Классное родительское собрание – фактор, объединяющий семью и школу

Разделы: Работа с родителями


Учителя и родители – вечные друзья соперники. Связующим звеном в их отношениях становится ребенок. Родителям известна жизнь ребенка вне школы, педагогу его школьная жизнь, успеваемость, поведение на уроках и переменах. Родитель, ослепленный всепоглощающей, всепрощающей любовью к своему чаду и учитель, отягощенный специальными знаниями, опытом и набором требований. Два взгляда с разных позиций на одного ребенка рождают противоречия между родителями и педагогами. И очень важно, чтобы противоречия стали не фактором препятствующим сотрудничеству двух сторон, а скорее движущей силой взаимодействия в интересах развития личности ребенка. Именно родительское собрание позволяет классному руководителю осуществить главное: соединить цели школы и возможности семьи в воспитании детей и поэтому должно стать разговором заинтересованных сторон по душам. Гораздо хуже, когда родители, выслушав учителя, уходят с собрания в молчании.

Проводятся классные собрания 4-5 раз в году. Они могут быть организационными, текущими или тематическими, итоговыми, нетрадиционными. Подготовка к родительскому собранию не менее сложна, чем подготовка к внеклассному мероприятию или уроку. За 2-3 недели до проведения собрания объявляется о нем учащимся класса с просьбой сделать запись в дневнике. А за 3-4 дня необходимо повторно напомнить. Некоторым родителям о собрании приходится сообщать персонально. Однако 100 % явка бывает очень редко. Родители – люди занятые. У них есть работа, семья и еще масса дел. Поэтому все, кто не смог присутствовать на собрании, встречаются с классным руководителем в удобный для них день.

Как правило, собрание включает в себя пять компонентов.

На собрании классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса, с мнением педагогов-предметников. Не следует здесь же зачитывать или комментировать оценки учащихся, а ответы на частные вопросы родителей лучше давать во время персональной встречи.

Необходимо ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе, так как в детском коллективе одноклассников их дети получают опыт взаимодействия с другими людьми, имеют возможность проявить социальную активность, условия для самовыражения, самоутверждения. Родителей интересует буквально все из школьной жизни ребенка. Темой разговора могут быть поведение на уроках, в столовой, на переменах, на экскурсиях, внешний вид, речь и т.д. Классный руководитель сообщает о настроениях, ожиданиях и успехах ребят. Доводит до сведения результаты мониторинговых, диагностических исследований.

Важнейшей задачей классного руководителя является повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Родительское собрание – это в первую очередь обучение родителей с помощью теории и практики. Теория – это лекции по разным темам. Например: “Возрастные особенности школьников”, “Профилактика появления вредных привычек у школьников” и т.д. Рассказы успешных родителей об устоях своей семьи, беседы специалистов. Практика – это диагностические методики, которые позволяют родителю честно признаться себе в том, что у него хорошо получается в воспитании ребенка, а что требует исправления. Важно, чтобы родители усвоили одно правило: воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей.

Обсуждение организационных вопросов состоит из двух частей: отчета о проведенной работе (экскурсии, классные вечера, ремонт кабинета, приобретение материалов для класса и т.д) и информации о предстоящих делах. О финансовых делах докладывает родительский комитет.

Если классных родительских собраний в году проводятся 4-5, то личных встреч и бесед с родителями необходимо гораздо больше. Проводятся они порой по просьбе родителей, которые, сталкиваясь с проблемой, не могут решить ее самостоятельно. Чаще по инициативе классного руководителя, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или пытаются уйти от ее решения. Случается, что родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности. При личной встрече дать понять, что их не судят, а стремятся помочь. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность ее гораздо выше. В индивидуальной беседе, общении родители скорее усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками.Конечно, классный руководитель – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи. Нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Если в такие моменты учитель проявит педагогический такт, доброжелательность, то он обретает союзников в вопросах воспитания. И, разумеется, потребность родителей посоветоваться после категорических “должны”, “обязаны” - исчезнет вместе с разговорами по душам. Учителю будет трудно донести до родителей свой взгляд на их ребенка.

