия мне душу обдаёт;
кем-то ослепительно расколот
лунный мрак; и медленно в полёт
собираюсь, вынимая руки
из карманов, трепещу, лечу,
но в окне мгновенно гаснут звуки,
и меня спокойно по плечу
хлопает прохожий: “Вы забыли, -
говорит, - летать запрещено”.
и, застыв, в венце из лунной пыли,
я гляжу на смолкшее окно.

Отмечается, что стихотворение можно рассматривать как развёрнутую метафору - изображение процесса творчества в тот момент, когда творца “требует к священной жертве Аполлон”. Под творцом подразумевается не только одарённый писатель, музыкант, художник, но и одарённый читатель, зритель, слушатель. Это мгновение духовного прорыва, приближения к тайне. Смысл стихотворения неоднозначен. Искусство – окно для полёта человека.

4. Запись на доске: Окно, которое всегда с тобой, - дар, талант, символ творческого начала в человеке.

Проверка домашнего задания

Учитель. Специально к этому уроку вы подготовили творческую работу “Какие ассоциации возникают у меня, когда я слышу слово “окно”?” Говорят, что первые ассоциации, впечатления чаще всего бывают самыми яркими. Вполне возможно, что именно эта работа ляжет в основу вашего будущего сочинения. Итак, кто желает поделиться?

Чтение творческих работ.

Учитель. Внимательно посмотрите на репродукции картин художника Конст. Васильева.

С какой картиной созвучны ассоциации в одной из работ?

Учащиеся называют картину “Ожидание”, отмечают взгляд из окна и взгляд на окно одновременно.

Учитель. Пленительный образ прекрасной девушки. Кого она ждёт? Почему у окна со свечой?

Пофантазируйте! Кстати, свеча – это излюбленный приём художника. Это образ – символ.

Вспомните рассказ “Свечечка” уже упомянутого сегодня Ю.Казакова. Каковы символические значения у слова “свеча”?

Учащиеся. Это символ веры, надежды, любви, верности, тепла, домашнего очага, памяти, молитвы, хрупкости жизни, бесстрашия перед жизнью ...

Учитель. Молодцы! И эта картина воссоединяет два близких символа: окно и свечу. И от этого сила воздействия на зрителей удваивается.

Картина “Встреча у окна” не менее интересна! Сцена из деревенской жизни. Кажущаяся пустынной и безлюдной улица, если бы не молодая пара...Безлюдье обманчиво, герои сдерживают душевные порывы, чувствуя пристальные взгляды из окон. В этом окне мы видим чьё-то недремлющее око.

Кстати, “око” и “окно” – слова родственные. А как называют часть, украшающую окно? Правильно! Наличник. “Наличник” и “лицо” - вот вам ещё пара однокоренных слов. Так в языке нашло отражение стремление человека одухотворить своё жилище.

Индивидуальная работа на местах с карточками.

  • Задание 1. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения И.Бунина “Вечер”.
  • Задание 2. Найти интересные изобразительные приёмы.
  • Задание 3. Какие строчки звучат афористично? Как ты понимаешь их значение?
  • Задание 4. Как связано стихотворение с темой урока?

Выразительное чтение стихотворения “Вечер”

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним ...Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Учитель. Это стихотворение по праву называют шедевром философской лирики, сокровищем в миниатюре. Поэт сумел удивительно просто и ясно сказать об очень сложных вещах.

Ученики. Сначала герой исследует зримый мир за окном, а потом – незримый, внутренний мир.

Взгляд в окно становится взглядом внутрь себя.

Учитель. Какая же истина открывается герою?

Ученики. Счастлив тот, кто понимает, что источник счастья заключён в самом человеке.

Человек может видеть, слышать и, значит, чувствовать себя частью божественного замысла... И в этом счастье. А всё остальное – суета сует.

Запись на доске:

5. Открытое окно – это окно в Космос, связующее звено между ним и внутренним миром человека, символ гармонии.

Взгляд на мир в открытое окно – взгляд внутрь себя.

Орфографическая пятиминутка.

Учитель. Мне хочется, чтобы не только литература и живопись, но и музыка помогла вам в работе над сочинением. Ведь ей под силу передать, тончайшие движения души человека, его настроение. Послушайте слова Дм. Кабалевского о том, как надо слушать музыку.

А теперь слушаем инструментальную музыку “Облака” в исполнении бельгийского гитариста Ф.Гойи. Что увидели? Что почувствовали? Какие картины возникли в вашем воображении?

Чтение нескольких мини-сочинений.

Рецензирование одного чернового варианта сочинения.

Заключение. Подведение итогов.

Учитель. Хочу закончить наше общение строчкой из Бунина: “Я вижу, слышу, счастлив, всё во мне”. Всё увидеть, прочувствовать и, добавлю от себя, поведать об этом другим людям - вот такая, оказывается, формула счастья. Воспользуйтесь материалами урока! Из множества обозначенных подходов выберите наиболее близкий вам. Творческих удач вам и открытий!

Работа продолжается под музыкальное сопровождение и завершается дома.

Использованная литература.

1. Гребенникова Н. Урок развития речи. Русский язык в школе.- 1992.- № 4.