Методическая разработка урока по развитию речи на тему "Ораторская речь и ее особенности. Подготовка публицистического выступления". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель: познакомить учащихся с особенностями ораторской речи, законами речевого поведения оратора.

Задачи:

1) повторить отличительные признаки стилей речи, в частности, разговорного и публицистического стиля речи;

2) познакомить со спецификой ораторской речи, с историей зарождения ораторского искусства;

2) воспитывать коммуникативно-компетентную личность, умеющую строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения.

3) формировать умение составлять текст публицистического выступления

4) совершенствовать коммуникативные навыки учащихся

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, костюмы для инсценировки выступления учащихся, распечатанные тексты для лингвистического анализа

(Хорошо, если бы у учителя бы помощник из числа учеников, который бы вел презентацию, переключал слайды!)

Ход урока

I. Приветствие.

II. Сообщение цели урока. Запись домашнего задания.

- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Мы будем говорить об особенностях ораторской речи. А на дом вам будет задание подготовить публицистическое выступление, с которым вы должны будете выступить на следующем уроке.

- Всё ли всем понятно? (учащимся не всем понятно)

III. Повторение. Стили речи.(Слайд № 4, 5)

- Какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Ораторская речь. Подготовка публицистического выступления.

- Сегодня мы будем говорить с вами достаточно подробно про разговорный и публицистический стили речи. И поскольку наш разговор пошел про стили речи, давайте вспомним, ребята, какие мы знаем стили речи.

(учащиеся называют разговорный, художественный, научный, официально – деловой стили речи)

- Как вы думаете, в чем отличие разговорного стиля речи от публицистического? Что становится предметом разговорного стиля речи?

(учащиеся отвечают, что это, как правило, разговоры на различные бытовые темы)

Учитель. (Слайд № 6)

- Разговорная речь может затрагивать и другие темы: разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте и ином, разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях, например, поликлиниках, школах и т. п.

- Есть ли сходство разговорного стиля с другими стилями речи?

(Безусловно, есть. И прежде всего, это лексические средства языка, лексика. В разговорном стиле речи мы используем лексику разных стилей (и книжных, и разговорного)

- А в чем тогда отличия разговорного стиля речи, если лексика его во многом совпадает с другими стилями речи?(Слайд № 7, 8)

(учащиеся отвечают, учитель корректирует ответы)

Разговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т. д. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. (Запись в тетрадь)

Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, т. е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например: (Женщина перед уходом из дома) Что мне надевать-то? (о пальто) Вот это, что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая эти высказывания и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идет речь. Таким образом, в разговорной речи внеязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации.

Обиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия (например, “я еле как дошёл”, “мама стирается”), диалектов (бучило, яруга, рушник (обл.)) и жаргонов (“жесть”, “приколись”, “что ты гонишь”? и др.) (Запись в тетрадь)

Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов.

Разговорной речи свойственны эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: “Ничего себе цена! С ума сойти!”, “Цветов в саду – море!”, “Пить хочу! Умираю!” Характерно использование слов в переносном значении, например: “В голове у тебя каша!”

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

(Слайд № 9)

Итак, доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д. (важно не как сказать, а что сказать). (Запись в тетрадь)

Этим, кстати, объясняется факт неумения учащихся написать грамотно даже очень небольшое сочинение или связный и текст на заданную тему. Вам кажется, что вы написали все ясно и понятно, а учитель почему – то недоволен вашей работой. А происходит это потому, что вы забываете о главных отличиях речи письменной и устной.

Художественный стиль используется прежде всего в произведениях художественной литературы, функция языка — воздействие на читателя, на его воображение и чувства. (Слайд № 10)

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ: (запись в тетради) (Слайд № 11)

  • конкретность (описывается именно эта береза, а не береза вообще)
  • образность, наглядность, эмоциональность. (Запись в тетрадь)

Каждый стиль имеет свои языковые особенности. Например, в научном стиле часто употребляются термины, которые не характерны для разговорной речи. В нем много сложных предложений, развернутых простых. А в разговорной речи, напротив, предложения часто простые, много неполных, есть недосказанности в речи, которые восполняются жестами, мимикой. В научной речи почти не встретишь фразеологизмов, а для разговорной речи они характерны.

