Урок литературного чтения в 1-м классе по теме «Знакомство с буквой "Т, т"»

Разделы: Начальная школа


Цели деятельности педагога: познакомить с новой буквой и звуками, которые она обозначает; создать условия для формирования навыка плавного и выразительного чтения.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукового анализа слов; умеют определять парные и непарные согласные по звонкости – глухости, мягкости – твердости; соблюдать лексические и грамматические нормы; получат возможность научиться читать слова, предложения с буквой Т, т.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: общеучебные – усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию (твердые и мягкие согласные звуки, гласные – согласные и т. Д.); моделирование звукового состава слова.
  • Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий.
  • Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выполняют основные правила гигиены чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите, всё ли готово к уроку. У всех хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть сегодня красивыми, нарядными и собранными.

Учитель:

Кто сегодня станет первым?
Кто сегодня станет лучшим?

Дети:

Я сегодня буду первым.
Я сегодня буду лучшим.

Учитель:

Все самые лучшие садитесь.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Правильно девочки все сели,
Правильно мальчики все сели,
На меня все посмотрели.

Учитель: Ребята, чтобы у нас всё получилось, нужно соблюдать правила поведения на уроке:

Хочешь ответить – подними руку!

Работай молча.

II. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с данной буквой.

III. Повторение пройденного материала.

Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл на урок! Кто это?

Дети. Кот Леопольд! (Приложение. Слайд 1)

Учитель. Кот Леопольд – добрый или злой?

Дети. Добрый.

Учитель: Посмотрите, он принёс с собой какие-то карточки и письмо:

Ребята!
Если вы выполните все мои задания, то узнаете моё самое главное правило!
Ваш друг Леопольд.

Учитель. Ну, что, ребята, хотите узнать самое главное правило Кота Леопольда?

Дети. Да.

Учитель. Тогда за дело! Итак, первая карточка. На ней написано: “Повторить!” Значит, мы должны повторить всё что мы уже знаем.

Какие гласные приказывают согласным звучать твёрдо?

Какие гласные приказывают согласным звучать мягко?

Давайте произнесём известные согласные.

Какой звук у нас всегда мягкий?

Какие буквы живут на улице звонких, на улице глухих?

Учитель. Мы справились с первым заданием и переворачиваем первую карточку. Какая на ней буква?

Дети. Д.

Учитель. Молодцы, ребята! Мы повторили всё, что уже знаем. Нам это поможет выполнить и другие задания Кота Леопольда.

IV. Изучение нового материала.

Звукобуквенный анализ слов ТИГР, ТРУБА. Знакомство с буквой Т, т.

Учитель. На второй карточке у нас написано “БУКВАРЬ”. Значит, мы должны открыть учебник. Уроки 96–97.

Кого мы видим на первом рисунке?

Дети. Тигра.

Учитель. Что вы знаете о тигре?

(Ответы детей.)

Учитель. Правильно, тигр – это дикое животное. Он самый крупный представитель семейства кошачьих. Благодаря большим размерам и телосложению тигр является грозным охотником, способным справится с любым животным, встретившимся на его пути. Только дикий кабан, вооружённый острыми клыками, способен успешно противостоять ему.

(Учитель показывает рисунок и вывешивает его на доске.)

Тигр – свирепый зверь, но всё же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам её боится.

Учитель. Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ТИГР.

(К доске выходит ученик и работает с большими фишками, остальные выкладывают фишки в учебнике.)

Учитель: Посмотрите на второй рисунок. Что это за предмет?

Дети: Труба.

Учитель: Что это за труба?

Дети: Это музыкальный инструмент.

Учитель: Какая ещё бывает труба?

Дети: Водопроводная. Печная.

Учитель: В данном случае у нас труба, как музыкальный инструмент.

(Вывешивается рисунок трубы на доску. Звукобуквенный анализ слова ТРУБА на доске и в учебниках.)

Учитель: Давайте сравним первые звуки в словах ТИГР и ТРУБА.

Дети: В слове ТИГР звук т – мягкий, в слове ТРУБА звук т – твёрдый.

Учитель: Кто знает, какой буквой обозначаются эти два звука?

Дети: Буквой Т.

Учитель: Правильно.

Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.

(Показ иллюстрации и буквы Т.)

Учитель. Давайте найдём букву Т в нашем алфавите.

Замените первые фишки в моделях слов буквами Т.

Учитель. Ребята, а в каком из этих слов только один слог?

Дети. Тигр.

Учитель. А почему?

Дети. Один гласный звук.

Учитель. А сколько слогов в слове труба? (2 слог.а)

На какой слог падает ударение? (Па второй слог.)

