Пассионарии и их роль в обществе

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность исследования. Современные социальные преобразования глобально охватили не только научно-технический прогресс, но и  вызвали создание ряда научно-технических школ.  Некоторые из них уже ни одно десятилетие вызывают жаркие споры, но, тем не менее, они проявляют себя во многих сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании. И данный факт не позволяет их просто игнорировать: требуется глубокое их изучение с целью максимального использования во благо человека и человечества в целом. К числу таких теорий относят теорию этногенеза, фундаментальные основы которой были заложены выдающимся русским мыслителем Львом Николаевичем Гумилевым и ее ключевым понятием выступает «пассионарность».

Цель исследования:   выявить особенности развития пассионарных качеств и их влияние на мотивацию достижения успеха, динамику спортивных достижений  студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся профессионально спортом.

Объект исследования: пассионарность как формально-динамическое свойство психики.

Методы исследования на данном этапе работы: анализ теоретических источников по изучаемой проблеме; беседа; психодиагностика; объективное наблюдение; психокоррекционная программа; методы математической статистики.

Результаты: Суть понятия «пассионарность» исходит от латинского слова «passio» – это претерпевание, страдание, и даже страдательность, но также страсть, аффект. Однокоренные слова в европейских языках различаются смысловыми оттенками. «Passionant» по-румынски – это человек, способный увлечь, привести в восторг. Англичане привнесли в понимание пассионарности новый смысл: для них «passion» – это вспышка гнева, взрыв чувств. У поляков это – ярость, бешенство. А для северян – голландцев, немцев, шведов, датчан, «passion» – просто увлечение. Что касается русского, то латинскому «passio» лучше всего соответствует слово «страсть». Сейчас в обыденном словоупотреблении так стали называть любое сильное желание и даже слабое влечение. Поэтому и пришлось Л.Н. Гумелеву придумывать новый термин – «пассионарность», а в связи с ним и понятие «пассионарии». Последних сам Лев Николаевич считал людьми энергичными, активными, эмоциональными. Другими словами, пассионарность – это способность и стремление к перемене окружения, нарушение инерции, потенциал к прогрессу и деятельности, внутреннее стремление к деятельности, направленное на реализацию супер-важной, далекой, иррациональной цели.

Как видно из вышесказанного, этимология данного термина, который имеет многозначное и разноплановое содержание, на сегодняшний день продолжает уточняться. Тем не менее, существуют некоторые общие позиции по данному вопросу. Кратко представим их в следующем виде:

1.   Пассионарность является формально-динамическим свойством психики.
2. Пассионарность –  признак,  возникающий вследствие пассионарного толчка (резкие изменения стереотипа поведения вызываются массовыми мутациями) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих тягой к действию.  Их называют «пассионариями».
3.  Уровень пассионарности оказывает влияние на направленность личности.
4. Пассионарии характеризуются высокой общей психической активностью и эмоциональностью. Это социально активные люди,  обладающие врожденной способностью организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы.
5. Пассионарность – это потребность в самоактуализации, способность изменять окружающую среду и самого себя, потребность в преодолении. Именно поэтому для таких людей характерно обладание повышенной способностью к напряжениям. Всем известно, что любые усилия живого организма связаны с затратой некоторого вида энергии. Этот вид энергии был в свое время открыт и подробно описан нашим великим соотечественником академиком В.И. Вернадским и назван биохимической энергией живого вещества биосферы.

Суть механизма связи пассионарности и поведения индивида проста. Люди, как и все живые организмы, чаще всего, обладают тем количеством энергии, сколько им необходимо для поддержания собственной жизни. В той ситуации, когда организм способен  «вобрать» из окружающей среды энергии больше, чем необходимо, то человек формирует новые отношения и связи с другими людьми,  которые позволяют применить эту энергию в любом из выбранных им направлений. Таким образом, пассионарная личность «энергоизбыточного» типа, рисковая, активная, увлеченная до степени одержимости, которая способна идти на жертвы ради достижения того, что она считает ценным.   При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы.  Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление другими людьми на всех уровнях социальной иерархии,  они,  хотя и с трудом,  вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их остальным и создают,  таким образом,  новую этническую систему,  новый этнос,  видимый для истории. Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную.

Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Другими словами, это не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности». Об этом говорится и в теории Л.Н. Гумилева: пассионарии нужны истории человечества для отслеживания процессов развития этносов. Чем большее количество пассионарных личностей появляется в этносе, тем он становится более жизнеспособным.

Существует предположение, что пассионарность передается по наследству, но по данному аспекту еще много что не ясно, но то, что она заразительна, известно и наукой доказано. Так, например, обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдаляется на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется, например, во время спортивных соревнований, военных действий и др.  В связи с этим можно предположить, что пассионарность – это не только биологический феномен, но и социально-педагогический, следовательно, пассионарность личности можно развивать, создавая для этого специальные условия среды и воспитания. Так, например, в современных условиях такие личности будут особо востребованы на стратегически важных объектах, в спорте и т.д. Т.е., там, где человеку нужно в максимально короткий срок мобилизовать все свои внутренние резервы, а также своих соратников, подчиненных и др., и добиться поставленной цели. Кроме того, развивать пассионарные качества  возможно при поддержке личностной активности человека, но при этом необходимо учитывать его  индивидуальный потенциал.