Сравните: (тексты приготовлены заранее и лежат на партах)

Из-за косогора паровозной фарой выкатило солнце. В лесу стало просторно и ярко. На ослепительный снег, играющий колкими звездочками, упали крест- накрест тени деревьев. Лес оживился: где-то, словно спросонья, стрекотнула сорока, прочиликала налетевшая стая буроголовых гаичек. Голоса юных лыжников, пестрой ватагой высыпавших на опушку, стали громче и радостней.

Я шагнул в сторону с проторенной дорожки, вспарывая лыжами нетронутый снег, спустился в тишину. Остановился перед белой, как сон, березой. Тишина здесь и впрямь удивительная: ни ветерка, ни шороха… Но что это? Черной лентой струится в глубоком снегу между черемух забытый зимой ручеек, позванивает стеклянным звоном. Но звон этот не только не нарушает тишины, а даже подчеркивает ее.

Светит солнце, звенит незамерзающий ключик, работает дятел. И где-то под глубоким снегом, в таинственной тьме и тишине теплится жизнь, зреют семена новой весны. ( По А. Щербакову)

АНАЛИЗ ТЕКСТА (Слайд № 12)

Задача автора текста: нарисовать словами картину зимнего леса.

Как это удается сделать автору?

Использование таких художественных средств языка, как эпитетов:

“просторно и ярко”, “ослепительный”, “играющий колкими звездочками”,буроголовых гаичек”, “юных лыжников”, “громче и радостней”, “с проторенной дорожки”, “нетронутый снег”,

“тишина удивительная”, “забытый ручеек”, “стеклянным звоном”,

“в таинственной тьме”

Обилие сравнений:паровозной фарой”, “пестрой ватагой высыпавших на опушку”, “перед белой, как сон, березой”, “черной лентой”, “словно спросонья”.

МетафорыИз-за косогора паровозной фарой выкатило солнце”, “вспарывая лыжами нетронутый снег”, “и где-то под глубоким снегом, в таинственной тьме и тишине теплится жизнь, зреют семена новой весны”.

Использование поэтической фонетики: “стрекотнула сорока”, “прочиликала”.

Олицетворения: “лес оживился”

Описаны конкретные предметы (незамерзающий ручеек, стая птичек, конкретная, белая, как сон, береза) и др

Вывод: перед нами текст художественного стиля речи.

Дифференциальное исчисление - это раздел математического анализа, связанный главным образом с понятием производной и дифференциала функции. В дифференциальном исчислении изучаются правила вычисления производных (законы дифференцирования) и применения производных к исследованию свойств функций.

Центральные понятия дифференциального исчисления – производная и дифференциал - возникли при рассмотрении большого числа задач естествознания и математики, приводивших к вычислению пределов одного и того же типа. Важнейшие среди них - физическая задача определения скорости неравномерного движения и геометрическая задача построения касательной к кривой.

(энциклопедия юного математика)

АНАЛИЗ ТЕКСТА (Слайд № 13)

  • используются большое количество математических терминов (дифференциал, функция, скорость и т. п.)
  • четкость, стройность, логичность текста достигается употреблением сложных предложений с правильным порядком слов
  • бесстрастность и объективность изложения подчеркивается отсутствием эмоциональных слов, фразеологизмов и вводных конструкций, выражающих авторскую позицию
  • использование отглагольных существительных (вычисление, применение, рассмотрение, построение)
  • использование абстрактной лексики

Следовательно, перед нами текст научного стиля речи.

В официально-деловом стиле слова употребляются только в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В нем много слов и устойчивых словосочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, иск, возбудить, мы, нижеподписавшиеся, настоящим довожу до Вашего сведения и т. п.; много отглагольных существительных: улучшение, рассмотрение, невыполнение, часто употребляются составные предлоги за счет, в случае, при условии и т. п. В этом стиле скорее употребят словосочетание выразить благодарность, чем слово поблагодарить. Частотны сложные предложения и значительно распространенные простые.

