Повторение по теме "Фонетика"

Разделы: Русский язык


Цель урока: повторение изученного материала по теме “Фонетика”, закрепление изученных орфограмм, подготовка к диктанту с грамматическим заданием.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: презентация PowerPoint,

Методические приемы: обобщающе-повторительная беседа; творческие и игровые задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Организация класса. Объявление темы урока, цели.

(Слайд №1). Презентация

2. Повторение сведений о фонетике, графике и орфографии.

Учитель: Сегодня наши знания смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие. Мы отправимся с вами в страну Русского языка. Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица).

Какой главный город в Графике? (Алфавит). Именно в нем нам сейчас и предстоит побывать.

Давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о звуках и буквах.

(Слайд №2)

  1. Что такое алфавит?
  2. Сколько букв в русском алфавите?
  3. Сколько гласных букв?
  4. Перечислите буквы русского алфавита?
  5. А сколько гласных звуков?
  6. А какие буквы не имеют звуков?

Задание 1: Выполните фонетический разбор слов: молоко, вьюга, яма.

(Слайд №3)

Учитель: Нас с вами приглашает проспект Орфографии и Пунктуации, с ними мы сейчас и встретимся.

Задание 2: Спишите предложение. Подчеркните грамматические основы предложения, начертите схему предложения. Объяснить правописание безударных гласных в корнях слов и в окончании существительных.

(Слайд №4)

На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

Учитель: С площади Орфографии и Пунктуации мы с вами повернем налево и попадаем в “переулок Ударения”

Что такое ударение?

Задание 3: Поставьте ударения в следующих словах:

Алфавит, ворота, договор, досуг, квартал, звонить, звонишь, звонит, инженер, километр, свекла, силос, торт, торты, цемент, щавель.

(Слайд №5, 6)

(Слайд №7)

Задание 4: Попробуйте изменить ударения в записанных словах. Интересно, что у вас получится.

Хлопок, полки, пропасть, стоит, мелки, потом, сушу, замок, пары, дорога, крою, стрелки, мука, атлас, трусить, орган.

Учитель: Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок. Приведем некоторые из них.

  • Стелют на матрас меня, называюсь. (Простыня)
  • Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, и называется все. (Алфавит)
  • Это зелье ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива. Называется (крапива).

Задание 5: Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

Тюлень, рыба, солнце, честный, ложь, еж, ел, ель, листик, соловей.

(Слайд №8)

Задание 6: Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык.

(Слайд №9)

Задание 7: Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает.

Редька, место, грустный, въезд, цепь, ряд, чувства, объём, князь, плёнка.

(Слайд №10)

Задание 8: Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Сверстник, праздник, пять, яма, счет, речь, учиться, дело, вьюга, денёк.

(Слайд №11)

Подведение итогов урока.

Учитель: Мы с вами долго гуляли и вышли на набережную, путешествие на сегодня закончилось.

  • Что интересного было сегодня на уроке?
  • Что нового вы узнали?

Домашнее задание: написать сочинение на тему: Что мы узнали на уроке о фонетике.

(Слайд №12)