О чем рассказывают гербы и эмблемы

Разделы: МХК и ИЗО


Класс: 5

Тип урока: урок – игра “Рыцарский турнир”

Цель: научить рисовать рыцаря в доспехах и изготавливать свой фамильный герб с помощью геральдических и негеральдических фигур, использовать полученные знания и умения для создания фамильных гербов своих родственников и близких.

Задачи:

  • Познакомить ребят с историей рыцарства, вооружением рыцаря, геральдикой и гербами.
  • Развивать умение подбирать необходимые цвета и символы для своего фамильного герба и рыцарского, передавать красками геральдические фигуры, а рисунком негеральдические, умение мыслить самостоятельно и оригинально.
  • Воспитывать интерес к истории воинского искусства, творческий подход к выполнению заданий, эстетический вкус при создании задуманного изделия в видимый результат.

Оборудование для учителя: презентация, правила турнира, предметные и сюжетные иллюстрации по теме рыцарства, шаблон мужской фигуры, гербов разных видов, методический рисунок рисования рыцаря в доспехах.

Оборудование для учеников: альбомный лист, фломастеры, простой карандаш, краски, кисточки, стаканчик под воду.

Словарные слова:

  • Рыцарь, герб
  • Геральдика, герольды, блазон
  • Рыцарский турнир
  • Наручи, поножи, кираса

Оформление класса

Правила турнира:

  1. Играйте не ради корысти, ради удовольствия, своего и других.
  2. Играйте честно! И даже если проигрываете, всё равно не жульничайте и не злитесь.
  3. Будьте стойкими, не унывайте при неудаче.
  4. Если выиграете – радуйтесь, но не злорадствуйте.
  5. Не упрекайте партнёров за промахи, старайтесь поправить положение своими успехами.
  6. Сохраняйте спокойствие, независимо от исхода турнира.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Звучит музыка. При входе в класс каждый ученик выбирает себе форму герба и усаживается на заранее определённое место. Ученицы выступают в роли художниц.
  • Сообщение темы и целей урока.

Просмотр фрагмента фильма “Первый рыцарь”

- Так как мы определим тему нашего урока?

- Какие цели перед собой поставим?

- Какие понятия с прошлых уроков нам необходимо вспомнить?

- На предыдущих уроках мы познакомились с понятием “герб” и “эмблема”. Поговорили о гербах ремесленных цехов и нарисовали их, создали герб класса. А сегодня на уроке мы проведём “рыцарский турнир”, в ходе которого обобщим знания гербовой символики, вспомним, как составляется композиция герба, познакомимся с рыцарскими доспехами.

2. Обобщение знаний. Рыцарский турнир.

(Звучит музыка)

- Когда-то очень давно, в средние века, жили на свете рыцари. Они отличались от всех благородством, смелостью, великодушием, верностью долгу. А кто же такие рыцари? Приложение 1

- Это было время прекрасных дам и доблестных рыцарей.

- А вот каким вам запомнился рыцарь, мы сейчас проверим “блиц-турниром” - 1 тур

Ответьте на вопросы:

- Первоначальное значение слова “рыцарь”? (всадник)

- Как называется эпоха, в которой жили и совершали подвиги рыцари? (средневековье)

- Сколько лет мальчик воспитывался в семье? (до 7 лет)

- Во сколько лет принимал обряд посвящения в рыцари? (в 21 гол)

- Какие символы рыцарского достоинства вам известны? (меч, щит с изображением герба и девизом)

- Что украшали гербами? (стены замков, щит, доспехи)

- Что такое геральдика? (наука составления и описания гербов)

- Какие фигуры рисовали на щитах? (геральдические и негеральдические)

Составление плана работы.

- Сейчас мальчики – рыцари приступят к изготовлению герба своей семьи.

2 тур

- О чем вы должны помнить при его создании?

(о цвете герба, форме, композиции, о геральдических и негеральдических фигурах, о девизе)

- Девочки – Прекрасные Дамы приступят к рисованию своего идеала рыцаря.

- Что вам поможет в рисовании фигуры рыцаря? Шаблон мужской фигуры

- Как и во что был одет рыцарь 15 века? В металлические доспехи.

- Как называлась каждая часть доспеха? (шлем, ожерелье с вертикально стоящим воротничком, наплечники, наручи, наколенники с поножами, кираса).

- В какой последовательности будете рисовать рыцаря в доспехах? (обведем шаблон, увеличим тело человека, дорисовывая доспехи, раскрасим красками или выполним графический рисунок)

3. Самостоятельная работа учащихся

Физкультминутка.

- Рыцарь без страха и упрёка должен быть смелым воином, заботиться о приумножении своей славы и совершать подвиги во имя Прекрасной Дамы. Кроме этого, в обязанности рыцаря входило умение танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах и, конечно же, участвовать в рыцарских турнирах. А как умеете состязаться вы, мы сейчас проверим конкурсом “Словесное состязание” - 3 тур.

- Составьте за 1 минуту как можно большее количество слов, относящееся к теме рыцарства, средневековья из начальных букв слова:

Ф, Е, Х, Т, О, В, А, Н, И, Е

- Кто сочинил 10 слов из мальчиков? Молодец - образованный рыцарь.

- Чем ответят Прекрасные Дамы?

Продолжение самостоятельной работы учащихся.

4. Анализ и оценка работ учащихся.

Прежде чем приступить к подведению итогов, я бы хотела проверить правила “Этикета”. Как наши рыцари умеют вести себя за столом, в гостях, в театре, рядом с Прекрасной Дамой – раздаточный материал в виде вопросов – “турнир вежливости” Приложение 2

Защита творческих работ девизом или стихотворной строкой.

5. Подведение итогов турнира.

Награждение всех рыцарей портретами от Прекрасных Дам.

Вручение Прекрасным Дамам сердечек.

Домашнее задание.

Мальчикам – нарисовать рыцаря.

Девочкам свой личный герб или герб семьи.

- Если вас заинтересовала эпоха рыцарей, обратитесь к книгам “Я познаю мир. Рыцари” и к детскому журналу “Детская энциклопедия. Аргументы и факты детям”, а также к Всемирной истории – энциклопедии.

Подведение итога урока.

- Какие рыцарские имена вам знакомы?