Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель урока Способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев
Задачи
  • рассмотреть причины, ход, итоги и значение борьбы русских земель с западной угрозой
  • продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.
  • воспитывать чувство патриотизма, любви и преданности своей Родине.
Оборудование:
  • Мультимедиапрезентация “Борьба Руси с крестоносцами”
  • Раздаточный материал: кроссворд “Ливония” (История России с древнейших времен до конца XVIII века. Дидактические материалы. М, 2000. С.58.)
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник . М., 2010
  • Данилов А.А. Косулина Л.Г.История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. М., 2011

Сценарный ход урока

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Изучая историю средних веков, мы познакомились с понятием крестоносцы. Давайте вспомним.

  • Кого называли крестоносцами?
  • Какие цели они преследовали?
  • Что такое духовно-рыцарский орден?

Сегодня мы с вами поговорим о том, как складывались отношения Великого Новгорода с западными соседями. Выясним причины этих отношений, узнаем об основных событиях.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

2.1. Рассказ учителя (слайд 2)

Земли Прибалтики давно интересовали европейских феодалов. В середине XII века на берегах Финского залива появились шведы и приступили к покорению финских племен. В 1164 году шведские отряды вторглись в Новгородские земли, но были разбиты новгородским ополчением.

Эти территории интересовали и немецких феодалов. Они откликнулись на призыв папы римского обратить в католичество прибалтийские племена. В 1200 году отряды крестоносцев высадились в устье Западной Двины. В 1201 году они основали крепость Рига. Вскоре на этих землях образовался Орден меченосцев. Следом за меченосцами на земли балтийских племен пришли рыцари Тевтонского ордена. В 1237 году оба ордена объединились в один – Ливонский.

2.2. Работа в группах. (Приложение 2)

Выполнив задание, вы узнаете, что собой представляло это государство.

2.3. Рассказ учителя (слайд 3)

Покорив язычников Прибалтики, рыцари устремили взоры на Северо-Западную Русь.

В июле 1240 года в устье Невы прибыла шведская флотилия. Во главе шведов стоял опытный военачальник – герцог Биргер. В Новгороде во главе войска стоял молодой 20-летний князь Александр Ярославович. Он скрыто двинул свое войско на врага. 15 июля состоялась Невская битва. Внезапным ударом конная дружина Александра обрушилась на шведский лагерь на берегу, а пешее новгородское ополчение по сходням бросилось на корабли противника. Вражеское войско было наголову разбито, его остатки спешно бежали на уцелевших кораблях. Мужество и героизм молодого князя и русских людей отражены в житии Александра Невского (слайд 4)

2.4. Работа в группах (Приложение 3).

В учебнике на с.113-114 размещен отрывок из “Повести о Житии Александра Невского”

  • 1-я группа. Прочитать отрывок и ответить на вопрос: о каких подвигах в битве на Неве говорится в документе.
  • 2-я группа. Прочитать отрывок и ответить на вопрос: какие слои населения принимали участие в Невской битве.
  • 3-я группа. Прочитать отрывок и ответить на вопрос: каковы причины победы русских войск в Невской битве.

2.5. Рассказ учителя (слайд 5)

Новгород встретил победителей торжественно. С той поры Александра Ярославовича стали называть Невским. Но опасаясь усиления князя, новгородская верхушка попросила князя вернуться в Переяславль – Залесский.

Тем временем над новгородскими землями возникла новая угроза. В наступление пошли рыцари Ливонского ордена. Они захватили Изборск, Псков и оказались в 30 верстах от Новгорода. Жители города вновь запросили помощи у Александра Невского. Зимой 1241-1242 года князь освободил Псков, изгнал рыцарей из Изборска. Чтобы полностью обезопасить Новгород предстояло дать генеральное сражение. Оно состоялось 5 апреля 1242 года на Чудском озере.

Противники хорошо знали тактику друг друга. Немцы как обычно выстроились клином. Русские называли это построение “свиньей”. (слайд 6) Впереди и по бокам конные рыцари, внутри строя – легковооруженная конница. Передовые рыцари вклинивались в строй противника, вносили смятение, а затем пехота завершала разгром неприятеля. Порядок построения русских дружин немцам тоже был известен. Но Александр этот порядок изменил. Он не стал, как обычно, укреплять центр, а поставил позади строя пехотинцев обозы о повозки. Зато усилил фланги. А часть войска скрыл за огромным Вороньим камнем. Началась битва. Немецкий клин, наткнувшись на обозы и повозки, рассыпался. По флангам ударила русская конница. Рыцари, повернув коней, бросились бежать. Не выдержал апрельский лед, рыцари проваливались в воду. До 400 рыцарей погибло, 50 знатных немцев было взято в плен. (Слайд 7)

Битва вошла в историю под названием Ледовое побоище. Жители Новгорода встречали с радостью победителей.

Так в результате Невской битвы и Ледового побоища было остановлено продвижение крестоносцев на русские земли. Память об этих событиях на века осталась в памяти народной. Александр Невский был причислен к лику Святых. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского. В Новгороде, Пскове, Изборске стоят памятники выдающемуся полководцу (слайд 8, 9).

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа в парах. Выполнение задания в рабочих тетрадях. С.39. Задание 3. (Приложение 4).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Д/з параграф 13. На основе известных поступков и фраз Александра Невского попробуйте определить его личные качества. Какие из них вам симпатичны, а какие, возможно, нет. Почему?