Урок по истории Древнего мира по теме «Персидская держава "царя царей"»

Разделы: История и обществознание


Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом.

Задачи.

Обучающая: формировать у учащихся умение грамотно составлять вопросы и отвечать на них.

Развивающая: развивать умение у учащихся работать с разными источниками информации.

Воспитывающая: воспитывать у учащихся уважение к культуре других народов, толерантность.

Название
этапа
Цель
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Результат
этапа
1 Орг-й

этап

Мотивация к учебной деятельности. Приветствует учеников. Сегодня на уроке нам понадобятся учебник, тетрадь, ручка, а также ваше внимание и активность. Настраиваются на активную работу на уроке. Включение в учебный процесс
2 Актуализация опорных знаний Выявить остаточные знания по изученным странам Западной Азии Организует повторение знаний учащихся.

Беседа с учащимися о государствах расположенных в Западной Азии (Финикия, Палестина, Междуречье, Ассирия). Показать их на карте.

Вступают в беседу с учителем, рассуждают, приводят примеры. Показывают на карте государства Западной Азии. Личностные:

Умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать выводы.

Метапредметные: способность к рассуждению

Предметные: умение работать с исторической картой.

3 Целе-
полагание
Сформулировать тему урока, поставить цель урока. Создает ситуацию познавательных противоречий

Задает вопрос учащимся: Как вы думаете, какой народ так описал Геродот? Зачитывает описание и показывает на слайде 1 портрет Геродота. “Их главное достоинство – мужество. После военной доблести самой большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки. Мальчиков в возрасте от 5 до 20 лет они обучают только трем вещам: скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду”.

Когда ученики дали правильный ответ показать слайд 2 портреты персов. Объявляет теме урока.

Далее учитель задает вопрос учащимся: Какие вопросы нам надо поставить, чтобы раскрыть эту тему?

Один мудрец писал, что научившись задавать вопросы и находить ответы, человек постигает мудрость.

Учитель записывает предложенные учениками вопросы на доске.

Отвечают на вопрос учителя, выдвигают свои предположения какой народ так описал Геродот. Правильный ответ: это персы.

 

 

Записывают в тетрадь тему урока: “Персидская держава царя царей”.

Учащиеся формулируют в группах по 2 “тонких” и “толстых” вопроса. Затем их озвучивают по очереди.

Предложенные “тонкие” вопросы:

Где находится Персидская держава? Что такое Держава? Как звали предводителей персов? Кто такой “царь царей”? Столица государства персов? “Толстые” вопросы: В чем сходство власти персидских царей и фараонов в Египте? Чем отличаются армии ассирийская и персидская? Почему ассирийская держава распалась, а персидская просуществовала 200 лет?

Личностные:

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, отстаивать свое мнение.

Метапредметные:

Умение ставить цель, работать в группе, планировать свою работу, выделять главное от второстепенного.

Предметные:

Работа с историческим источником, умение формулировать “тонкие” и “толстые” вопроса.

4 Открытие нового знания Развивать умение работать с историческим источником, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы Побуждает учащихся к обсуждению выявленных вопросов.

Распределяет по группам предложенные учащимися “тонкие” и “толстые” вопросы. Напоминает ученикам правила работы в группе, а также раздает источники. Контролирует выполнение работы.

Лидер группы распределяет, кто и на какие вопросы будет отвечать. Читают текст параграфа 19 и изучают полученные источники.

Готовят ответы на поставленные вопросы.

Личностные:

Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах.

Метапредметные:

Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Предметные:

Закрепление понятия держава.

Работа с исторической картой (уметь показывать географическое положение Персидской державы, её столицу, “царскую дорогу”). Знать предводителей персов и понимать их роль в становлении и укреплении Персии. Проводить параллели с другими выдающимися историческими личностями.

5 Динамическая пауза Представление себя в роли персидской армии. Предлагает ученикам физкультминутку:

Солнце рано встает
Персам спать не дает
Улыбнулись, подтянулись
И отправились в поход.

Выполняют физкультминутку. Личностные:

Умение перевоплотиться, почувствовать себя персидскими воинами.

Снятие психического и физического напряжения.

6 Первичное закрепление Из полученной информации выделить главное Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

 

Самостоятельно работают в группах. Ученики с помощью учебники и дополнительных источников информации ищут ответы на составленные вопросы. Личностные:

Умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность.

7 Самостоятельная работа Чётко, ясно, аргументировано представить ответ на свои вопросы. Учитель показывает слайды 5-8 презентации, по ходу ответов учеников. Дополняет, уточняет, комментирует ответы детей. Отвечают на вопросы

Используют приобретенные знания в практической деятельности. Ориентируются в информации.

Выбор вопросов в соответствии с уровнем. (“Толстые” и “Тонкие вопросы”)

Личностные:

Развитие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений.

Метапредметные:

Освоение способов совместной деятельности. Умение использовать информацию из разных источников, выделять необходимую для ответа на вопросы. Систематизировать полученную информацию.

Предметные:

Умение ориентироваться в информации о Персидской державе.

8 Повторение Обобщить полученные знания, сделать выводы. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений учащихся.

Задает вопрос учащимся: Почему персам в отличие от ассирийцев удалось создать долговечную мировую державу?

Делает вывод: Персидские цари создали не только сильнейшую армию, но и более развитую структуру государства, что помогло им удержать власть во всей Западной Азии. Большое значение в поддержание порядка имели нравственные нормы учения Заратуштры. Показывает слайд 9 презентации.

Отвечают на поставленный вопрос на основе полученной информации. Личностные:

Формирование собственных представлений о Персидской державе.

Метапредметные:

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединить части в целое (сильная армия, мудрые правители Камбиз, Кир, Дарий 1, выгодное географическое положение, проведенные реформы, религия – всё это способствовало силе Персии).

Предметные:

Умение высказывать свои суждения по результатам ответов на вопросы.

9 Рефлексия Соотнесение цели урока и результата Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы через беседу с детьми. Какие вопросы у вас ещё появились после знакомства с Персидской державой? Чему можно поучиться у персов? Какие качества личности можно заимствовать у персов?

Вывод учителя: Итак, Персидская держава поглотила почти все государства, историю которых мы изучали. Сила и могущество государства заключается в мудрости правителей, в проявлении терпимости и уважения к другим народам.

Записывает предложенные учениками вопросы.

Анализируют свою деятельность по достижению цели. Отвечают на вопросы учителя. Составляют по 1 вопросу от группы.

Предлагают свои вопросы.

Записывают в дневник понравившийся вопрос.

Личностные: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.
10 Домашнее задание Расширить знания учащихся о Персии. Предлагает выбрать самый интересный вопрос на домашнее задание. Делают выбор  

 Презентация