Задания для проведения викторины по химии среди учащихся 10–11-х классов

Разделы: Химия


Целью данной викторины (командной игры) является актуализация и систематизация знаний и умений учащихся по органической химии.
Задачи мероприятия: Повторить основные формулы, понятия и уравнения реакций. Продолжить формировать умения в применении теоретических знаний к практической деятельности. Развивать умения учащихся работать в команде, за короткий промежуток времени принимать решение, кратко и точно формулировать ответы.
Регистрация ответов ведется в таблице. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, которое зависит от сложности задания. В конце игры подсчитывается количество баллов, полученных каждой командой. Исходя из начисленных баллов, определяется команда-победитель и призеры.

Задания первого этапа

Командир команды получает карточку со словом, например,   « Изомеры», «Гомологи», «Парафин», «Спирт». Затем он должен, не используя однокоренные слова, объяснить своей команде его значение, так чтобы команда отгадала это слово.

Задания второго этапа

Каждой команде необходимо расположить слова в определенном порядке.
Например. Расположите вещества в порядке возрастания их кислотных свойств: фенол, этанол, вода, серная кислота. Верный ответ: этанол, вода, фенол, сенная кислота.

Задания третьего этапа

Каждой команде  задается вопрос с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных.
Например.

1. Сумма коэффициентов в уравнении реакции горения пропана равна

А) 10            Б) 12            В) 13    Г) 26

Верный ответ В.

2. Бромную воду не обесцвечивает:

А) этилен             Б) бутан          В) ацетилен             Г) бутадиен-1,3

Верный ответ Б)

Задания четвертого этапа

Командам даются задания, на которые они должны ответить за одну минуту.
Например.

1. Какое изобретение русского ученого Н.Д.Зелинского впервые применено для защиты от ядовитых газов в первую мировую войну? (Противогаз)

2. В одной из старинных рукописей есть упоминание о том, как арабский алхимик, попробовав на вкус бесцветную жидкость, полученную им при нагревании сухой древесины в реторте, мгновенно ослеп. Какое это было вещество? (Метанол, древесный спирт)

Задания пятого этапа

Команда, задавая вопросы учителю в течение одной минуты, на которые он может ответить «да» или «нет», должны определить, какой предмет находится в ящике, вынесенном учителем. Учитель уточняет, что в ящике может находиться используемый в быту предмет, сделанный из вещества, которое изучали на уроках химии. (В ящике могут находиться: сахар, полиэтиленовые изделия, мыло,  жир растительного или животного происхождения,  крахмал ит.д.)

Задания шестого этапа

Команды должны ответить на практический вопрос и выполнить опыт, имея в своем распоряжении предложенные вещества, (глицерин, этанол, раствор сульфат меди(II), раствор гидроксида натрия, кристаллический йод, раствор соляной кислоты и т.д.)
Например.

1. Как приготовить раствор для обработки ран? (К кристаллическому йоду прилить этанол.)