Урок литературного слушания по теме «Рассказы о детях. Е.Пермяк "Пичугин мост"». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: Знакомство с рассказом Е. Пермяка “Пичугин мост”.

Учебные задачи:

  • воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, людям);
  • формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”;
  • обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;
  • обучать планированию своей работы;
  • учить высказывать своё отношение к героям рассказа;
  • обучать правильности и выразительности речи;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
  • создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Учебные умения:

  • читать модели обложек;
  • составлять план последовательности действий;
  • воспринимать произведение на слух;
  • самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу;
  • обосновывать свой выбор;
  • указывать признаки рассказа (реальная история);
  • высказывать своё отношение к рассказу и героям;
  • соотносить книгу и модель обложки;
  • определять тему прочитанного произведения;
  • оценивать поступок героя с точки зрения нравственности.

Оборудование:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания: 1 класс. Учебная хрестоматия – М., “Вентана – Граф”, 2011;
  • Барто А, Стихи детям Екатеринбург: Литур, 2009;
  • Пантелеев Л. Буква “ТЫ”, М., 1986; Е.Пермяк Пичугин мост, “Малыш”,М., 1986;
  • Сутеев В.Ёлка, М., 2002; цветные карандаши, условные знаки для построения плана работы (Приложение 1),
  • набор карточек с заместителями жанров (Приложение 2),
  • карточки – настроения, модели обложек изученных произведений (Приложение 3),
  • выставка книг, интерактивная доска, компьютер с доступом в интернет.

Оформление доски: В центре доски модели обложек для постановки проблемы (Приложение 3).

Примечание к уроку: Урок построен на основе деятельностного метода. Техника чтения у учащихся класса достаточно высокая от 45 до 96 слов в минуту. В классе 8 первоклассников.

Для самостоятельного моделирования обложки у учащихся набор карточек 1/4 листа с заместителями жанров (Приложение 2). Дети самостоятельно выбирают нужную карточку и работают с ней при моделировании обложки – это позволяет сократить время работы на уроке.

В малочисленном классе работа проводится в парах. Если количество учащихся в классе позволяет, то работу по соотнесению книги и моделей обложек можно провести в группах.

Конспект урока

I. Активизация внимания. Эмоциональный настрой. (1 мин)

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Учитель: Всем, всем добрый день!

Дети:

Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!  [1]


[1] - Ирина Сергеевна Епанчинцева, ПРОШКОЛУ.РУ

II. Введение в тему урока. Постановка проблемы. (5мин)

Выявление читательского опыта.

Учебные задачи:

  • обучать правильности и выразительности речи;
  • формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”;
  • обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;

Учебные умения:

  • читать модели обложек;
  • выявлять проблему и ставить учебную задачу;

Учитель: Посмотрите на модели обложек книг и расскажите о произведениях: автор, название, жанр и тема произведения. (Приложение3)

(Дети читают модели обложек у доски.)

Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?

Дети: На одной модели указан автор, а больше никакой информации нет.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить проблему?

Дети: Нужно познакомиться с этим произведением.

III. Построение плана работы на уроке.

Учебные задачи:

  • обучать планированию своей работы;
  • обучать правильности и выразительности речи.

Учебные умения:

  • составлять план последовательности действий;
  • обосновывать сой выбор.

Учитель: В какой последовательности мы будем работать? Составьте план работы над произведениями.

(Учащиеся с помощью условных знаков (заместителей) составляют план работы над произведением.)

Познакомиться с произведением – определить тему и жанр прочитанного – ответить на вопросы, выполнить задания – работа в парах – вывод (что узнал нового).

   

IV. Решение проблемы. Работа с текстом.

Учебные задачи:

  • воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, людям);
  • формировать понятие о жанре “рассказ”;
  • учить высказывать своё отношение к героям рассказа;
  • обучать правильности и выразительности речи;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
  • создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Учебные умения:

  • воспринимать произведение на слух;
  • самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу;
  • указывать признаки рассказа (реальная история);
  • определять тему прочитанного произведения;
  • высказывать своё отношение к рассказу и героям;
  • оценивать поступок героя с точки зрения нравственности.

