Мониторинг в системе "Учитель – логопед – ученик" в начальной школе

Разделы: Логопедия


Поддержать интерес к учению каждого ученика нелегко, а учитель несёт ответственность за качество обученности каждого ученика. Поэтому проблема мониторинга актуальна для системы “Учитель-логопед - ученик” в начальной школе. Мониторинг – это контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обратной связью. Мониторинг позволяет управлять процессом учебной деятельности, соответственно и коррекционно-развивающей деятельности.

Цель мониторинга учителя- логопеда – сопроводить ученика в его речевом развитии.

Структура М (в дальнейшем мониторинг):

Субъект: Учитель-логопед <Рисунок 1>

Объект: Ученик с речевым нарушением.

Заказчики: администрация учреждения, района или города; сам логопед; ИМЦ; родители; педагоги; медики (например: заказ о динамике после операции при Ринолалии); лицо с речевыми нарушениями (например: при Заикании, подросток может сам обратится с вопросом “Что меня ждёт дальше?”). Обратная связь – это главный признак, управленческой системы, каждое действие которой согласуется с результатами предыдущего действия. Например: поставить звук по подражанию не получилось; даём артикуляционную гимнастику; опять звук не идёт, используем зонды; если нет результата- делаем массаж и т.д.. Хорошо организованный М даёт высокий уровень развития всех компонентов. Можно и нужно изучать всё.

Виды М:

1 вид - по масштабу целей:

  • стратегический (Узнать насколько успешно реализуется программа речевого развития детей с ОНР, или насколько удачно мы реализуем эту программу?)
  • тактический (Узнать насколько удачно реализуется период обучения: при устранении ОНР – три периода, первый прошел, оценили и т.д.)
  • технологический (начинается с постановки конкретной цели, например: развитие слуха на конкретном звуке : в начале слова, в середине, в конце и т.д.; анализирую насколько я успешно реализовала автоматизацию этого звука, т.е. другими словами провожу самоанализ)
  • по частоте процедур:

- разовый М,

- периодический М,

- систематический М.

2 вид - по организационным формам:

  • индивидуальный М (устная речь)
  • фронтальный М (письмо)

3 вид - по используемому инструментарию:

Стандартизированный и не стандартизированный. На сегодняшний день, мы ведём не стандартизированный вид оценки речи, т.к. стандартов нет. Существуют логопедические заключения : ОНР, ФНР и т.д., а стандартизированной оценки - нет.

Принципы М:

Принципы анализа речевой патологии:

1. Принцип системности. Каждый ребенок, посещающий логопедическую группу для детей с нарушениями речи, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам:

·        звукопроизношение;     ·        фонематические процессы;

·       словарный запас;      ·       грамматический строй речи;

·       связная речь;      ·        пространственная ориентировка;

·       артикуляционная моторика;      ·       мелкая моторика.

Выделяем структуру речевого дефекта по психолого-педагогической классификации. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

  1. Фонетическое недоразвитие речи (ФН)
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
  3. Фонематическое недоразвитие речи. У этой группы детей нет явных речевых дефектов, но в школе могут проявляться (при первичном поражении рече-слухового анализатора) ошибки на письме, таких детей единицы. У них первично нарушен фонематический слух, они могут смешивать р-л, Й –ль, з –с, ТВ. – мяг., а могут их смешивать только на слух, в игре “Хлопни, когда услышишь”, следствия этого проявляются в письменных работах. Поэтому мы должны всех детей обследовать на развитие фонематического слуха.
  4. Общее недоразвитие речи (ОНР) I, II, III, IY уровня или НВОНР; ЛГНР – остаточные явления после ОНР. С рождения например у ребёнка была ЗРР, затем ОНР и на сегодня ЛГНР- выход из ОНР. Нарушения в применении средств общения: Заикание.

Я как школьный учитель-логопед, обследую дополнительно письменную речь (чтение и письмо). Отмечаю, какие нарушения письменной речи имеются у ребёнка, определяю тип дислексии или дисграфии.

2. Принцип развития.

Как развивался этот дефект? Как возникла речевая патология?

Для этого проводится изучение, диагностика развития, а полученные данные сопоставляются с нормой. Важно учитывать факторы, влияющие на речевое развитие ребёнка, например: у ребёнка боковое произношение шипящих. Тогда выясняем, что повлияло на появление этого дефекта:

А) Органическое поражение ЦНС, парез боковых мышц.

Б) Подражание, т.е. неблагоприятная речевая среда.

В) Анатомическое состояние.