Имеющиеся на сегодняшний день результаты исследований в области психологии и педагогики дают возможность специалистам образовательных учреждений разработать программы развития пассионарных качеств их воспитанников, определить пути и способы данной работы, которые позволят добиться существенной позитивной динамики, а также раскрыть потенциал каждого ребенка, направить его энергию активности в деятельность  полезную как для общества, так и для него самого лично, т.е. в социально значимую деятельность. Таким образом, мы можем предполагать, что  психолого-педагогическое воздействие, специально разработанное, организованное и осуществленное с субъектами определенной возрастной группы, уровнем образования и т.д. может быть неким аналогом пассионарного толчка в развитии общества или отдельного человека, ибо мы не можем ждать, пока произойдет пассионарный толчок, который, по мнению автора теории этногенеза происходит один раз в полторы тысячи лет и соответствует периоду развития общества, когда этнос угасает, регрессирует, погибает. Тем более, что пассионарный толчок, по его мнению, зависит от энергии солнца, от космической энергии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в современных экономических условиях пассионарность становится неотъемлемой частью конкурентоспособности личности, ее необходимо развивать как компетенцию, начиная с младшего школьного возраста, а подготовку к данной работе осуществлять уже в дошкольном возрасте. И работа в этом направлении уже ведется не только теоретиками, но и практиками. Мы можем остановиться хотя бы только на некоторых психологических исследованиях, а именно: М.И.Коваленко изучил взаимосвязь пассионарности с темпераментом и мотивацией личности; В.Я.Богданов осуществил сопоставительный анализ между личностной типологией Л.Н.Гумилева и психологической типологией акцентуаций характера по Леонгарду; К.И.Фрумкин в ряде своих работ предположил объяснять пассионарность через теорию сексуальности З.Фрейда (пассионарность есть проявление сублимированных бессознательных влечений) и т.д.

Но психологами и педагогами образовательных учреждений правомерно будет поставлен вопрос, а  какие качества личности необходимо формировать для развития пассионарности? Учитывая тот факт, что пассионарность есть интегративная характеристика личности, качества которой направлены на совершенствование себя и общества, при этом они базируются на личностной активности человека и имеют социальную значимость, к числу наиболее важных пассионарных качеств относят следующее:

1. Потребность в активной деятельности – это физическая, интеллектуальная активность, любопытство, любознательность, интерес ко всему новому, а также стремление к созданию нового, полезного не столько для себя, сколько для общества.

2. Целеустремленность – это деятельность имеет цель, не всегда осознаваемую, но всегда социально значимую (в игровой, трудовой, учебной деятельности). Ребенок должен использовать собственный потенциала для достижения цели и стремится к лидерству с целью использования потенциала других людей на основе их мотивации для получения каждым положительного результата.

3. Яркая эмоциональность, страстность – это  постепенное становление зрелой эмоциональности, как в проявлении нравственности, эстетических чувств, гражданственности, патриотизма и др. Кроме того, важно как можно раньше научить ребенка управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать нежелательные эмоции, а если это будет необходимо, то и проявить страстность в деятельности в процессе достижения цели.

4. Конструктивная агрессивность может проявляться как  оборонительная или игровая. В игре она будет проявляться как стремление к достижению победы в соревновании, как тренировка навыков ловкости, преодоление своих слабостей, в виде настойчивости и целеустремленности. Но конструктивная агрессивность правомерно может рассматриваться и как способность к самозащите (защита чести и достоинства себя, других).  В дальнейшем это перерастет в стремление к защите собственного дома,  государства и др.

5. Комплиментарность есть умение различать «своих» и «чужих». Ребенка учат созданию окружения из «своих», симпатии к «своим» и толерантности к «чужим». Кроме того, указанное выше качество способствует развитию адаптивности к новой среде и проявляется как успешная адаптация в коллективе сверстников.

6. Способность к сверхнапряжениям – это высокий уровень работоспособности, малая потребность в отдыхе, быстрая восстанавливаемость организма, проявление волевых качеств по мере необходимости.

7. Пассионарная индукция проявляется в  заражение своими идеями, эмоциями, настроением, деловитостью.

Ранее указанные качества пассионарной личности становятся социально-значимыми только при целенаправленном психолого-педагогическом воздействии со стороны педагогов, психологов, родителей. В противном случае, активная деятельность может проявляться как деструктивность, т.е. стремление к разрушению неживых (вандализм, терроризм) и живых объектов (насилие, драки, нападения и др.), получение удовольствия от разрушения, нападения, а также это может проявляться в виде повышенной конфликтности, достижения цели деятельности с помощью агрессии, запугивания. Целеустремленность может приобретать черты эгоистических намерений, а в дополнении к этому она может быть еще и  асоциальна. Для достижения цели используются любые средства, в том числе и другие люди, которые часто даже не догадываются об этом. Эмоциональность сопровождается импульсивностью, стремлением к переживанию острых эмоциональных состояний на грани со стрессовыми. При этом эмоции трудно поддаются управлению: они очень «яркие», страстные, легко передаются другим людям (заразительность). Отрицательные эмоции доминируют (ревность, агрессивность, зависть, обидчивость и др.). Комплиментарность приобретает отрицательные черты:  ребенок ищет в окружении «чужих», что проявляется в сложностях проживания адаптационного периода. Способность к сверхнапряжению сохраняется, но проявляется при эгоистической мотивации цели (например, учеба на хорошие оценки только за получение материального поощрения).

Вывод. Становление пассионарных качеств и направление их в социально значимую деятельность происходит на протяжении всех периодов детства, подросткового возраста и периода ранней юности. Они помогут преодолеть современным детям столь ярко проявляющиеся в последние году пассивность, застенчивость, замкнутость, апатию, лень, раннюю компьютерную зависимость и даже депрессии. Личностная активность – основная составляющая в развитии человека. Именно поэтому каждый педагог, психолог, родитель мечтает, чтобы ребенок легко усваивал учебный материал, был любопытен и любознателен, быстро реагировал на воспитательное воздействие. Для этого необходимо, чтобы у него с раннего детства сохранялась личностная активность, которая выражается не только через физическую деятельность, но и представлена различными позитивными пассионарными качествами личности.