Cлушание рассказа Е.Пермяка “Пичугин мост”. Первичное восприятие.

(Учитель читает текст, автор и заголовок не называется)

Учитель: Понравилось вам это произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? (Ответы детей)

Учитель: Что особенно понравилось и запомнилось?

Дети: Понравилось, как мальчик построил мост, и появилась короткая дорога. Очень понравилось, что Сема не хвастался, а взял и сделал для всех мост. А мне понравилось, что Семе дедушка помог. Самое интересное название у этого моста “Пичугин мост” и т.д.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Моделирование обложки)

(Учащиеся определяют жанр, выбирают модель обложки, определяют тему и закрашивают заместитель жанра, указывают автора и заголовок произведения, проверяют выполненную работу по образцу, если необходимо исправляют свои ошибки. Учитель с помощью вопросов руководит работой и выставляет модель на доску последовательно, для самопроверки каждого шага. В итоге получается модель обложки А4.

Учитель: Ребята, что вы слушали? Подумайте, что это – рассказ, сказка или стихотворение? Выберите карточки для моделирования.

(Дети определяют жанр и выбирают карточку.)

Учитель: Кто скажет словами, что вы слушали? Правильно это рассказ.

- Проверьте, кто выбрал карточку как я. У кого другая, исправьте. У кого правильно поставьте + (на доску прикрепляет образец, который заполняется по мере выполнения работы детьми).

- О ком рассказ? Подумайте и покажите цветом.

- Ребята скажите словами о ком рассказ. Правильно это рассказ о детях.

- А хотите узнать, кто написал этот рассказ? Может кто-то знает автора этого рассказа?

Дети: Это, наверно, Евгений Пермяк. В начале урока мы встретились с проблемой: нам известен был автор, и мы не знали, какое произведение мы будем слушать.

Учитель: Молодцы! Какие вы внимательные! Да, этот рассказ написал Евгений Пермяк. Давайте вместе произнесем: Евгений Пермяк. Покажите на модели фамилию автора. Напишите печатными буквами слово “Пермяк”.

- Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитаем – Пермяк.

- А как вы думаете, какой заголовок у рассказа?

Дети: “Новый мост”, “Короткая дорога”, “Сёма построил мост”, “Сёмин мост”, “Пичугин мост”. И т.д.

Учитель: Где можно узнать какой заголовок выбрал автор?

Дети: В учебнике, где вы читали.

Учитель: Откройте учебник на стр.102 (страница записывается на доске).

(Дети открывают учебник и самостоятельно находят и читают заголовок)

- Кто прочитает нам вслух заголовок рассказа?

Дети: Я почти угадал. А я назвал правильно.

Учитель: Укажите заголовок на своих моделях. Напечатайте “Пичугин мост”.

- Поставьте пальчик на заголовок, прочитаем – Пичугин мост.

- Ребята, проверьте, у кого получилось как у меня. У кого по-другому, исправьте. У кого правильно поставьте +.

Учитель: Кто скажет, что мы слушали?

Дети: Рассказ о детях.

Учитель: А кто скажет по-другому, более точно?

Дети: Е.Пермяк “Пичугин мост”.

Учитель: Кто сможет определить тему нашего урока?

Дети: Мы послушали рассказ Евгения Пермяка “Пичугин мост”. Тема нашего урока: “Знакомство с рассказом о детях Е.Пермяка “Пичугин мост””

Учитель: Посмотрим наш план работы. Что мы выполнили?

Дети: Познакомились с произведением, определили жанр и тему, составили модель обложки. Теперь мы будем отвечать на вопросы и выполнять разные задания.

Физкультминутка (2 мин) Зарядку проводит дежурный ученик. Зарядка на внимание: “Запрещенное движение”. Ученик определяет запрещенное движение, например: “Руки на пояс ставить нельзя. Когда руки на пояс, все хлопают над головой”.