В зависимости от этого составляется индивидуальный коррекционный план.

3. Принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями.

Речь и психические функции взаимосвязаны и это надо учитывать в работе; выделить, что первично страдает, а что вторично.

Принципы организационного характера:

1) Принцип научности предполагает, что диагностика в общеобразовательном учреждении должна опираться на научные исследования, которые обосновывают выбор объекта, критерии оценки, методы диагностики и т.д.

2) Принцип законности.

М. проводится на законных основаниях с соблюдением нормативно-правовых документов, имеются ввиду разные документы, отраженные в договоре учреждения.

3) Принцип этичности. Работа должна проводиться с соблюдением этических норм и правил.

4) Принцип соблюдения нормы компетентности. М должен проводить компетентный специалист. Результаты М. должны сообщаться компетентным людям.

5) Норма конфиденциальности. Это значит, что результаты М. должны храниться от некомпетентных лиц, а вот заинтересованным лицам результаты должны выдаваться в доступной форме. Круг лиц нужно прописать (за документировать), проговорить и придерживаться его.

6) Норма осведомлённого согласия.

Она подразумевает, что все участники М. должны быть осведомлены о процедуре М. и о том, кому будут известны результаты М.. Ребёнку нужно рассказать о том, для чего и что будет проверяться.

7) Принцип оптимальности. Минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество информации.

Любой М состоит из двух частей:

1 часть – выявление (диагностика);

2 часть – оценивание.

1 часть проходит шесть этапов.

А) Используется традиционная логопедическая методика (Приложение 1), где диагностируется: моторная сфера, фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, письменная речь, дизорфография . В результате чего ставится “Логопедическое заключение”.

Б) Беседа с родителями и педагогом.

В) Анкетирование.

Г) Работа с документацией.

Д) Наблюдение за ребёнком в спонтанной ситуации.

Е) Нейропсихологическое обследование.

2 часть проходит три этапа.

А) Разработка шкалы оценки от 1 до 5 или 10 баллов или уровневая (словесная) оценка, например:

(Приложение 2).

Б) Подбор и подготовка оценщиков – судей.

В) Сравнение полученных данных с нормой.

В начальной школе, я два раза в год провожу обследование устной речи младших школьников по сокращённому (Приложение 3) и полному (Приложение 4) варианту методики Фотековой Т.А. и Переслени Л.И. обследую учащихся-логопатов. Результаты обследования оцениваю в баллах от 1- 3-х и заношу в протокол речевого развития. Использую программу “Microsoft Excel” (Приложение 5), что позволяет мне произвести быстрый подсчёт % успешности выполнения задания и поставить уровень выполнения всего задания в целом. Так же я выстраиваю “Речевой профиль” (Приложение 6), позволяющий увидеть “западающие” звенья и активизировать работу в данном направлении. Каждый график (профиль) отмечаю другим цветом. Поэтому сразу видно, насколько “выпрямилась” наша ломаная линия (по результатам итоговой диагностики она должна стать прямой), какие умения и навыки у ребёнка сформированы полностью – 100%, а над чем ещё надо потрудиться. В процессе работы над составлением графиков очень быстро осваивается система вычислений, и составление индивидуального графика для каждого ребёнка не занимает много времени. Зато даёт много положительных моментов и педагогу, и родителям, когда видно, как ломаная линия с её небольшими вершинками и глубокими ямками, превращается с прямую линию – в символическую прямую дорожку без препятствий, по которой “пойдёт” наш ребёнок к новым знаниям и умениям.

Индивидуальное отслеживание письменной речи (чтения)

А.Н.Корнев разработал методический приём, позволяющий выявить предрасположенность к дислексии у детей 6-7 лет. Данная методика (Приложение 7) помогает мне выявить у поступивших первоклассников задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий.

Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребёнка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптическая дислексия), см. “Виды дислексии” (Приложение 8).

Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространённой.

Результаты диагностики раннего выявления дислексии (МРВД) заношу в разработанный мною “Протокол результатов МРВД” (Приложение 9). Делаю анализ, с которым знакомлю завуча и учителей начальных классов на МО учителей начальных классов, например:

В 1 “а” классе - 1 учащийся предрасположен к дислексии, в 1 “б” - 5 учащихся, в 1 “в” - 6 учащихся. Всего 12 учащихся, что составляет 15 % от общего числа первоклассников в 2010-2011 учебном году.