(Слайд № 14)

Публицистический стиль речи - это стиль периодической печати, ораторской речи и т. д. В нем реализуется информативная и воздействующая функция языка.. Это сближает публицистический стиль с научным и художественным. Но в публицистическом стиле информативная и воздействующая функция языка имеют свою специфику. Информация, во-первых, предназначается не для узкого круга специалистов, а для широких слоев населения, во-вторых, должна доводиться до адресата быстро, оперативно. Воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

(Слайд № 14, 15)

Публицистический стиль открыт для элементов научного, делового стилей, в нем находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественные средства (в частности, образность)

(Слайд № 16)

  • ЗАДАЧА публицистического стиля - сообщить информацию и воздействовать на читателя, вызвав определенный отклик. (запись в тетрадь)
  • НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖАНР – донести научную информацию до широкого круга читателей.
  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР - пишущий стремиться поделиться своими наблюдениями, написать о том, что особенно удивило, поразило, запомнилось.

(Слайд № 17)

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ (Запись в тетради)

  • злободневность
  • лаконичность изложения при информативной насыщенности
  • доходчивость изложения (газета – наиболее распространенное средство массовой информации)
  • яркость, страстность, эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания

(Слайд № 18, 19)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ:

  • использование фразеологизмов (речевых штаммов, клише), их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера)
  • использование перифразы (белое золото – хлопок, голубые дороги – водные пути, черное золото – нефть и т. п.)
  • повторы
  • инверсия (обратный порядок слов)
  • обращения
  • риторические вопросы
  • параллельный способ связи предложений
  • употребление коротких предложений – рубленая фраза
  • эллиптические предложения (безглагольные фразы) (банки - не только для банкиров)
  • совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей: совмещение в одном тексте книжных и разговорных выражений, сочетание стандартных и экспрессивных языковых единиц

Тексты публицистического стиля призваны воздействовать на читателя или слушателя, они обычно экспрессивны (экспрессия – выразительность), передают личностное отношение говорящего к тому, о чем он пишет или говорит. Поэтому в них часто употребляются такие языковые средства, как побудительные предложения, содержащие призыв к действию, восклицательные предложения, в которых выражаются чувства говорящего, риторические вопросы и вообще вопросительные предложения, призывающие говорящего к активному слушанию. Нередки в публицистическом стиле и односоставные предложения с обобщенно-личным значением (например, в лозунгах), инфинитивные и назывные предложения, помогающие лаконично и емко обрисовать действие или явление.

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей вести спор? Понаблюдайте за своим товарищами вовремя диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные приемы. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

Наконец, есть и такие горе - спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выводами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету ловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

АНАЛИЗ ТЕКСТА: (Слайд № 20)

наличие вопросительных предложений “Знаете ли вы, что существует множество разновидностей вести спор?”

вводные слова “конечно”, “например”, “как правило”, “наконец”, “одним словом”, “безусловно”, “таким образом”, “с их точки зрения”

использование книжной и разговорной лексики множество разновидностей”, “диспута, дискуссии, полемики”, “анализируют”, “оппонент”, “поведение полемистов”, “позволяет лучше ориентироваться”, “умение определять тактику в споре”, “аргументируют свою позицию”, “выбирать вариант собственного поведения”;

фразеологизмы “наголову разбить противника”, “находиться в боевой готовности”, поговорки “как на войне”, “горе – спорщики”.

Назначение текста – воздействовать на читателя, сформировать определенное мнение у читателя.

Значит, перед нами текст публицистического стиля речи.

Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соединение также характерная черта публицистического стиля.

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на Север над нашим домом. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец – чабан. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что делаем доброго, прибавляет сил ему. ( В. Песков)

В публицистическом стиле нередки обращения (типа дорогие друзья, дорогие мои слушатели и т.д.), выражающие отношение к адресату, вводные слова и предложения, используемые, в частности, как средство вежливо ведущейся полемики.

Публицистический стиль близок к художественной речи, и в нем так же широко используются обособленные члены предложения, служащие средством создания образности.

- А теперь давайте познакомимся с другим текстом. Автор – А. П. Чехов.

(читает подготовленный ученик)

Говорю я неудержимо, страстно, и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны, то проч. То же самое и я, когда читаю. Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.

Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога или ученого.

Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать в потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям…

Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой- нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолгий шум моря… Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать. ( А. Чехов)

- О чем рассказывает автор в этом тексте? (о том, как А. П. Чехов выступает перед студентами)

- Какие меры принимает Чехов, чтобы удержать внимание слушателей?

