Методическая разработка занятия по реализации содержания образовательной области "Безопасность" в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Чем бы он не занимался, где бы не находился, рядом всегда существуют скрытые силы, представляющие угрозу. Начинать подготовку к безопасности жизни и деятельности, по мнению педагогов Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной и других, необходимо с дошкольного возраста.

Нынешняя система образования предусматривает обучение детей безопасности жизнедеятельности в рамках дошкольного образования. Подобная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности Ф.Г.Т. к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, которыми руководствуется современный детский сад.

Ф.Г.Т. предусматривают такую образовательную область, как «Безопасность», одной из задач которой является «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств». Её решение должно осуществляться в интеграции с другими образовательными областями: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье». Среди множества направлений работы с детьми в нашем дошкольном учреждении было выделено одно, формирующее знания, умения, навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

Выбор обусловлен несколькими факторами. Посещая дошкольное учреждение, ребенок находится под постоянным присмотром: переходит дорогу, держась за мамину руку, постоянно слышит напоминания, как правильно вести себя вблизи проезжей части. С поступлением в школу он оказывается один на один с окружающей обстановкой. И хотя маршрут маленького пешехода, как правило, однообразен, дорожная обстановка постоянно меняется и на ней могут возникнуть непредвиденные ситуации. В этом случае ребенку необходимо правильно и безопасно на нее среагировать.

Однако безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль, образ жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главная задача – стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Ведь всё, чему их учат, они должны уметь применить в реальной жизни и на практике. В связи с этим встаёт вопрос выбора методов и приёмов обучения, соответствующих особенностям мышления дошкольников и выбора форм организации обучения, делающих этот процесс наиболее эффективным.

Среди прочих известных методов обучения нами были выделены игровые методы.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию начальных основ безопасного поведения на дороге мы использовали различные игры: ролевые, развивающие, моторные, игры - тренинги, игры - моделирования.

Каждый из видов игр имеет своё значение. В моторных играх дети упражняются в координировании движений своего тела. Развивающие игры способствуют развитию таких необходимых для ориентации в дорожной среде процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Дети учатся ориентироваться во времени, пространстве, расстоянии. Игры–тренинги помогают быть активными в приобретении знаний, накоплении и их систематизации. Они развивают внимание, выдержку, самостоятельность в выборе действия, вариативность мышления и ответственность за поступки. Ролевые игры выступают своеобразным средством ориентации ребёнка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей. Они дают возможность имитировать чьё-либо поведение и проверить свои социальные знания.

Действенным методом формирования представлений детей о правилах безопасного поведения на дороге стало «проигрывание» ситуаций и их моделирования. Ценность игры–моделирования в формировании у детей представлений о правилах безопасного поведения на дороге заключается в том, что ребёнок имеет возможность проиграть опасную ситуацию, сам её создать и сам предотвратить или изменить. Множественные варианты позволяют выбрать самый безопасный выход из сложившейся ситуации.

Вашему вниманию представлен опыт применения игровых методов обучения детей безопасному поведению на дороге.

Программное содержание:

  1. Освоение некоторых способов безопасного поведения в стандартных ситуациях.
  2. Формирование основ безопасности дорожного движения.
  3. Расширение, уточнение, и систематизация представлений о правилах безопасного поведения на дороге.
  4. Формирование представлений детей о понятии слова «перекрёсток».
  5. Закрепление знаний детей о дорожных знаках.

Ход занятия представлен в Приложении.