Испарение и конденсация

Разделы: Физика


“Живу, недоумевая, все время хочу понять.”
А. Эйнштейн.

Дидактические цели урока:

  • Образовательные: создать условия для усвоения нового материала по теме “Испарение и конденсация”. Закрепить знания и умения учащихся в решении качественных задач.
  • Развивающая:
    • Способствовать развитию у учащихся следующих психических процессов: логического мышления, самостоятельности, внимания, наблюдательности.
    • Способствовать развитию грамотной “физической” речи, познавательного интереса к предмету.
    • Развивать информационные компетентности учащихся.
  • Воспитательная: Создать условия для воспитания коллективизма, чувства ответственности за результаты своего труда и результаты работы группы, для развития коммуникативных компетентностей, прививать культуру умственного труда.

Методические задачи урока:

  • Проверить, как учащиеся владеют знаниями по теме и способны их применять в знакомой и новой ситуациях.

Методы обучения: частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Средства обучения: компьютеры для работы учителя, проектор, презентация по теме, прибор для демонстрации испарения и конденсации, термометры, вата, спирт.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к усвоению нового материала,

Усачёв Андрей - "Откуда берется вода?"

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше... пока
Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки...

Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

С сайта http://www.vampodarok.com/

У: О каких физических явлениях говорится в стихотворении? Какие из них нами уже изучены, а какие предстоит изучить? Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

3. Формулировка темы и целей урока.

Актуализация опорных знаний

Для достижения цели урока, необходимо вспомнить изученное ранее.

Решая кроссворд, мы будем преследовать две задачи:

а) повторим ранее изученный материал;

б) сможем точно сформулировать тему сегодняшнего урока.

4. Изучение нового материала

У: Демонстрация опыта по испарению и конденсации.

Какие физические явления мы с вами здесь наблюдаем? Да, мы наблюдаем испарение и конденсацию. Изучим сначала подробно процесс испарения.

Слайд 1. Что нам необходимо знать об этом процессе?

  • Определение и механизм процесса. - Слайд 7
  • Интенсивность испарения - Слайд6
  • Особенности процесса. - Слайд 4

Одной из особенностей является изменение внутренней энергии испаряющейся жидкости. А как и почему так меняется внутренняя энергия.

Фронтальный эксперимент со спиртом. Выводы.

Значение процесса - Слайд 5

Как называется процесс, обратный испарению? Каковы определение, механизм и особенности процесса?

5 .Закрепление.

Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:

- Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

- Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?

- Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

- Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

- В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?

6. Первичная проверка знаний.

В предложенном рассказе увидеть изученные явления, объяснить их и к примерам из рассказа придумать вопросы?

6. Домашнее задание.

Параграф 16, 17, упражнение 9 для всех. Для желающих – используя книгу Перельмана

7. Рефлексия.

Почему к слайду с темой сегодняшнего урока я выбрала этот рисунок?