Рейтинг@Mail.ru

Авторская образовательная программа "Олимпия"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Физическая культура и спорт в загородном оздоровительном лагере– важная часть системы физического воспитания детей и подростков. В оздоровительном лагере школьники на практике могут познать и усвоить, что правильный режим, рациональное питание, содержание в чистоте тела и одежды, зарядка, закаливание способствует здоровому образу жизни. Основу же активной, полноценной жизни составляют движения, а значит, занятия спортом, подвижные и развлекательные игры, спортивные эстафеты и соревнования, профессионально-спортивные упражнения, купание, туристические соревнования и походы и т.д.

Комплексное использование естественных сил природы: солнца, воздуха, воды также имеет огромное значение в общем оздоровлении и развитии детей. Ведь мы сами частица природы, и во взаимосвязи с ее другими частями она дает человеку естественное природное здоровье, силу и красоту, так необходимую всем людям.

Основные средства физического воспитания:

  1. Физические упражнения – двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
  2. Оздоровительная гимнастика – обладает возможностью избирательного воздействия на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций.
  3. Подвижные игры – развивают физические силы детей, возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества.
  4. Туризм – это прогулки, походы, и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем. В туристических мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и переживания в усложненной обстановке.
  5. Спорт – в отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества.
  6. Природные факторы – в совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознавая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны по возможности сопровождать все виды и разновидности двигательной деятельности, но их используют и путем специально организованных процедур – солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.
  7. Гигиенические факторы – включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим спортивных занятий, отдыха, питания, сна и т.д. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль.

Администрация и педагогический коллектив оздоровительного лагеря ориентирует свою деятельность на укрепление здоровья школьников и воспитание бережного отношения к нему. Нацеливает на формирование интересов и потребностей детей в регулярных занятиях спортом, творческом использование физической культуры в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке.

В основе деятельности лежат принципы дополнительного образования:

  • массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющий образовательную, познавательную, общественно-полезную направленность;
  • развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора видов и форм занятий;
  • дифференцируемый, возрастной и индивидуальный подход в развитии творческой индивидуальности;
  • широкий простор для детской инициативы и самостоятельности;
  • подготовка к профессиональному самоопределению;
  • взаимодействие и контакт ребят с педагогами-специалистами, вожатыми.

Цель программы: формирование у детей и подростков ценностной установки на здоровый образ жизни за счет расширения у них личного опыта соблюдения норм физической культуры, успешной самореализации в спорте, эмоционально-эстетического восприятия физической красоты человека, спортивных достижений, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • содействие укреплению здоровья,
  • физического развития детей,
  • формирование и совершенствование умений и навыков в таких двигательных действиях, как ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий, и в других спортивных упражнениях,
  • содействие развитию основных двигательных качеств (выносливость, быстрота, ловкость, мышечная сила, гибкость),
  • привитие санитарно-гигиенических навыков,
  • сообщение сведений из области физической культуры и спорта,
  • воспитание интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями,
  • выработка инструктивных навыков,
  • профилактика здорового образа жизни через проведение психологических тренингов, бесед.
  • формирование эстетических качеств (осанки, культуры движения и т.п.)

Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Пути и средства реализации целей и задач.

  • Круглосуточное нахождение в лагере позволяет создать единое информационное, воспитательное пространство, построить единую систему работы общения, дружбы и понимания.
  • Возможность организации всех ведущих видов деятельности: коммуникативной, воспитательной, трудовой, познавательной, образовательной, эстетической, мыслительной.
  • Предусматривается свобода выбора занятий по интересам, когда каждый ребенок может стать участником понравившегося объединения и максимально проявить новые творческие способности и даже художественные задатки.
  • Профессиональная позиция воспитателей и тренеров-преподавателей: не навредить, не подавлять своей эрудицией, инициативу, исходящую от ребят, дать возможность проявить и показать себя с лучшей стороны, умело и тактично направлять деятельность детей в нужное русло.
  • Целесообразны выборы органов самоуправления в лагере, формирование временных творческих объединений по подготовке дел, которые организуют досуг ребят. В инициативную группу входят: зам. Начальника лагеря, воспитатели, особо активные дети и сотрудники лагеря. Инициативная группа, как правило, сама предлагает дело и берется организовать его, задействуя ребят.

Формы организации спортивно-оздоровительной деятельности.

  1. Организация спортивных отрядов по видам спорта, где содержанием занятия являются основные упражнения того или иного вида спорта.
  2. Организация и проведение товарищеских соревнований между отрядами.
  3. Организация и проведение подвижных и спортивных игр разной направленности.
  4. Организация туристического отряда, который в течение лагерной смены живет на территории лагеря в естественных природных условиях (палаточный лагерь). Организация природосообразного поведения в природе направлено на исследование и практическое улучшение состояние территории, укрепление здоровья, совершенствование навыков туртехники.
  5. Оздоровительные походы в природу – использование естественных целительных факторов природы (стопотерапия, гидротерапия, ландшафтотерапия, эстетотерапия, лечение тишиной, ароматерапия)

Этапы программы

Подготовительный:

  • подбор кадров;
  • подготовка педагогического коллектива к реализации программы, индивидуальные собеседования, изучение литературы;
  • подготовка методического, обучающего, игрового материала;
  • разработка программы смены.