Повторное слушание

Учитель: Ребята, а хотите еще раз послушать этот рассказ?

Дети: Да, очень хотим!

Учитель: Сейчас я буду читать, кто хочет, может следить по учебнику, чтобы лучше запомнить. Стр.102. Запоминайте непонятные слова и выражения, можно подчеркнуть их простым карандашом (в классе достаточно высокий темп чтения у первоклассников и почти все ребята успевают следить за чтением учителя).

Словарная работа (объяснение непонятных слов)

Учитель: Какие непонятные слова и выражения вам встретились? (Если дети не назвали слова и устаревшие выражения, то необходимо проверить понимание этих единиц речи. Слова выводятся на интерактивную доску, если дети называют неподготовленные слова, то они записываются.)

Ветла – дерево семейства ивовых. Высота ствола до 30 м, диаметр 1—1,5 м, кора тёмно-серая, в глубоких продольных трещинах. (Учитель дает определение, а дети ищут изображение в интернете)

Рухнуло - упало. 

Жердь - тонкий длинный ствол дерева очищенный от сучьев и ветвей, используется при строительстве изгородей, навесов и крыш.

Дети: А у нас растет Ветла?

Учитель: Да, ветла растет и у нас. Ребята, если вы будите внимательны, то сможете найти это дерево в нашем поселке. На следующем уроке вы мне расскажите, где смогли найти ветлу.

Дети: Жердь – это тонкое бревнышко, которым можно городить огород.

Учитель: Молодцы, ребята.

Выборочное и поисковое чтение. Работа над содержанием.

Учитель: Почему люди стали называть мост Пичугиным?

Дети: Этот мост построил Сема Пичугин со своим дедушкой.

Учитель: О чем мечтали дети?

Дети: Дети мечтали о подвигах, хотели стать известными.

Учитель: Каким был Сема Пичугин? Найдите в тексте стр.102.

Дети: Он был спокойным, не любил хвастаться. “ А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.”

Учитель: Какой мостик сделал Сема?

Дети: Он сделал мостик из большой ветлы и приладил перила.

Учитель: Ребята, найдите в тексте как автор говорит о мостике построенном Семой (стр.103., последний абзац). Прочитайте.

- Кто нам прочитает вслух?

Дети: “Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.”

Учитель: Как автор назвал мост? Почему?

Дети: Мостишко. Это маленький мост; автор относится с любовью к Семе, ему нравится мост и поступок Семы.

Учитель: Каким мостом заменили мостик из ветлы?

Дети: Деревянным. Мостик сделали из бревен.

Учитель: А сейчас какой мост в деревне?

Дети: Крепкий большой мост из бетона. “Большой мост возвели. С чугунными перилами”.

Учитель: На другой стороне своих моделей напишите или нарисуйте: какой мост построил Сема, каким мостом его заменили и какой мост сейчас в деревне.

(Дети выполняют задание, а учитель оказывает необходимую помощь.)

Учитель: Ребята, прочитайте слова на экране. Что вы можете о них сказать?

МОСТ, МОСТИШКО, МОСТИЩЕ.

Дети: Это родственные слова. Мост – это большой мост, мостишко – это маленький мост, мостище – это огромный мост.

Учитель: Какое образное выражение говорили тому, кто шёл в обход? Найдите его в тексте, прочитайте стр.104.

- Кто прочитает его вслух?

Дети: “Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать!”

Учитель: Это выражение означает – без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу. Семь верст – это большое расстояние.

Учитель: Почему мост и потом называли Семиной фамилией?

Дети: Этот мост сначала построил Сема. Он сделал безопасной короткую дорогу. Жители были благодарны мальчику, помнили о нем, вот и мост так называли. Сема не мечтал о славе, а своим добрым делом прославился.