Доверие классному руководителю со стороны родителей, опора на сильные стороны семейного воспитания, на положительные качества ребенка обеспечивают успех в решении любой педагогической задачи. Примером такого решения может служить история из школьной жизни.

В одном из восьмых классов участились случаи нарушения дисциплины. То у учащихся класса во время перемены исчезнут школьные принадлежности, а через некоторое время обнаруживаются припрятанные в укромных местах. А то вдруг учитель не может открыть ключом замок классной комнаты потому, что кто-то натолкал в замочную скважину пластилин. Изо дня в день придумывались все более изобретательные шалости веселившие учащихся, но негативно влиявшие на учебный процесс. Классный руководитель сбился с ног, разбираясь в происходящем. И постепенно стало понятно, что нарушителями спокойствия в классе является группа мальчиков из 5 человек, которые особенно тесно общаются между собой, считая себя товарищами. Каково же было удивление, когда выяснилось, что руководил этой группой их одноклассник, всегда считавшийся чуть ли необразцовым ребенком. Не участвую сам, он придумывал и давал задания одноклассникам: “Влад и Артур сегодня подопрут скамейкой дверь библиотеки, Женя и Руслан завтра забросают кабинет географии бумажными шариками” и т.д. Удивительно было то, что слушались его ребята безоговорочно, продолжая выполнять “задания” несмотря на гневные выговоры возмущенных учителей, записи в дневнике, неуды по поведению. Стало понятно – появилась проблема и решить ее можно только совместными усилиями педагогов и родителей. На собрание пригласили родителей всех участников группы.

Классный руководитель, осветив проблему, предложил провести собрание совместно с детьми. Но не для того, чтобы в очередной раз указать им на их вину, отчитать, пригрозив наказанием. Важно было донести до детей, что любое общество, даже такое маленькое как их класс существует и развивается только тогда, когда каждый член этого общества следует принятым в нем ценностям и нормам. И личностью в этом обществе считается человек, выполняющий в полной мере свою часть социальных функций, а не тот, кто идет вразрез с его интересами. Что лучшие друзья помогают личностному росту друг друга, а мешают недруги. Но как, какими словами объяснить это четырнадцатилетним детям, чтобы они могли сделать правильные выводы. По мнению классного руководителя, собрание нужно провести в форме диалога взрослых со школьниками, т.к. основное назначение диалога привлечение самих учащихся к оценке событий, поступков и возможности на этой основе сформировать у них адекватное отношение к действительности. А чтобы диалог получился, решили использовать метод контрольных вопросов. Еще древнегреческий философ Сократ в диалоге так искусно мог задавать вопросы, что его собеседнику ничего не оставалось, как, отвечая на них, приходить к истине. В наше время этот метод позволяет более целеустремленно вести поиск решения любой задачи. Необходимо только запастись списком специально подготовленных вопросов. Что и проделали родители. Вопросов было много и ребятам приходилось хорошо подумать, прежде чем ответить на каждый из них. Как можно, например, ответить на такой вопрос: “Ты заставляешь своих родителей краснеть за свои поступки, переживать. Считаешь, что они совсем не заслуживают твоего доверия?”. Конечно, были и слезы, но пришло и понимание. Во всяком случае, следующие полтора года обучения прошли почти спокойно.

Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Существуют десятки способов решения проблем в воспитании, но только один из них является верным в данный конкретный момент. Инициатива выбора алгоритма решения проблемы принадлежит педагогу как более профессионально подготовленному, но без доверия к воспитательным возможностям родителей ему будет трудно. Психологически родители готовы поддержать все требования и начинания школы, а повысить уровень их педагогической культуры и активности в воспитании задача классного руководителя. Классное родительское собрание дает возможность учителю выполнить эту задачу. Оно должно быть не только хорошо подготовленным, но и педагогически полезным.