- Слышали ли вы про какие – нибудь специальные приемы привлечения внимания аудитории? (учащиеся отвечают)

- А кто такой оратор, о котором упоминает А. П. Чехов? (учащиеся отвечают)

IV. Беседа с классом по основным понятиям урока. Ораторская речь

(лекция с элементами беседы) (Слайд № 21)

Учитель: (Слайд № 22, 23, 24)

Да, действительно, слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова оrаrе, что в переводе означает “говорить”.

Владимир Иванович Даль, объясняя слово оратор в “Толковом словаре живого великорусского языка”, подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить.

Все они подчеркивают, что оратор – это человек, умеющий говорить красно, т.е. красиво, образно, выразительно.

В современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Так, толковые словари отмечают следующие его значения:

1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов);

2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании;

3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

Поэтому в художественной литературе, в периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях.

В теории ораторского искусства слово оратор используется как термин. В этом случае оно имеет только одно значение – оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор и др.

- А можете вы назвать хоть одного оратора, речи которого вы слушали с интересом?

(учащиеся называют, в основном, глав государства или видных политических деятелей: Дмитрия Медведева, Владимира Путина, Владимира Жириновского и др.) (Слайд № 25-27 )

- А как вы думаете, кто чаще всего становится оратором?

(учащиеся отвечают, что это могут быть видные политики, журналисты, писатели)

Учитель: (Слайд № 28-32)

- Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

(Слайд № 33, 34 )

V. Сообщение учеников о виднейших ораторах античности и древнего Рима

(учащиеся должны выйти в костюмах: в римских тогах (белые простыни) с лавровыми венками на голове)

(Слайд № 35. 36 )

“Родиной красноречия считается Древняя Греция...” (Приложение № 1)

VI. Лекция учителя об особенностях ораторской речи.

Учитель:(учитель дает задание конспектировать отдельные положения лекции) (Слайд № 52)

- Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А.П. Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным".

(Слайд № 53)

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (Слайд № 54)

В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

1) выбор темы;

2) конкретизация целей высказывания;

3) изучение материала по теме;

4) подготовка выступления в развернутом виде;

5) завершение речи (подведение итогов);

6) полное владение материалом.

(Слайд № 55, 56)

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п.

Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

(Слайд № 57)

Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет: Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т.д.

Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно.

Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу:

Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать.

(Слайд № 58)

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что "многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь".

2. Основные этапы разработки ораторской речи

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

(Слайд № 60)

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

(Слайд № 61)

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее - "Как делать" или "Что делать", перекрываются теперь литературным лозунгом: "Для чего делать? ", т.е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению, должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Образцом четкого определения цели может служить речь крупнейшего оратора Америки Уэнделла Филлипса:

Леди и джентльмены! Меня просили рассказать об одном замечательном человеке предшествовавшего нам поколения - о великом правителе острова Сан-Доминго Туссене-Лувертюре, чистокровном негре, в венах которого не было и капли крови белого человека. В своем выступлении я расскажу Вам кратко его биографию - биографию негра-военачальника и государственного деятеля. Я изложу ее в защиту той расы, представителем которой он был... Моя цель, - хотя вы можете посчитать ее нелепой, - убедить вас в том, что негроидная раса, вместо того, чтобы вызывать сожаление или заслуживать презрение, как вы обычно считаете, имеет среди народов право на место, близкое к англосаксам.

Существуют различные способы подготовки ораторской речи. Одним из самых популярных является так называемый метод Линкольна.

Метод А. Линкольна

Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя "испечь" речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время - когда вы принимаете ванну или едете по делам.

Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.

3. Содержание речи (Слайд № 62)

"Изобретение мыслей". Это замечательное словосочетание родилось еще у античных риторов. Именно с изобретения мыслей начинается хорошая речь. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна речь с их изложением. Точно подметил В. Гюго: "От полноты мысли зависит богатство речи". Отсутствие мыслей, достойных выступления, справедливо расценивается как пустая болтовня.

Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Имеет большое значение, кому говорить. Ведь цель оратора - воздействовать на сознание слушателей. Поэтому важной частью подготовки выступления является анализ аудитории и ее интересов. Без заинтересованности слушателей бесполезно рассчитывать на успех выступления. Говорить следует о том, что заинтересует аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так хороший оратор исходит из интересов слушателей.

(Слайд № 63)

Всякое выступление должно иметь стержневую идею, которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией. Когда слушатели знают цели, которые ставит выступающий, это усиливает их внимание.

Прежде чем исполнять симфонию, дирижер добивается чистоты звучания основных аккордов. Так и для оратора важно, чтобы стержневая идея была ясна для слушателей.

Стержневая идея имеет большое значение и для самого выступающего, являясь связующим звеном для отдельных положений его речи. Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех (если только они не взаимосвязаны).

Не пытайтесь "втиснуть" слишком много материала в ограниченное время. Помните: "Где мало слов, там вес они имеют" (Шекспир). Просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Нередко трудно использовать в выступлении весь имеющийся материал, поэтому он должен быть отобран исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться с ним после доклада.

(Слайд № 64)

Отбирая материал для выступления, уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: "Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше". Если время выступления не ограничено, то это не означает, что можно не заботиться о продолжительности выступления.

4. Репетиция публичного выступления (Слайд № 65)

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать. Профессор Н.А. Рожанский описал встречу с ним незадолго перед выступлением того в научном обществе в 1913 году.

Павлов попросил Рожанского прочесть вслух, написанную Иваном Петровичем речь, которую тот должен был произнести вечером. Во время чтения Павлов внимательно следил за каждым словом, стараясь представить, как оно будет восприниматься слушателями. Вечером Павлов не читал, а говорил свою речь, но, как показалось Рожанскому, говорил почти слово в слово то, что было в написанной речи. Как видим, выдающийся физиолог придавал большое значение репетиции выступления.

Можно пригласить на одну из заключительных репетиций кого-либо из своих друзей, способных указать на недостатки вашего выступления, манеру держаться и в особенности на слова-паразиты ("так сказать", "эта самое" и т.д.). Не стоит реагировать на замечания болезненно, так как они - для вашей же пользы.

Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: "Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле".

Даже выступая "без бумаги", рекомендуется кое-что зачитывать. Прежде всего - цитаты и цифровой материал. Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильными аргументами. Малейшая неточность может изменить заложенный в них смысл и следующие из них выводы. Например, ошибка в цифре, или простая перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова - все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называется "передергивание" (фактов). При разоблачении ссылаются на память или оговорку.

5. Сбор и изучение материала – следующий этап в подготовке к речи.

(Слайд № 67)

Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала. Но не стоит отождествлять сбор материала и сбор информации. Ведь изучение материала – это не столько чтение различных книг, сколько определение собственных мыслей и идей по конкретному вопросу. Также очень важно составить план-конспект, выписывая интересные моменты и т. д. Следует помнить, что выступление состоит из вступления (начала), основной (главной) части и заключения (завершение речи).

(Слайд № 68)

Оратор должен быть грамотным, начитанным человеком, имеющим большой словарный запас. Никогда не используйте в публичной речи значение слов, которых не знаете, чтобы не попасть в неловкое, смешное положение.

Иногда приходится заучивать речь: когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Например, приветствие на торжественном мероприятии, банкете с деловыми партнерами, при якобы импровизированном выступлении.

Если речь небольшая, то это сделать сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием "выступление с опорой на текст".

Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

Также удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.

Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой – слушатель, или аудитория .

Эти формы состоят из реплик. Наиболее употребительные виды реплик диалогической формы устной речи – побудительные и вопросно-ответные.

Монологические формы устной публичной речи характеризуются удаленностью собеседников, отсутствием их непосредственного общения. Если диалог чаще всего подразумевает разговор двух лиц, тем или иным образом связанных между собой, то монолог адресуется целому ряду лиц, возраст, образование и состав которых разнообразны и неоднородны. Этот факт не позволяет рассчитывать на непосредственное понимание и заставляет пользоваться традиционными формами литературного языка. Монологическая форма построения текста теле– и радиопередач отличается от формы построения текста газеты тем, что монолог на телевидении и радио всегда ориентирован на невидимого собеседника. В основе ораторского искусства лежит публичная речь.

