Урок русского языка по теме "Мягкий знак для обозначения мягкости согласных". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи:

  • расширение знаний орфографических правил;
  • развитие речи и логического мышления учащихся;
  • воспитание любви и интереса к родному языку.

Цели:

    1. Познакомить учащихся с тремя случаями обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака.
    2. Формировать навыки грамотного письма с использованием данного орфографического правила и рассматриваемого на уроке этимологического словообразовательного элемента.
    3. Обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме.
    4. Создать условия для самостоятельной работы.

Оборудование: проектор, интерактивная доска (если имеются), таблица «Ь для обозначения мягкости согласных», карточки для учащихся с деловой игрой «Юный корректор».

План урока

I. Слово учителя

- Проснувшись сегодня утром, я сразу подумала о вас, ребята. Мне захотелось поскорее встретиться с вами. Я шла на урок с добротой, надеждой на взаимопонимание, теплом, а вокруг меня окружали разные звуки: шум ветра, гул машин... Помимо них я слышала и другие звуки – звуки речи.

II. Фронтальный опрос

- А раздел русского языка, который изучает звуки речи, называется … (фонетика)

- А на какие две группы делятся звуки в зависимости от того, что используется при их произношении: голос или шум? (гласные и согласные)

- С помощью чего мы обозначаем звуки на письме? (букв)

- Среди букв есть две очень интересные буквы, которые не имеют звуковой оболочки. Как вы думаете, о каких буквах я говорю? (Ъ и Ь)

- Одна из них – Ь – и будет хозяйкой сегодняшнего урока.

(Вывешивается или проектируется на доску эпиграф и читается)

Ь – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

III. Объяснение нового материала.

– Сегодня мы познакомимся с Ь как обозначением мягкости согласных.

а) Открываем тетради, записываем число, тему урока «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»

- Сейчас мы определим 3 случая написания мягкого знака, заполнив для этого таблицу (таблица готовится до урока или проецируется на интерактивную доску)

Ь пишется для обозначения мягкости согласных Ь не пишется в остальных случаях
на конце слова (кроме шипящих) в середине
слова после л и после н перед ш слова перед к, б, м, г
       
  • Случай первый.

- Богатырь, соль, словарь, пень. Что общего в этих словах? На каком месте находится мягкий знак?

- Правильно, на конце слова (по ходу заполняется таблица)

  • Случай второй.

- А царевна молодая поднялася на крыльцо и взялася за кольцо. В какой части слова находится мягкий знак в этих словах? После какой буквы? (л)

- А в словах раньше, уменьшить? (после н перед ш в середине); (заполняется таблица)

  • А 3 случай интересный. Давайте запишем предложение: Какая бумага? И подчеркнём в нём согласные буквы. Это и есть те согласные, перед которыми в середине слова пишется мягкий знак (заполняется таблица)

б) Теперь под диктовку запишите следующее четверостишие:

Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной:
- Спи, дочурочка, в тиши.
Мягкий знак здесь не пиши.

- Ребята, а как вы записали третью строку, какие знаки препинания поставили?

- А какая орфограмма скрывается в этом стихотворении? Подчёркиваем. Вывод.

- Молодцы, ребята! Мы заполнили таблицу правильно. А теперь давайте поработаем с этой таблицей.

IV. Предупредительный словарный диктант.

- Разбейте страницу на 4 колонки. Я диктую слова, а вы решайте, в какую колонку их записать. Весь диктант займёт 2-3 строки.

Итак, слова апельсин, просьба, лентяй, насквозь (комментируют, а остальные слова записывают сами), раньше, письмо, песня, портфель.

V. Словарная работа.

а)- Ребята, а как вы написали слово портфель? (Выписывает учитель)

Портфель – «порто» - носить (лат.)

«фель» - бумаги, листы (фр.)

- Запишите слово в словарики.

- А какие этимологически родственные слова вы вспоминаете с корнем «порто»? (Портмоне, портупея, транспорт, рапорт, паспорт, портфолио)

- Посмотрите, сколько слов можно написать правильно, зная единственный словообразовательный элемент!

- А кто запишет транскрипцию этого слова?

- Сколько звуков, а букв? Почему?

[партф`эл`] 7 звуков, 8 букв.

б) – А сейчас мы проведём конкурс! (Учащиеся делают записи в тетрадях)

- Кто быстрее всех составит словосочетание с этим словом?

- А простое предложение?

- А сложное?

- Молодцы!

VI. Рефлексия.

- А теперь мы примем участие в деловой игре «Юный корректор». Корректор – это человек, который редактирует написанное, исправляет ошибки. Поэтому он должен обладать орфографической зоркостью, быть аккуратным. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, и ликвидируйте пробелы. Обозначьте орфограммы.

Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ. Объясните правописание.

То, что заглядыват… в словар.. полезно, знают все – в словарях об…ясняют…ся и простые, и очен… мудрые слова. Заглянув в словар… «Юному книголюбу», ты вряд ли не досмотриш… его до конца: здесь поч…ти всякое об…яснение превращает…ся в любопытную историю. Будто читаеш… не словар…, а сказки, и у каждой сказки свой особый смысл, иногда загадоч…ный.
(Г. Митин)

(Пока учащиеся работают, учитель проверяет 2-3 тетради с предупредительным диктантом, затем проверяет работы сильных учеников, раньше всех справившихся с работой, выставляет оценки, и они начинают работать консультантами вместе с учителем и помогать слабым; выставляются оценки).

- Ребята, а кто прочтёт текст? (Читает ученик, затем учащиеся выборочно объясняют орфограмму).

- О чём этот текст? А как бы вы его озаглавили?

- Французский писатель А. Франс говорил: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга для книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».

Но не будем забывать о красоте и благозвучии русского языка, которое отмечали многие поэты и писатели.

Однажды во Франции к сидевшему с друзьями Паустовскому подошёл официант и спросил, на каком языке они разговаривают.

– Какой-то необыкновенно красивый язык, – добавил он.

А вы знаете, ребята, что, оказывается, особенно приятны для слуха мягкие согласные. И хотя мягкий знак звука не имеет, его роль в русском языке значительна.

Давайте хором прочтём. (Читают эпиграф)

Ь – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

VII. Итоги.

- Когда же пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных, давайте ещё раз обратимся к нашей таблице.

VIII. Домашнее задание.