Физкультминутка. Слайды 2–6.

Учитель. Я буду говорить слова и показывать картинки, а вы, если услышите твёрдый звук т, то поднимите руки, если услышите мягкий звук т – приседайте. Будьте внимательными.

Учитель. Молодцы. Мы справились и со вторым заданием. Открываем вторую карточку. Какая здесь буква?

Дети. Буква Р.

Чтение слогов.

Учитель. На следующей карточке у нас написано “СЛОГИ”. Кто догадался, что мы должны сделать?

Дети. Прочитать слоги.

Учитель. Правильно, научиться читать слоги. Родион, Никита, Лера и Наташа приготовились читать слоги, а все остальные читают про себя.

Прибежал весёлый А, прочитали дети – ТА.
Прибежал задорный О, прочитали дети – ТО.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – ТЯ.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ТЫ.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ТИ.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – ТУ.
Прибежал весёлый Ё, прочитали дети – ТЁ.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – ТЮ.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – ТЭ.
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети – ТЕ.

Чтение хором ТА-ТО-ТЯ-ТЫ-ТИ

ТУ-ТЁ-ТЮ-ТЭ-ТЕ

Выборочное чтение.

Учитель. Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает твёрдый звук. Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает мягкий звук.

Учитель. Молодцы. И с этим заданием мы справились. Переворачиваем карточку. Какая здесь буква?

Дети. Буква У.

Чтение слов.

Учитель. Правильно. На следующей карточке написано “СЛОВА”. Что мы должны сделать?

Дети. Прочитать слова.

(Чтение слов по букварю по цепочке.) Страница 102.

Учитель. Открываем следующую карточку. Какая на ней буква?

Дети. Буква Ж.

Учитель. А сейчас Кот Леопольд предлагает нам отдохнуть под его весёлую песню.

Физкультминутка. Слайд 7

Составление предложений.

Учитель. Нам остаётся всё меньше и меньше заданий. И скоро мы узнаем, какое же самое главное правило Кота Леопольда. Смотрим

следующую карточку. На ней написано “ПРЕДЛОЖЕНИЯ”. Мы должны с вами составить предложения. Страница 103.

Прочитаем слова, которые написаны в левом столбике.

Прочитаем правый столбик.

Прочитаем первую строчку. Скажите, получилось ли предложение?

Дети. Нет.

Учитель. Кто правильно подберёт слова из правого столбика к первому слову левого столбика. Кто составит второе предложение. Третье. Четвёртое. А как правильно нужно будет записать эти предложения?

Дети. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку.

Разгадывание зашифрованных слов.

Учитель. Молодцы. Открываем карточку – там буква Б. И нам осталось выполнить последнее задание “РАЗГАДАТЬ”. Мы должны разгадать зашифрованные слова. Класс у нас делится на три команды. Вы должны букву из левой таблицы поставить в правую таблицу под соответствующую цифру.

Какое слово у 1-й команды? (Корт.) А кто знает, что такое корт? (Это площадка, где играют в теннис.) Слайд 8.

Какое слово у 2-й команды? Слайд 9.

Какое слово у 3-й команды? Слайд 10.

Какие слова спрятались за буквами АТЛАС?

Атлас – это книга, где собраны карты.

Атлас – это ткань.

Учитель. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Настя подготовила для вас стихотворение. Послушайте стихотворение Э. Мошковской “Я рисую”.

Учитель. И мы открываем последнюю букву Кота Леопольда и это буква А. Какое получилось слово?

Дети. ДРУЖБА.

V. Итог урока.

Учитель. У нас получилось слово ДРУЖБА. Как вы думаете, а почему именно это слово загадал Кот Леопольд? Вспомните, что он всегда говорил мышатам.

Дети. Ребята, давайте жить дружно!

Учитель. Правильно. Наверно, он хочет, чтобы и Кот, и Щенок из стихотворения, которое прочитала Настя, тоже стали жить дружно. И, конечно же, вы между собой всегда были дружными и никогда не ссорились.

В подарок нам есть ещё тексты на стр. 104. Читающим – “Догадливый хомяк”. Остальные находят выученные буквы, читают слоги, слова.

Давайте ещё раз напомним Коту Леопольду с какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

Дети. С буквой Т.

Учитель. Какие два звука обозначает эта буква.

Дети. Согласный твёрдый т, согласный мягкий т.

Учитель. Чему мы ещё научились на уроке?

Слайд 11.

Кому было интересно на уроке, возьмите смайлики.

Все сегодня были молодцы! Спасибо за урок.