<Рисунок 2>

Некоторые из выявленных учащихся зачислены уже на логопункт, для других проведены консультации-практикумы для родителей и детей. Учителя, работающие в этих классах, посетили Семинар - практикум для учителей начальных классов на котором были освещены такие вопросы:

1. “Дислексия. Виды дислексии. Причины, тормозящие скорость чтения. Упражнения на увеличение темпа чтения” - выступление с презентацией (Приложение 10).

2.“Как диагностировать дислексию?” - сообщение с презентацией (Приложение 11).

Методика раннего выявления дислексии. Результаты МРВД за прошедшие годы.

3. “Педагогический мониторинг в начальной школе по отслеживанию техники чтения” -сообщение учителя.

4. “Лечение Дислексии”- выступление медика школы.

5. Практические рекомендации: “Использование ИКТ для совершенствования навыка чтения. Программы. Игры. Тренажеры по чтению” – выступление учителей.

Так же учителю целесообразно проводить проверку техники чтения в первую неделю сентября, что позволит определить исходное состояние техники чтения каждого ученика. Для проведения в дальнейшем индивидуальной и групповой работы важно выделить три группы: дети, темп чтения которых превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых соответствует нормативным требования первого полугодия; дети, которые не выполняют требования программы. Подобная работа может проводиться уже в первом классе: следует выявить первоклассников, умеющих читать, детей, знакомых с буквами и пробующих читать по слогам, и учащихся, на которых следует обратить дополнительное внимание для создания успешности обучения тех, кто не знаком с грамотой. Определив состояние техники чтения на начало учебного года, мы вычерчиваем график, где по горизонтали отмечаются даты проведенных наблюдений, а по вертикали – количество слов, прочитанных за минуту (Приложение 12). На логопункте я вычерчиваю “Индивидуальный график по развитию чтения” для каждого ребёнка–логопата, а с обратной стороны совместно с родителями заполняется “Читательский дневник” - страница, куда раз в неделю заносится дата, название прочитанного произведения и количество слов, которое ребёнок прочитал родителям за одну минуту.

Динамику техники чтения ученика следует контролировать (на уровне учителя) ежемесячно. На первый взгляд, эта работа кажется громоздкой, требующей от учителя колоссальных временных затрат. Однако время уходит только на создание шаблона индивидуального графика, на котором можно фиксировать качество техники чтения все годы обучения в начальной школе, используя различные цвета для каждого учебного года.

Ежемесячное отслеживание техники чтения дает возможность педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно намечать план коррекции. На первых порах, когда на графике отражено только одно или два измерения, он не дает полной картины состояния дел. Однако систематическое фиксирование результатов на подобных графиках, коррекционная, индивидуальная работа с учеником всегда принесит положительные результаты. А как радуются дети, рассматривая график и убеждаясь, что он стремительно идет ввысь! Как они довольны, если уменьшилось число допущенных ими ошибок! Ведь это показатель их труда. Да, успешные в учебе ребята будут видеть плоды своего прилежания. А что делать тем ученикам, которые овладевают навыками чтения с трудом? На помощь придет тот же график, только в этом случае учитель заложит другую цену деления. Например, на графике, отражающем технику чтения ученика, умеющего быстро читать и постоянно повышающего этот уровень, цена деления будет равна пяти словам, как на нашем графике. А школьник, который не делает головокружительных успехов в чтении, получит свой график, на котором цена деления будет равняться одному слову. В любом случае каждый ученик будет видеть рост темпа своего чтения, его качественное изменение, сможет сравнивать его с предыдущими результатами. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения.

Последовательность работы по достижению высокого качества
образования выпускников логопедических групп

Достичь высокого качества образования выпускников логопедических групп можно только при чётком выделении учебных задач на год, полугодие, четверть, неделю, занятие, а также на определённую тему. Итак, первое, что я делаю в начале учебного года- это анализирую содержание программы. Устанавливаю, что должны знать и уметь учащиеся на конец года. Это может быть конец первого, второго, третьего класса. Рассматриваются все разделы программы. По каждому разделу распределяю материал (содержание планирования) по темам. Например, звуковая сторона речи и фонематические процессы для 1 класса. (Приложение 13).

1. В начале учебного года определяю модель знаний и умений ученика на конец первого класса.

