Проект "Мама, я хочу гулять!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: игровой.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный.

По количеству участников: коллективный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Актуальность.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для всестороннего развития. Прогулка даёт новые впечатления и положительные эмоции, здесь как нигде в полной мере удовлетворяются потребности ребёнка в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных возможностей дети дошкольного возраста сами не могут использовать всё время прогулки с максимальной пользой. Взрослый должен правильно организовать деятельность ребёнка.

Меня заинтересовали проблемы организации прогулки детей с родителями. К тому же родители моих воспитанников и сами стали часто обращаться ко мне с просьбой помочь, посоветовать, как интересно и с пользой провести время с ребенком на свежем воздухе. Нас увлекла эта тема, мы стали обмениваться информацией, своим опытом, наблюдениями.

Игра – непременный спутник жизни детей в семье и в детском саду. Особенно полезны игры дошкольников на свежем воздухе. Учитывая большое воспитательно-образовательное значение хорошо организованной детской игры, мы решили сделать её центром прогулки, сосредоточить основное внимание на подборе игр, обратить внимание взрослых на возможность и необходимость совместной деятельности с детьми.

Цель: Объединить усилия детского сада и семьи для развития и воспитания детей в процессе организации прогулок.

Задачи:

  1. Способствовать осознанию родителями собственного опыта взаимоотношений с ребёнком.
  2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей в процессе их взаимодействия с детьми на прогулке.
  3. Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей, семьи и детского сада.

План работы над проектом

Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей
1 этап организации
Подбор материала, литературы, организация среды; привлечение родителей, постановка проблемы перед детьми. Обсуждение проблемы со взрослыми, попытка найти способы решения проблемы. Включение родителей в решение проблемы. Обсуждение проблемы с детьми. Создание атрибутов к играм: маски животных и т.д.
2 этап реализация
Организация занятий, беседы. Наблюдения, составление картотеки игр. Организация просмотра прогулки для родителей. Знакомство родителей с играми. Привлечение и проведение родителями прогулки с детьми. Подбор литературы, подготовка памяток в уголок для родителей. Создание предметно-развивающей среды, оказание помощи при реализации собственных замыслов детей, привлечение родителей. Выполнение зданий, обсуждение результатов, анализ информации. Отвечают на вопросы воспитателя, заполняют анкеты. Реализация собственных творческих замыслов. Создание игровой ситуации. Разучивание считалок, мирилок. Придумывание сюжетов к играм, проявление самостоятельной творческой деятельности, реализация своих творческих замыслов. Обговаривают с детьми обязанности членов семьи.
Познакомить родителей с разными видами игр: народными, подвижными, сюжетно-ролевыми играми, игрой-экспериментированием. Рассказывают детям об играх, в которые играли, когда были маленькими. Составление альбома «Игры моего детства» (воспоминания). Принимают участие в создании условий для проектной деятельности. Формирование у родителей потребности передать ребенку добрые воспоминания и чувства, связанные с событиями своей жизни
3 этап презентация
Показ открытого занятия на тему «Белый снег пушистый» для воспитателей и родителей. Обобщение опыта работы по теме: «Мама, я хочу гулять!». Участие в открытых занятиях, участие в оценке результатов процесса путем коллективного обсуждения и самооценки. Оформление родительского альбома «Игры моего детства» (воспоминания родителей).

Анализ проделанной работы 

В целях объединения усилий детского и семьи для развития и воспитания детей в процесс организации прогулок было:

  • разработано перспективное планирование использования игр на прогулке для детей и родителей,
  • составлены картотеки игр, используемых на прогулке,
  • составлен перечень считалок, мирилок,
  • разработан конспект прогулки по теме: «Белый снег пушистый»,
  • разработана примерная схема анализа и наблюдения организации игр на прогулке,
  • подготовлена презентация альбома «Игры моего детства» (воспоминания родителей).

Для организации взаимодействия с родителями были использованы традиционные и нетрадиционные формы:

  • родительские собрания;
  • круглый стол;
  • практическое занятие - организация подвижных игр родителями с детьми группы на участке детского сада и т.д.

Наблюдение за играми воспитанников в конце года показало, что дети, которые ранее играли одни со своими игрушками, не вступая в контакт с другими детьми, стали больше общаться со сверстниками, играть вместе, придумывать свой сюжет и вовлекать других детей. Все дети с удовольствием рассказывают, в какие игры они играют на прогулке вместе с мамой и папой. Анкетный опрос родителей показал, что они стали больше внимания уделять прогулкам с детьми. Играют с ними не только в песок, но и в сюжетно-ролевые, народные, подвижные игры, игры-эксперименты.

Также прослеживается положительная динамика во взаимоотношениях педагога, детей и родителей. Самый главный результат нашей работы – это установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки друг друга.

Варианты проведения прогулок были представлены на открытых мероприятиях для родителей, для воспитателей детского сада.

В материалах опыта представлена информация о постоянном взаимодействии с родителями (консультации, текстовая информация в родительском уголке).

Подобранный материал позволяет интересно, с пользой для детей и родителей проводить прогулки с детьми дошкольного возраста.

Работа по данному направлению не завершена, она будет продолжаться на следующем возрастном периоде развития дошкольников.