Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение "Парус"». 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель:

  1. Познакомить учащихся с фактами биографии поэта, условиями, в которых формировался его характер, дать представление о своеобразии лирики Лермонтова; почувствовать настроение стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в стихотворении.
  2. Развивать творческие способности учащихся, воображение, умения и навыки работать с текстом.
  3. Воспитывать интерес к творчеству Лермонтова.

Словарная работа: вольный, мятежный, одарённый, трагический, тревожный, неспокойный (слова записаны на доске).

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, репродукция картины С.Щедрина «Вид Амальфи близ Неаполя», репродукция картины Айвазовского «Море», репродукция картины Куинджи «Море», видеофайлы Мультимедийное пособие Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки литературы Кирилла и Мефодия 9 класс», 2005., учебник Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1/ Авт. – сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 344 с.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа не отхлынули ещё от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», Москву и Петербург облетели строки гневные и трагические:

Погиб поэт!- невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой…

И Россия обрела нового великого поэта – М.Ю. Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель. (Приложение 1)

3. Сообщение темы и цели урока.

-Определите цель нашего урока. (учащиеся пробуют сформулировать тему и цель урока)

4. Словарная работа.

На доске слова написаны: вольный, мятежный, одарённый, трагический, тревожный, неспокойный.

- Прочтите слова, написанные на доске. Все ли слова знакомы? (Объяснение лексического значения слов, запись слов в тетрадь).

Именно эти слова могут стать главными в нашем рассказе о личности и судьбе М.Ю.Лермонтова.

5. Слово учителя.

Сведения о М.Ю. Лермонтове.

Имя Лермонтова, его стихотворения вы знаете, наверное, с детства.

- Какие произведения М.Ю. Лермонтова вам знакомы?

- А знаете ли вы, что поэт М.Ю.Лермонтов оставил и другие произведения – живописные? Он был талантливым художником. (Демонстрация репродукций картин М.Ю.Лермонтова). Рассмотрим его автопортрет. (Демонстрация автопортрета).

- Каким изобразил себя поэт?

Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание, - это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.

- А каким его запомнили другие люди, те, кто его знал? Найдите в статье учебника фрагменты, в которых воссоздан образ русского поэта, зачитайте.

- Если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу обнаружим, что люди, знавшие его лично, совершенно расходятся в представлении о его внешности. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с маленькими глазами. Лермонтов был очень разным: злым и угрюмым, скучным и ласковым, добрым и раздражительным, спокойным. (Демонстрируются портреты М.Ю.Лермонтова)

- Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел за эти годы написать прекрасные произведения. Он был человеком необычайно одарённым. Он играл на скрипке, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Познакомимся с тем, как прошло детство поэта, кто его воспитывал, где он вырос. (Приложение 2)

Детство поэта, несмотря на то, что его очень любила бабушка, было безрадостным, так как мама умерла, а с отцом он не виделся. Чувство глубокого одиночества с самого детства терзало ребёнка. Финалом своей жизни М.Ю. Лермонтов повторил А.С.Пушкина.

6. Сообщение учащегося.

Лермонтов прожил всего 27 лет. Жизнь его оборвалась от пули Николая Мартынова в июле 1841 г. на дуэли у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска. Во время дуэли началась гроза. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно. Мартынов быстро подошёл к барьеру и выстрелил в поэта, выстрел был смертельным. Прах поэта покоится в часовне усадьбы Тарханы.

(Приложение 3) (Демонстрация иллюстраций: место дуэли поэта, место захоронения, памятники М.Ю. Лермонтова).

7. Чтение и анализ стихотворения «Парус».

М.Ю.Лермонтов создал великолепные произведения, которые люди помнят и любят до сих пор. Мы познакомимся со стихотворением «Парус». А какова история создания этого стихотворения?

Сообщение учащегося «История создания стихотворения «Парус».

Лермонтов был вынужден уйти из Московского университета, он переезжает в Петербург. Ему было 18 лет, он хотел поступить в Петербургский университет, но его отказались туда принять. Он поступил в военную школу. Для него это было трудным временем. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждёт его впереди. Спокойной жизни уже не будет. Он оказался за пределами Петербурга у берегов Балтийского моря. Там он и написал стихотворение «Парус».

Прослушивание стихотворения. (Приложение 4)

- Каким вы представляете море? Какие картины возникают перед глазами?

- Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшееся перед глазами море?

Мы попытаемся понять, какое настроение, какие мысли вызвало море у Лермонтова.

Чтение стихотворения. (2-3 ученика)

- Выделите строки, которые рисуют живописные картины моря и паруса.

- А остальные строки? О чём они говорят?

(Первая и вторая строки каждого четверостишия рассказывают о море и парусе. А третья и четвёртая строчки заканчиваются вопросами, раздумьями. В этих строках видны мысли поэта, его чувства).

Значит, есть какая-то связь между картинами моря и размышлениями поэта. Попробуем обнаружить эту связь и для этого мысленно нарисуем картину каждой строфы.

7.1. Работа с 1 строфой.

- Какую же картину моря вы представляете себе, когда читаете первые строки?

- Попробуем вдуматься в эти строки. В черновых вариантах первая строка звучала так: «Белеет парус отдалённый». Затем Лермонтов заменил эпитет. Как вы думаете, почему?

(Слово «отдалённый» передаёт нам то, что парус просто вдалеке. За «одинокий» парус мы переживаем, он один в этом огромном море. В парусе чувствуется протест).