Организационный (3 дня):

  • общее знакомство участников смены с подпрограммой;
  • образование и организация работы органов самоуправление;
  • формирование отрядов;
  • тедицинское обследование детей;
  • открытие смены.

Основной (16 дней):

  • работа отрядов по реализации цели и задач смены (проведение спортивно-оздоровительной деятельности). В соответствии с программой смены в зависимости от возраста направленности деятельности отряды занимаются различными видами спорта, а также спортивно-досуговой и туристической деятельностью;
  • различная игровая и досуговая деятельность (занятия в кружках по интересам, культмассовые мероприятия, спортивные соревнования);
  • работа психологической службы;
  • методическая и организационная работа с пед.коллективом лагеря.

Заключительный (2 дня):

  • подведение итогов реализации программ;
  • закрытие лагерной смены;
  • рбработка результатов смены, подготовка аналитических материалов по итогам работы смены.

День в лагере условно делится на три периода:

  • Первый – время до обеда. В это время дети занимаются спортивно-оздоровительной деятельностью по различным видам спорта, проходят туристический практикум, организуется развивающая деятельность.
  • Второй – время после полдника. Это время в лагере отводится на интеллектуальные, спортивные мероприятия, встречи с интересными людьми, т.е. такие, которые не требуют сложной дополнительной подготовки.
  • Третий – время после ужина. В это время с детьми проводится культурно-массовая работа. Вся она имеет спортивную направленность.

В соответствии с основной идеей организации смены весь лагерь условно делиться на шесть отрядов, между которыми ведется соревнование. Каждый отряд имеет собственную атрибутику: флаг, эмблему, знаки отличия.

Отбор участников смены

Отбор участников смены строится на основе заявок в оргкомитет смены. Участниками смены могут быть: учащиеся школ и их руководители, занимающиеся спортом, руководители с группой детей занимающихся туризмом, воспитанники кружков Центра внешкольной работы с руководителями, а также все желающие, ознакомившиеся и принявшие основные задачи смены.

Материальная база

  • Выгодное местонахождение загородного лагеря “Черёмушки” (привлекательный ландшафт, расположен в 40 км. От города Муром, лагерь расположен на берегу реки Ушна, в сосновом бору, в экологически чистой зоне).
  • В лагере имеются: 12 спальных корпусов, библиотека, комната психологической разгрузки, комнаты для кружковой работы, музыкальная комната, клуб, летняя эстрада, медицинский кабинет, столовая, баня, футбольное поле, спортивная площадка.
  • На летнюю оздоровительную кампанию 2007 приобретено современное игровое оборудование, оборудованы комната психологической разгрузки и музыкальная комната.
  • Оздоровительный лагерь “Черемушки” является наиболее востребованным у детей (Ежегодно в лагере отдыхают более 600 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет), с детьми работают опытные педагоги, психолог, руководители кружков ЦВР.

Устав олимпийской деревни

Права:

  • право безопасности жизни и социальной защищенности;
  • право участия в управлении сменой (избирать и быть избранным в органы самоуправления);
  • право на получение информации;
  • право на планирование и оценку работы;
  • право критики и предложения;
  • право на собственное мнение;
  • право коллективного и индивидуального творчества;
  • право инициативы;
  • право на познание и развитие;
  • право на взаимопомощь и поддержку;
  • право на любовь и взаимопонимание;
  • право на уважение личности.

Обязанности:

  • четкое выполнение программы лагерной смены и распорядка дня;
  • обязательное прохождение эколого-туристического практикума;
  • соблюдение правил безопасности жизнедеятельности и дисциплины;
  • выполнение органов самоуправления и педагогического коллектива в рамках их компетенции;
  • соблюдение чистоты и порядка в корпусах и на территории лагеря.

Девиз:

Не можешь – сумей!
Не знаешь – узнай!
Не бойся тропы отвесной.
Пробуй! Дерзай! Сверкай!
Чтоб жизнь интересная стала песней.

Игровая модель смены

Реализация спортивно-оздоровительной смены осуществляется в форме игры. Весь лагерь – олимпийская деревня, жизнь которой подчинена девизу “Мы всегда сильнее всех, впереди нас ждет успех!” Органом самоуправления является “Совет физоргов”. Каждый отряд представляет страну, имеющую направленность одного из видов спорта:

  • Футландия (страна мяча)
  • Водоландия (страна водных видов спорта)
  • Атландия (страна легкой атлетики)
  • Тенландия (страна тенниса)
  • Ритландия (страна ритмических видов спорта)
  • Турландия (страна туризма)

Каждую страну возглавляет физорг и спортивный комитет. У каждой страны есть своя символика: герб, флаг, отличительные знаки.

