Урок русского языка по теме "Предлог как часть речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

образовательные:

  • формировать представление о предлоге как служебной части речи;
  • формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их;

воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка;

развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.

Тип урока, педагогическая технология.

Урок изучения нового материала, развивающая технология (теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/ и теория развития критического мышления / ТРКМ/).

Результаты урока.

Предметные:

представление о предлогах;

умение отличать предлоги друг от друга по значению.

Метапредметные:

формировать умение различать предлоги и приставки.

Личностные:

развивать логическое мышление, воспитывать любознательность.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Ребята, возьмите листок бумаги с тем изображением, которое соответствует вашему эмоциональному настрою на урок.

3. Актуализация опорных знаний.

- На календаре месяц февраль. Скажите, ребята, какой общероссийский праздник мы отмечаем в этом месяце? (Этот праздник – День Защитника Отечества)

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Юрия Шмидта “Защитники Отечества”.

Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.

Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.

И в этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.

- Расскажите о своих впечатлениях от этого стихотворения? Какова его тема? Идея? (Ответы обучающихся)

Орфографическая минутка

  • Выпишите слово, в котором правописание гласной в корне слова определяется правилом: “После шипящих в корне слова пишется Ё, а не О”. (Дошёл)
  • Укажите слово, написание приставки в котором определяется правилом правописания приставок на з/с? (Сгинул)
  • Выпишите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом. (снова)
  • Выпишите действительное причастие прошедшего времени. (Павших)
  • Выпишите глагол, правописание окончания которого не подчиняется общему правилу. (Смотрят – глагол-исключение)

- А теперь давайте поработаем с текстом данного стихотворения.

4. Сообщение темы урока.

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск решения. Организация наблюдения за предлогами.
  3. Открытие нового.
  4. Обобщение.

- Ребята, а теперь внимательно посмотрите на наш текст.

Презентация

(На слайде 4 обучающимся предлагается деформированный текст.).

Две старых фотографии, два деда,
…стен как будто смотрят … меня.
Один погиб почти …победой,
Другой пропал … немецких лагерях.

Один дошел… самого Берлина,
… апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал … вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но … одной судьбой.

… старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.

И …этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они … нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.

1) - Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении? Что изменилось? (В тексте не хватает предлогов. Стихотворение стало “нескладным”)

- Нарушилась грамматическая связь в предложениях.

2) - Почему в стихотворении появилась “нескладность”? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. (Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты)

3) - А теперь давайте посмотрим на авторский вариант.

(Слайд 5 с выделенными предлогами)

4) - Итак, мы смогла побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте.

Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.

5. Работа над новым материалом.

1) Работа над текстом определения.

- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. (Дети составляют схемы, таблицы, краткие записи и др.)

- Запишите получившееся правило любим удобным для вас способом.

(Заслушивание вариантов обучающихся)

- А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка.

- Сравните свои записи с правилом в учебнике.

- Какие ключевые слова мы выделим в правиле?

(Зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги.)

После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории. (Cлайд 6)

2) Работа по распознаванию простых и составных; производных и непроизводных предлогов.

- Охарактеризуйте предлоги, встретившиеся нам в стихотворении. (Простые, непроизводные)

- Составьте предложение по теме “День Защитника Отечества”, употребив составные и производные предлоги.

(Обучающиеся представляют свои варианты, а затем учитель предлагает свой вариант)

Учитель:

В течение многих веков на Руси уважали Защитников Отечества.

Не смотря на тяготы воинской службы, защита Родины всегда была делом почетным.

- Подчеркните предлоги. Как мы можем их охарактеризовать. (Составные, производные)

3) Работа по определению отношений, выраженных предлогами;

Работа с упражнением 287 учебника (устно).

(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла за кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследствие (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.

- Ребята, выпишите только те словосочетания, которые применимы для характеристики Защитников Отечества. (Доехать до границы; выбраться из трюма; находиться в двух часах лёту)

Физкультминутка

- Ребята, я буду читать шуточное стихотворение, а вы, когда услышите предлог, хлопайте в ладоши. Ну что, готовы?

(Учитель читает наизусть шуточное стихотворение)

Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И, я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” - предлоги,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?

4) Дифференцированное задание:

- Друзья, составьте 3 словосочетания с простыми непроизводными предлогами и 3 словосочетания с составными производными предлогами.

- Постарайтесь, чтобы они соответствовали теме нашего сегодняшнего урока и были посвящены Защитникам Отечества.

5) “Лови ошибку!” (работа по технологии ТРИЗ).

Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.

Условные обозначения:

“+” – правда

“-” - ложь

Предлог – это служебная часть речи. (+)

Предлоги бывают простыми и составными. (+)

Предлоги могут быть однозначными. (+)

В предложении предлог является дополнением. (-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)

Предлог из-за является составным. (+)

Предлог благодаря является производным. (+)

По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)

Предлог в течение пишется слитно. (-)

Ключ: +++-++++-

6. Рефлексия.

а) Рефлексия настроения и эмоционального состояния

- Возьмите листочек, на котором вы показали свое настроение в начале урока. Изобразите свое настроение в данный момент.

б) Рефлексия содержания учебного материала.

Оформляем в виде “Рыбьей кости”, оценивая приращение знаний.

(Предлог:

1- служебная часть речи

2 - простые и составные

3 - производные и непроизводные)

7. Информация о домашнем задании.

Учитель поясняет домашнее задание:

- Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру “А для меня День Защитника Отечества это…” или написать поздравление с праздником и обозначить графически в своей работе предлоги. Запомнить теоретический материал, изученный на уроке вам помогут или собственные записи в тетради, или теоретический материал параграфа 48 учебника.

Выбор за вами!

8. Выставление оценок.

- Сегодня мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний и поэтому заслуживаете только хороших отметок. Молодцы!

Приложение 1 (Технологическая карта)