- Почему море в этой картине кажется огромное и бесконечное?

(На море туман. Всё видно неотчётливо, в дымке. От этого кажется оно ещё более громадным).

- Какие чувства вызывает эта картина?

- Посмотрите на картину С. Щедрина «Вид Амальфи близ Неаполя». Похожа ли она на лермонтовскую картину? (демонстрация картины С. Щедрина «Вид Амальфи близ Неаполя»).

(Картина красивая, спокойная, море тихое, ласковое. Море здесь неогромное, везде берега видны, нет открытого моря. Картина С. Щедрина успокаивает. Пейзаж Лермонтова тревожит).

- Прочтите строки 1 четверостишия, в которых передаётся тревога. Почему рождаются эти вопросы?

(Когда мы видим одинокий парус в огромном море, нам хочется узнать, зачем он поплыл, ведь он может погибнуть. Мы задумываемся о судьбе паруса, мы хотим понять, что заставило его покинуть край родной, что он ищет?)

7.2. Работа со 2 строфой.

Как бы сопровождая парус в его странствии по морю, Лермонтов открывает нам ещё одну картину.

Чтение второй строфы.

- Похожа ли вторая строфа на предыдущую?

(Нет, в первой строфе была тревога, а во второй строфе сильный ветер, буря).

- Страшна ли эта картина?

(Грозно, но не страшно. Волны играют, парус сопротивляется буре. Мачта гнётся, но не сдаётся. В этой картине буря, но она не пугает, чувствуется какой-то радостный порыв в этих играющих волнах. Испытываешь чувство ужаса и восторга при встрече с опасностью).

- Посмотрите на картину Айвазовского «Море». Какие чувства вызывает эта картина? (репродукция картины Айвазовского «Море»).

(Здесь волны не играют, а бушуют, небо чёрное. Ураган, корабли клонятся, у них нет сил. Они хотят спастись. Лермонтовский парус не боится бури, он не чувствует усталости).

- Почему буря не страшна парусу?

(Он сам пошёл ей навстречу, никто его не посылал, парус чего-то ищет).

7.3. Работа с 3 строфой.

- Вглядимся в последнюю картину.

Чтение 3 строфы.

- Для чего Лермонтов даёт в конце стихотворения столь радостную, яркую картину моря?

Посмотрите на картину Куинджи «Море» (демонстрация картины). Здесь тоже, как у Лермонтова, слиты контрастные краски, но такая густая бездонная синева у этого моря, такая озарённость солнцем во всей картине, что нам хочется раствориться в этом чуде.

- А наш парус наслаждается сиянием лазури, блеском моря?

(Нет, это счастье его не устраивает, он просит бури, он не хочет спокойно плыть.)

- Как вы думаете, почему Лермонтов подобрал своему парусу эпитет «мятежный»?

(Парус не боится бури, не хочет покоя, он любит борьбу).

- Парус как живой человек, а какие эпитеты заставляют думать о парусе, как о живом существе?

(Парус одинокий, мятежный).

- Кроме эпитетов, какие слова и выражения также заставляют думать о парусе, как о живом существе? Как называется такой приём?

(Он ищет, он кинул, бежит, просит. Это приём олицетворения).

- Можно ли увидеть за строчками этого стихотворения личную судьбу самого поэта?

(Это стихотворение рассказывает не только о море, о парусе, его стремлениях, но и о человеке – гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был и сам поэт).

- Посмотрим, как сам поэт изобразил картину уже не стихами, а акварелью. (Рассматриваем иллюстрацию в учебнике)

Мы видим парус, голубое море, золотые лучи солнца. Чувствуется свист ветра, парус в движении.

Вот мы и совершили путешествие вместе с парусом. Открыли ли мы его тайну? Поняли ли, что заставило отправиться в странствие по изменчивому морю?

8. Физминутка.

9. Творческая работа. (Работа в парах)

- А как поняли его вы? Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах. Напоминаю, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка - два прилагательных (описание темы/предмета);

3-я строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы / предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме / предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы / предмета (одно слово).

10. Проверка знаний.

Тестирование. (Приложение 5)

11. Взаимопроверка.

12. Подведение итогов.

Рефлексия.

- Теперь давайте подведем итоги нашей работы сегодня. И сделаем мы это с помощью упражнения «5 пальцев».

Мизинец – мыслительный процесс. Что нового узнали?

Безымянный – близость цели. Что вы сделали сегодня для достижения своей цели.

Средний – состояние духа. Какое у вас было настроение?

Указательный – услуга, помощь. Чем ты помог? Кого порадовал?

Большой – бодрость. Как вы чувствовали себя на уроке?

Домашнее задание.

- Дома вам предлагается выполнить задания на выбор.

  1. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
  2. Нарисовать словесную иллюстрацию к стихотворению.
  3. Выучить стихотворение наизусть (всем).

Литература

  1. Андроников И.Л. Вступительная статья // Лермонтов М.Ю. Соч. в 2-х т. Т.1. М.: Правда, 1988.
  2. Изучение литературы в 6 классе: Метод. реком. для учителя/ Под общей ред. чл. – корр. РАО, проф. В.Г. Маранцмана. – СПб.: Специальная Литература, 1998.
  3. КузнецоваиМ.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2006.
  4. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: 6 кл. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Мультимедийное пособие Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки литературы Кирилла и Мефодия 9 класс», 2005.