Прежде чем говорить об особенностях такой разновидности устной речи, как публичная, необходимо рассмотреть вопрос различия устной и письменной речи.

Озвученная письменная речь не является речью устной. Озвученная письменная речь воспринимается слушающими не более чем на 50 %.

Основным орудием устной речи является звук. В звучащей речи важны интонация, изменение высоты тона, усиление и ослабление звука, логические ударения, темп и т. д.

Своеобразие устной речи заключается в том, что в связи с расширением своей сферы действия, проникновением в публицистику, науку в устной речи стали сочетаться средства книжного и разговорного стилей. В устной речи стили колеблются, в такой речи оказывается возможным совмещение языковых средств, которые считаются несовместимыми по признанным стилистическим нормам.

В публицистике, на радио и телевидении взаимодействие стилей должно быть разумным, сдерживаемым, так как здесь существуют сознательный выбор средств выражения и более или менее тщательный отбор языковых средств. Письменная речь готовится заранее, ее можно исправлять, пользуясь словарями и справочниками. Речь, произведенная в устной форме, не дает возможности исправить ошибку без ведома слушающего. Для корректировки устной речи практически нет времени, так как часто формирование мысли и ее воспроизведение вслух происходит в одно и то же время, а это в свою очередь требует владения навыками правильной и связной речи.

И в заключении хочется привести совет Дейла Карнеги: Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз — растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками — так вы лучше его запомните.

VII. Рефлексия.

- Итак, подведем итоги. Чем должен обладать оратор, чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории?

Оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них: (учащиеся отвечают, учитель при необходимости поправляет и обобщает)

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

(Запись в тетрадь для творческих работ)

VIII. Пояснение домашнего задания.

- Сегодня мы с вами не случайно вспоминали достаточно подробно публицистический стиль речи. Вы записали домашнее задание, в котором вам предлагается подготовить письменно публицистическое выступление. Представьте, что вы оратор, и вам необходимо выступить перед публикой.

Учащимся предлагается составить небольшое публицистическое выступление, в котором они должны учесть особенности ораторской речи на тему:

“Какие поступки, по-вашему, роняют достоинство человека?”

“Что значит жить по совести?”

(или можно любую другую тему на выбор, например, это могут быть)

проблемы экологии, нравственного и физического здоровья граждан, национальных отношений, проблемы этики, развития современного искусства и др.

Время выступления не более 2 минут (1 печатный лист, не больше).

Публичное выступление на общественно значимую тему готовится дома. Формы проверки этого задания (выступления отдельных учеников, микроконференция “круглый стол” и т.п.) определяются учителем. Оценивается при этом, естественно, не только содержание речи, но и манера ее произнесения, способы воздействия на аудиторию, установление с ней контакта, эмоциональность и выразительность выступления.

IX. Подведение итога

- Сегодня мы говорили с вами об особенностях ораторской речи. Тема эта очень обширная и, несомненно, важная и интересная. Каждый из вас, я думаю, хотел бы говорить так, чтобы его всегда слушали с большим вниманием. Мы сегодня поговорили только о некоторых аспектах подготовки публичной речи. В этом вопросе немало тонкостей, о которых невозможно сказать за два урока. На других уроках мы продолжим эту работу. А те, кто очень заинтересовался этой темой, можете подойти ко мне, я дам вам список интересующей литературы.

Приложение 1

Приложение 2

Презентация

Литература

  1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.
  2. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 160с.
  3. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002.
  4. М. Гаспарова, В. Борухович “Ораторское искусство древней Греции”, г. Москва, из-во “Художественная литература”, 1985 г.;
  5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989.
  6. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн.пособие для учащихся 8-9 классов ооу. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996г.
  7. Е. Ю. Махницкая “Сочинение, отзыв, эссе” пособие для подготовки к ЕГЭ, Ростов-на- Дону, “Феникс” 2004
  8. С.И. Радциг “История Древнегреческой литературы”, Москва, из-во “Высшая школа”, 1969 г.;
  9. П. Сопер Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992.
  10. И. А. Стернин Практическая риторика издание второе Воронеж 1996
  11. http://ru.wikipedia.org
  12. http://www.allbest.ru/
  13. http://www.orator.ru