  1. Выделяю ведущие темы.
  2. Подбираю задания, составляю проверочные работы, вопросники, тесты, перечень основных понятий. Можно заранее показать детям и родителям (как цель), к чему они должны подойти к завершающему этапу.
  3. Составляю таблицу учёта умений по определённой теме.
  4. Собираю информацию. После проведения проверочных работ, тестов, обследования письменной речи и т. д. заполняется матрица (Матрицы заготавливаются заранее. Они могут быть персональные или групповые. Использую свои значки или оценки – баллы).
  5. Анализирую результаты. Это даёт возможность определить степень обученности по теме. Вижу: кто как преуспел, кто что усвоил хорошо, а кто и что недостаточно. В целом по группе и отдельно по каждому ученику хорошо просматривается результат коррекции. Анализ заканчивается выяснением причин: почему одни дети справились, а другие не справились с тем или иным заданием.
  6. Объясняю для себя, что произошло; почему такой результат, выясняю причины:
    • низкий или высокий познавательный интерес;
    • уровень мотивации;
    • каковы учебные возможности;
    • возможны причины, связанные со здоровьем;
    • а может, и моя работа была недостаточно эффективна.
  7. Провожу коррекцию – дорабатываю:
    • пересматриваю тематическое планирование;
    • провожу дифференцирование;
    • использую различные формы: групповые, парные, индивидуальные;
    • возможно, придётся объяснить некоторым учащимся тему ещё раз;
    • привлекаю родителей;
    • даю домашние задания.

Словом, работаем … А через некоторое время провожу повторный контроль. И снова: анализ – выводы – действия. И так от темы к теме. Таким образом, все этапы мониторинга реализуются (сбор – хранение – руководство к действию, коррекция и опять по кругу, пока не будет достигнута требуемая степень овладения каждой коррекционно-развивающей цели на 85%).

Что это даёт?

Систематическое заполнение таких таблиц по темам и их анализ даёт возможность сопровождать ребёнка и управлять развитием его устной и письменной речи. Эта информация даёт ребёнку возможность видеть, насколько успешно усваивается им тема, сравнивать прошлые результаты с настоящими. У ученика начинает формироваться самооценка своих знаний, умений и действий. Интерес к учебному труду повышается, учащиеся активнее работают, внимательнее следят за ответами товарищей, сопереживают, стараются всеми силами преодолеть трудности. Таблицы и графики так же доступны и родителям. На родительских собраниях в индивидуальных беседах все результаты просматриваются родителями, они видят пробелы своих детей и становятся первыми помощниками, а не просто “назидателями”. В то же время радуются вместе с детьми их успехам, что немало важно для дальнейшего овладения знаниями. Работа очень кропотливая, трудоёмкая, но дающая положительный результат, полезная как для учителя, так и для ученика, и для родителей.

Анализ педагогической деятельности показал следующие результаты:

    <Рисунок 3>

2008 г. – 82 % детей выпущено из логопедического пункта с речью в норме; 18 % - со значительным улучшением;

2009 г. – 85 % детей выпущено из логопедического пункта с речью в норме; 15 % - со значительным улучшением;

2010 г. – 87 % детей выпущено из логопедического пункта с речью в норме; 13 % - со значительным улучшением;

Вывод: прослеживается положительная динамика результативности по преподаваемому предмету. Итак, в среднем за 2005–2010 года по результатам проведённых диагностик наблюдаются: выявление и устранение речевых проблем у 85% детей, нуждающихся в логопедической коррекции; 82% детей выпущено из логопедического пункта с речью в норме; 18% детей – со значительным улучшением; преодоление общего недоразвития речи (ОНР и НВ ОНР) у 80 % учащихся – логопатов; устранение нарушения звукопроизношения (ФНР) у 76 %; ликвидированы недостатки письменной речи у 77% учащихся – логопатов – по письму, и у 81 % - по чтению; улучшилась успеваемость по русскому языку у 61% учащихся-логопатов.

    Мониторинг качества логопедического сопровождения
    учащихся МБОУ СОШ № 1 (2007– 2010 гг.)
    (Приложение 14)

Вывод: % качества логопедического сопровождения по исправлению нарушений устной и письменной речи на фоне ОНР и НВОНР повышается. Сохраняется  % качества логопедического сопровождения по исправлению устной и письменной речи на фоне ФН, ФФН и фонематического недоразвития. (Данные приведены из годовых отчётов о результатах работы учителя-логопеда)

Мониторинг позволяет мне определить уровень обученности детей и эффективность моего преподавания. Для ученика – это отслеживание его индивидуального продвижения, имеется возможность своевременно получить помощь, не накапливать количество неусвоенного материала. Самое важное – в работе учителя-логопеда происходит самоанализ, самооценка и самодиагностика своей работы, что помогает при аттестации.

Подобная форма организации мониторинга в системе “Учитель-логопед - ученик” в коррекционно-развивающей   логопедической работе способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные  пути   коррекции речевой патологии.