V. Применение знаний. Работа в парах (дифференцированные задания).

Учебные задачи:

  • воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, людям);
  • формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”;
  • обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;
  • обучать планированию своей работы;
  • обучать правильности и выразительности речи;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
  • создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Учебные умения:

  • читать модели обложек;
  • соотносить книгу и модель обложки;
  • определять тему прочитанного произведения;

Работа в парах.

Учитель: Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о моделях?

Дети: Первая модель к сказке; вторая модель к рассказу; третья модель к стихотворению. Все заместители жанров закрашены желтым цветом, значит все эти произведения о детях.

Учитель: Сейчас мы будем работать в парах. Вспомним правила работы в парах.

Дети: Выслушивать мнение товарища, работать сообща, принимать общее решение, договариваться.

Учитель: Каждой паре я дам книгу с выставки. Ваша задача определить какая модель подходит к книге

Уровни сложности заданий:

  • Е.Пермяк “Пичугин мост”, (низкий).
  • А.Барто “Стихи”, В.Сутеев “Ёлка” (средний).
  • Л.Пантелеев “Буква “ты”” произведение, прочитанное в прошлой четверти (высокий).
  • Презентация результатов работы в паре.

(Учащиеся представляют результат своей работы (по желанию) у доски.)

Дети: У нас книга Г.Пермяка “Пичугин мост”. С этим рассказом мы познакомились на уроке сегодня. Нам подходит вторая модель.

Учитель: Спасибо за работу. Молодцы!

Дети: Нам подходит третья модель. У нас книга со стихами А.Барто. Мы на уроках часто встречаемся с ее стихами и знаем, что стихи А.Б. о детях.

Учитель: Молодцы! Все правильно.

Дети: Нам тоже подходит вторая модель. У на книга Леонида Пантелеева “Буква “ты”. Это рассказ про девочку Иришку, которая училась читать. Она так долго не могла понять как называется буква “я”, все говорила бука “ты”. У нее получались интересные слова “тыблоко”, “тызык”.

Учитель: Какие молодцы! Как хорошо запомнили рассказ Л.Пантелеева “Буква “ты”.

Дети: У нас сказка Сутеева “Ёлка”. Мы ее недавно слушали и смотрели мультфильм. Она о детях. Нам подходит первая модель.

Учитель: Хорошо. Спасибо. Все справились с заданием.

VI. Итог урока.

Учебные задачи:

  • учить высказывать своё отношение к героям рассказа;
  • обучать правильности и выразительности речи;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
  • создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Учебные умения:

  • указывать признаки рассказа (реальная история);
  • высказывать своё отношение к рассказу и героям;
  • определять тему прочитанного произведения;
  • оценивать поступок героя с точки зрения нравственности.

(Совместно с учителем дети собирают книжку-малышку из моделей обложки и рисунков)

Учитель: С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

Дети: Мы познакомились с рассказом Евгения Пермяка “Пичугин мост”

Учитель: Почему вы решили, что это рассказ?

Дети: Это реальная история, она могла произойти на самом деле.

Учитель: Кто автор этого рассказа?

Дети: Евгений Пермяк.

Учитель: Чему научил нас рассказ?

Дети: Человек может прославиться своим делом, а не хвастовством. Поступки могут рассказать о человеке.

Учитель: Что было на уроке самым интересным?

Дети: Слушать рассказ. Искать ответы на вопросе в тексте. Узнавать значение новых слов.

Учитель: О чем расскажете дома?

Дети: Как Сема построил мост. А я прочитаю рассказ маме. Я позову папу искать ветлу.

Учитель: Кто желает, может прочитать дома и другие рассказы о детях, составить модель обложки, нарисовать иллюстрацию, подобрать пословицу к нашему рассказу, придумать свою историю.

VII. Рефлексия.

Каждый ребенок выбирает соответствующую карточку и выходит к доске

- На уроке было интересно, узнал новое – солнышко.

- Узнал новое, но было скучно – переменная облачность.

- Ничего не запомнил, было скучно – туча.