Все отдыхающие жители олимпийской деревни, имеющие свои права, соблюдающие законы и выполняющие свои обязанности.

Направляет и координирует всю деятельность в лагере Вице президент олимпийского комитета (заместитель начальника) и судейский совет (вожатский отряд)

Схема самоуправления. (Приложение 1)

Ожидаемый результат

В результате выполнения спортивно-туристической программы в оздоровительном лагере “Черемушки” каждый ребенок имеет возможность:

  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • закрепление навыков общения в коллективе;
  • формирование потребности занятий спортом, интереса к внеурочной деятельности;
  • приобретение навыков тур. техники;
  • приобретение знаний несовершеннолетними об ответственности за правонарушения, развитие у них умений конструктивного общения в подростковой среде;
  • приобретение и совершенствование физических качеств – выносливости, силы, ловкости, быстроты;
  • достижение намеченных спортивных результатов по различным видам деятельности;
  • освоение необходимых трудовых навыков;
  • овладение и закрепление на практике санитарно-гигиенических правил, и уже без принуждения, соблюдение режима дня, выполнение посильной работы;
  • появление значимого взрослого в жизни ребенка;
  • повышение уровня творческой активности детей, появление у них стойкой мотивации к познавательной деятельности.

Все это в последствии благотворно отразится на отношение к учебе и тренировкам, и возрастающим требованиям подготовки к самостоятельной жизни.

Также пребывание в лагере должно подарить детям яркие, радостные воспоминания о летних днях, проведенных в компании друзей, без пап и мам, в окружении “стихий” – чистого воздуха, солнца, прозрачной речки, щедрой земли и ночного костра. Разнообразный досуг должен сделать отдых ребят полноценным, жизнь – интересной, а воспоминания – приятными.

Основное содержание программы

Блоки программы

I. Развитие творческих и познавательных способностей.

Занятия в кружках:

  1. Изодеятельности “Радуга”.
  2. “Юный турист”.
  3. “Ритмика”.
  4. “Психологическая поддержка”.
  5. Клуб “Затейник”.

Проведение интеллектуальных игр:

В ходе интеллектуально-познавательных игр ребята развивают свой интеллектуальный уровень. В процессе игры развиваются мыслительные способности детей, расширяется кругозор. Поэтому главная задача игр – увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием и смыслом.

  1. “Брейн-ринг”.
  2. “Звездный час”.
  3. “Умники и умницы”.
  4. “Счастливый случай”.
  5. “Экологическая викторина”.
  6. “Слабое звено”.
  7. “Знай права и соблюдай законы”.
  8. Познавательная викторина.

II. Оздоровление детей.

Пропаганда спорта – как важного и неотъемлемого составляющего современной жизни. Спортивные командные состязания для ребят – это и потребность растущего организма, и удовольствие. В них дети демонстрируют силу, ловкость, быстроту, в них присутствует дух соперничества, переживания за успех товарища, в них зажигательное комментирование, поддержка болельщиков, накал страстей и взрывы эмоций. Это всегда праздник среди повседневных хлопот и забот, который дарят детям взрослые.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий:

  1. “Часы спорта и веселых испытаний”.
  2. “Спартакиада”.
  3. Турнир по теннису.
  4. Чемпионат по футболу.
  5. Соревнование по волейболу.
  6. Соревнование по пионерболу.
  7. Операция “Солнце, воздух и вода”.
  8. “Робинзонада”.

Проведение акции “Мы за здоровый образ жизни!”:

  1. Конкурс плакатов “Успей сказать нет!”.
  2. Конкурс кроссвордов “Мое здоровье в моих руках!”.
  3. Конкурс рисунков на асфальте.
  4. Диспут “Суд над сигаретой”.
  5. Встреча с наркологом МНД.
  6. Беседы с инспектором ОППН.

III. Коллективно творческие дела.

В плане смены ребятам предлагается комплексная программа коллективно-творческих дел, развлекательных конкурсов, с учетом возрастных особенностей и способностей, увлечений и желаний детей. В общелагерные мероприятия предполагается вовлечь всех детей, что способствует их знакомству, сплочению коллектива, созданию эмоционального фона общения, доверительности и доброжелательности отношений, развитию таких важных качеств личности, как наблюдательность и внимание, воображение и интуиция, умение самому выразить ту или иную эмоцию и выслушать, понять мысль другого.

  1. “Утренняя звезда”.
  2. “День поэзии” - конкурс чтецов.
  3. “День творчества”.
  4. “День краеведения”.
  5. “День мальчиков” - “Мистер лагеря”.
  6. “День девочек” - “Мисс лагеря”.
  7. Праздник танца.
  8. Конкурс клипов “Клип-кляп”.
  9. “День театра” - конкурс инсценированной сказки.
  10. “День именинника”.
  11. Родительский день.
  12. “День леса”.
  13. Игра “Робинзонада”;
  14. “День памяти и скорби” - конкурс военно-патриотической песни.

План-сетка мероприятий. (Приложение 2)