Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей, зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений). Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Использование на занятии дидактических игр и упражнений с применением наглядного материала, способствует формированию у детей познавательного интереса конкретной темы, дети учатся наблюдательности, пытаются логически мыслить, сравнивать, анализировать. Использование на занятиях релаксационных упражнений способствует развитию эмоциональной сферы. Пальчиковая гимнастика очень нравится детям, и учит их координации, а также помогает развивать мелкую моторику. Использование словесных методов и приемов (беседа, загадки составление рассказов и т.д.) формирует у детей интерес к звучащему слову, способствует умению составлять небольшие предложения и маленькие рассказы. В целом применение традиционных методов и приемов в сочетании с нетрадиционными, увеличивают темп занятий и деятельность дошкольников.

Использование этих приемов и методов способствует сохранению интереса на занятии, позволяет удерживать более длительное внимание у детей на протяжении всего занятия, делает его наиболее продуктивным. 

Программное содержание.

  1. Закреплять и расширять представления о человеке, познакомить детей с понятием «органы чувств», их значении в жизни человека.
  2. Расширять у детей формы практического экспериментирования путем использования форм умственного экспериментирования (решение проблемных ситуаций).
  3. Развивать у детей воображение, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
  4. Способствовать формированию умения ориентироваться в условиях задачи, совместно со сверстниками (парное взаимодействие) выбирать общую стратегию и средства решения задачи.
  5. Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приёмы:

  • Наглядные (показ иллюстраций).
  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
  • Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
  • Практические (опыты, исследование).

Оборудование и материалы:

  • На каждого ребёнка: цветные карандаши, распечатки: обводки по цифрам (рыбы) (см. Приложениe 2).
  • На каждый стол: клей-карандаш, фломастеры, альбомный лист с нарисованным овалом посередине, наборы (рты, уши, глаза, носы).
  • Набор продуктов и предметов: груша, лимон, чеснок, музыкальный колокольчик, ключи, сундук.
  • Таз с водой, морские камушки и желуди на подносе; картинки с животными и их глазами. (см. Приложение 2).

Ход занятия представлен в Приложении 1.