Урок технологии по теме "Свойства ткани". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать представления учащихся о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей;
  • сформировать практические умения и навыки при работе с тканями на традициях русской культуры;
  • развивать специальные умения и навыки при работе с хлопчатобумажными и льняными тканями;
  • воспитывать эстетический вкус, экономию, бережливость, самостоятельность.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка наличия раздаточного материала.

2. Актуализация знаний

Ребята! На доске вы видите ребусы. Если их разгадать, то можно узнать, какие инструменты и приспособления нам понадобятся сегодня на уроке.

Приложение можно получить у автора статьи.

Материал прошлого урока я предлагаю вспомнить, выполнив тест. В результате вы узнаете, с какой тканью мы будем работать.

Давайте вспомним правила работы с иглами и ножницами. Я буду называть правило, а вы поднимаете цвет кружка (ножницы – оранжевый, иглы – зеленый)

3. Сообщение нового материала.

Игрушка – самый давний вид декоративно-прикладного творчества. Она сопровождала человека с древних времен. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, но несмотря на их различие, во многом они схожи. Вначале, игрушки были очень примитивными. Это были уменьшенные образы окружавших человека предметов. Древние мастера понимали, что детские игрушки не только предназначались для забавы ребенка, но и помогали познавать мир. Их мастерили из того, что было под руками: веток, сучков деревьев, плодов, цветов, соломы, глины. Но такие игрушки быстро ломались и не были прочными. Гораздо дольше жила тряпичная игрушка. Из оставшихся лоскутков делали кукол. Такой игрушке отводили важную роль, так как она повторяла образ человека. Куклам придавали магическое значение. Среди них были куклы-обереги, которые укладывали в колыбель ребенка. Считалось, что такая кукла защищает от злых духов, охраняет сон. Тряпичные куклы делали безликими. Лицо заменяли вышивкой. По наряду куклы судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Сегодня на уроке мы изготовим тряпичную куклу.

Для изготовления куклы мы будем использовать хлопчатобумажные и льняные ткани, с производством которых мы познакомились на прошлом уроке. Какими же свойствами они обладают?

Перед тем как познакомить вас со свойствами тканей, давайте проверим, знаете ли вы названия тканей?

Кроссворд “Знаете ли вы ткани?”

Почему мы выбрали для изготовления куклы хлопчатобумажные и льняные ткани? Они легки в раскрое, хорошо склеиваются и сшиваются.

Рассматриваем свойства тканей:

  • гигиенические;
  • физико-механические;
  • технологические.

4. Физминутка “Зарядка”

Я сегодня мастерица,
От меня иголка мчится!
Но я шуток не люблю
И иголку догоню!

5. Закрепление изученного материала.

С помощью учителя подобрать ткань по цвету, фактуре для своей куклы. Подобрать отделочные материалы.

6. Практическая работа.

Выполняем куклу-закрутку. Последовательность изготовления куклы была описана в журнале “Школа и производство” № 1 1996 года.

Требования к качеству готового изделия:

  1. Аккуратность выполнения работы.
  2. Правильность подбора материала.
  3. Самостоятельность в решении образа куклы.

7. Итог. Выставление оценок.

8. Рефлексия.

В качестве рефлексии инсценируем посиделки (с куклами). Такая форма приобщает детей к истокам древней культуры, воспитывает любовь к русским традициям.

9. Домашнее задание.

Повторить выполнение куклы.