Работа с текстом

Разделы: Русский язык


Содержание урока.

Этап Характеристика
1 организационный чтение текста, постановка вопросов для самоанализа
2 обнаружение проблемы текста анализ вопросов
3 анализ текста чтение текста по предложениям, с проговаривание особенностей данного текста
4 обобщение изученного материала фиксация разницы первичного восприятия и вторичного
5 итог – рефлексия занятия гипотезы, доказательства
6 ознакомление с домашним заданием сопоставить тексты с разобранными текстами на уроке

1. Сообщение основной цели урока.

  • Сегодня на уроке будет коллективно обсуждаться текст, предложенный всем для самостоятельного чтения.

2. Задачи: внимательно прочитать текст; подумать, чем данный текст может быть интересен для вас; как он связан с вашей жизнью.

После прочтения текста учащиеся анализируют текст.

  • Узнал, что у русского языка есть соревнователь-санкрит – праотец. Но на нём даже в Индии не говорят.
  • Русский язык – кормилец.
  • Язык певуч.
  • Язык видоизменяется с каждым поколением.

Учащиеся определили поднятую автором основную проблему: бережное отношение к русскому языку.

Обозначились ещё второстепенные проблемы:

  1. тревога за его будущее
  2. тревога за будущее тех, кто не видит сегодня красоты и великолепия русского языка.

3. Каков же замысел автора?

  • Русский язык жив.
  • Он живёт для будущего.
  • Русский язык – чудесный дар русскому человеку
  • Русский язык – прекрасен.

Чтение текста по предложениям.

Цель – отработка умения понимать содержание через языковые средства.

Языковой анализ текста.

  1. утверждение – ведь жив, он может, нужно, пусть будут.
  2. логичность и эмоциональность – не останется в пределах Пушкина, нужно подтвердить красоту, человек найдёт лучшие средства выражения.
  3. представлена этимология языка – язык Вергилия и Овидия, Гомера, Пушкина.
  4. использование средств художественной выразительности: эпитеты (чудесный дар, в новую жизнь, великого языка); метафоры: правдивый и свободный русский язык; предложение – олицетворение «И на нём скажут лучшие мысли о будущем».
  5. использование морфологических средств – преобладание полных и кратких прилагательных: (великий, могучий, правдивый, звучен, свободен, певуч, жив)
  6. синтаксические средства – деепричастные обороты, однородные члены предложения.

4. отношение автора к проблеме?

  • русский язык живёт для будущего
  • великому народу дан и великий язык
  • за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства
  • какое очарование живёт в красоте речи

5. Методические рекомендации: для наилучшего понимания проблемы необходимо просмотреть синтаксические конструкции.

6. Ознакомление с домашним заданием. Сопоставить данные тексты с отработанным текстом на уроке, определить тематическую принадлежность текстов.

Приложение