"Твои игрушки (озорной товар). Сергиевская матрешка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:

  • дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи,
  • развивать творческие способности детей.

Оборудование урока:

для учителя: образцы изделий промыслов, гуашевые краски, кисти (мелкие и крупные), шаблоны, методические таблицы;

для учащихся: гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, клей ПВА.

Музыкальный ряд: произведения русской народной музыки, частушки, П.И.Чайковский «Детский альбом».

Литературный ряд: загадки, пословицы, стихотворения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся

Проверка готовности к уроку.

2. Вводная беседа.

Литературное слово.

Загадка.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка).

В Загорском музее игрушки можно увидеть первую русскую матрёшку-девочку в зелёном сарафане и в белом фартуке, голова повязана скромным платочком. Лицо круглое, весёлое, доброе.

Город Сергиев Посад издавна славился игрушками. Сергиевские игрушки трынкали и пищали, поражали выдумкой и мастерством и всегда имели своё лицо. Их было не трудно отличить от других. И отличали: никто не уезжал без игрушки из этого игрушечного царства.

Мы смотрим на сергиевскую красно-жёлто-зелёную матрёшку и дружно хвалим её, какая она красивая, живая…

Кто «работает» матрёшку сейчас?

Матрёшечный цех (удивительно звучит) состоит из двух цехов. В первом, деревообделочном, на токарных станках вытачивают фигурки из липы. Стружка летит на пол, источая медовый лесной запах. Вокруг станков и людей сугробы этой стружки. Отсюда чисто ошкуренные, сладко древесно пахнущие фигурки поступают в роспись.

В раскрасочном цехе матрёшек расписывают гуашью прямо по дереву. Мастера работают по операциям. Это значит, отдельно рисуют платочки. Отдельно рукавички. Юбочки. Фартучки. Работа тщательная, тонкая.

Отсюда, из цеха, матрёшки, покрытые лаком, яркой, весёлой толпой отправляются в разные концы света.

Кто-то из западных писателей назвал матрёшку загадкой и символом России. Дескать, перед вами кукла, но это только кажется… Внутри ещё. И внутри ещё. И ещё… И нет конца, даже страшновато. Так простая, наивная деревянная игрушка наполняется таинственным смыслом, секретом, которого нет. Ибо весь секрет матрёшки заключается в том, что она добра, сделана добрыми руками, с улыбкой, выросла среди трав и цветов. Тем и сильна.

3. Практическая работа.

-Сегодня мы с вами будем авторами-художниками Сергиевской матрёшки.

Составим план выполнения работы.

1) По шаблону обведём контур матрёшки.

2) Нарисуем одежду: сарафан, передник, на голове - платочек.

3) На лице аккуратными штрихами наметим глаза, нос и рот.

Физкультминутка.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивание – руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивание – руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

4) Выполняем самостоятельно рисунок матрёшки в цвете. Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала раскрасим платок. Теперь аккуратно закрашиваем юбочку, фартук. Когда краска высохнет, наносим узор на платочек, по краям юбки. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

5. Организация выставки детских работ.

- Получилась настоящая ярмарка, на которой матрёшек и продавали.

На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!

- В чём, по вашему мнению, заключена красота матрёшки?

Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки.
Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрёшки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.

- Получилась девочка, розовощёкая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, в платке с цветами. Так родился радостный образ крестьянской девочки, покоряющей своей искренностью и простотой. Ну ни дать ни взять – русская матрёшка. Матрёна, имя в то время очень распространённое.

«Русские Матрёшеньки, девицы белёшеньки, все с аленькими щёчками, покрытые платочками».

6. Итог урока.

- С каким центром народного творчества по изготовлению матрёшек вы сегодня познакомились?

- Кто запомнил отличительные особенности росписи этих матрёшек?