Нетрадиционные методы рисования

Разделы: Работа с дошкольниками


С раннего возраста дети познают окружающий мир. Через свои ручки, они начинают все трогать, хватать, брать. Своими маленькими пальчиками рисуют на запотевшем стекле, палочкой на песке, маминой помадой на зеркале, карандашами на обоях. Способности к изобразительной деятельности проявляются у детей уже в раннем возрасте и развиваются на протяжении всего дошкольного детства. Постепенно дети учатся изображать предметы, но вначале рисунки лишь отдаленно напоминают их. По мере взросления дошкольники осваивают навыки изобразительной деятельности, проявляют  фантазию, придумывают несуществующих животных.

Формирование у детей навыков изобразительной деятельности, конечно, требует участие взрослого, особенно если речь идёт об освоении нетрадиционных приёмов рисования.

Нетрадиционное рисование подразумевает: использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (привычными) в педагогической практике образовательных учреждений. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей.           

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах,  их использовании,  их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и  подкрашенной мыльной пеной, использовать ватные палочки, мыльные пузыри, поролон, различные штампы и т.д. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцам, кулаком), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвочек) и природных материалов (листьев).Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда нет слов, а есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов («…а вот и пальчик, да в краску!»). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретение веры в себя и в свои возможности, внутренние гармонии с собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые становятся богаче, полнее и ярче. Всё необычное привлекает детей, у них появляется познавательный  процесс.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует у дошкольников положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с рисованием, способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Ребята меньше утомляются, у них сохраняются  активность, и работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания. Существует много нетрадиционных техник рисования, все они позволяют быстро достичь желаемого результата. Дети с интересом рисуют пальчиками, ладошками, получают интересные забавные рисунки из клякс.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками начинаем с наиболее простых и доступных. Это рисование пальчиками, ладонью. Затем знакомим детей с более сложными техниками: мыльными пузырями, восковыми мелками и акварелью, поролоном, кляксография.

Опишем подробнее о каждой из названных техник:

• Рисуем пальчиками
Опускаем в гуашь палец и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый палец набираем краску разного цвета. Мы рисовали «рассыпавшие бусы».

• Рисуем ладонью
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. Разведённую водой гуашь наливаем в блюдце. Ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги. Недостающие детали дорисовываем. Например «Букет для мамы».

• Рисуем мыльными пузырями
Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочки для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене прикладываем лист бумаги, дорисовываем детали.

• Рисуем ватными палочками
Опускаем ватную палочку в воду, затем в краску, наносим на лист бумаги рисунок. На каждую палочку набираем краску разного цвета. На занятии мы рисовали солнышко и травку.

• Рисуем восковыми мелками + акварель
Восковыми мелками выполняем рисунок  на белой бумаге. Затем закрашиваем весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, выполненный мелками, остается не закрашенным.

• Печать по трафарету поролоном
Печатку или поролоновый тампон прижимаем к штемпельной подушечке с краской  и с помощью трафарета наносим оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняем инструменты. На занятии мы рисовали цветочек.

• Кляксография с раздуванием
Пластиковой ложечкой зачерпываем краску и выливаем на непромокаемую поверхность – получаются пятна, раздуваем их. Затем накрываем их листом бумаги. Снимаем лист, рассматриваем полученное изображение и определяем, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываем.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок.

Опыт работы показал, что овладевая техникой изображения доставляет малышам истинную радость. Результатом моей работы в данном направлении стали: 

– активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
– умение находить новые способы для художественного изображения; 
– умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Нетрадиционные методы рисования, которые я использовала не только на занятиях по изодеятельности, но и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Презентация