Классный час "Профориентация школьников"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: помочь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

В мире насчитывается около 40 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина. Сейчас большая редкость – пишущая машинка. Ей на смену пришел компьютер.

II. Вопросы ученикам.

– Что же такое профессия?

(Деятельность, направленная на пользу обществу.)

– Какие профессии вы знаете?
– О каких профессиях говорили на уроках по различным предметам?
– Вспомните пословицы о труде, которые у вас на слуху и объясните, что означают они.

Терпение и труд – все перетрут.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Не тряси яблоко, пока зелено: созреет – само упадет.
Кто рано встает, все грибы соберет, а сонливый пойдет за крапивой.
Куй железо, пока горячо.
Поспешишь – людей насмешишь.

III. Учитель – поговорим о классификация профессий.

Ребята, обращали ли вы внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателям книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг.

На уроках биологии изучается классификация животных и растений, на уроках химии – классификация химических элементов. Классификация – это осмысленный порядок вещей.

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк В.Н. Татищев предложил свою квалификацию видов профессиональной деятельности:

  • нужные и полезные науки (образование, здравоохранение, экономика, право, сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • увеселяющие науки (литература, искусство);
  • тщетные и вредные науки (алхимия, астрология, колдовство).

К сожалению, и в наше время наивные и малогабаритные люди пользуются услугами колдунов, нанося тем самым непоправимый урон своему здоровью и здоровью близких и материально поддерживая современных шарлатанов.

Какие еще есть виды деятельности, приносящие вред? Почему люди соглашаются заниматься делом, не приносящим пользы?

Какие современные профессии Татищев назвал бы увеселяющими? Как вы думаете, за 200 лет их стало больше или меньше? Почему?

На доске написаны слова: инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

Найдите и подчеркните слова, обозначающие профессии.

1) Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, учитель, слесарь, врач – профессии.
2) Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.
3) Учитель начальных классов и учитель физкультуры – разные специальности одной профессии – учительской.
4) Терапевт и хирург – специальности профессии врача.
5) Почему дворник и курьер – не профессии? (Потому что не требуют обучения.)

Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: по месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе.

IV. Слово учителя – поговорим о профессиях 21 века.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать о ней как можно больше. Вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии?

Андеррайтер – (в буквальном переводе с нем. "подписчик"): 1) гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество вновь выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи инвесторам; 2) в страховании – лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска.

Веб – дизайнер – разработчик проектов сайтов.

Девелопер – специалист по операциям с недвижимостью, занимается покупкой недвижимости и дальнейшей продажей или сдачей в аренду.

Джоббер – специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи – покупка и продажа акций.

Копирайтер – человек, разрабатывающий креатив в рекламе. В задачи копирайтера входят создание концепции рекламной кампании, рекламных текстов, слоганов, пресс-релизов и т.д.

Коучер – специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании.

Культуролог – исследователь взаимоотношений человека и общества.

Лоббист – посредник между финансовыми, политическими или профессиональными группами и госчиновниками, депутатами.

Логистик – спелиаст, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара, средств производства. Задачи логистика – разработка схемы товародвижения, поставок, расчет наиболее экономичных путей, координация основных подразделений. Главное требование – аналитические способности, оперативность мышления, также приветствуются коммуникабельность, самостоятельность, мобильность.

Медиа-байер. В обязанности медиа-байера входит работа со средствами массовой информации. Он занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и TV

Медиа-планер. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле.

Промоутер. Все видели симпатичных девушек в ярких майках и бейсболках с логотипами известных фирм, угощающих прохожих, посетителей магазинов и кафе сигаретами, печеньем и шоколадом; раздающих образцы новых видов косметики и предметов гигиены. Это и есть промоутеры, или, на профессиональном слэнге – промо– девушки.

РR – агент – специалист по рекламе и связям с общественностью.

Сомелье. Слово французское, адекватного перевода на русский нет, потому что ни в одном другом языке мира такого понятия просто не существует. Одна из главных обязанностей сомелье – формирование винной карты (перечень имеющихся напитков). Содержание винной карты ни в коем случае не должно расходиться с содержанием винного погреба, запасы которого необходимо регулярно пополнять. Сомелье отвечает за хранение вин в винном погребе, поддерживает для каждого из напитков необходимую температуру и определенный режим влажности и порой в ресторане с большой винной картой он один знает, где находится та или иная бутылка

Специалист бэк-офиса (Back Office). Задачей бэк-офиса является документарное оформление и сопровождение сделки, заключенной трейдерами компаний – контрагентов (фронт-офис). Что же входит в непосредственные обязанности специалистов бэк-офиса? Во-первых, специалист бэк – офиса ведет журнал регистрации сделок, оформляет договоры купли-продажи ценных бумаг определенного эмитента. Во-вторых, по заключенному договору должна произойти перерегистрация ценных бумаг, т.е. передача прав собственности от продавца к покупателю.

Трейдер. Trader – торговец (англ.). Трейдер в самом общем смысле этого слова, – крупный торговец, посредник между производителем (владельцем) и покупателем. В международной практике трейдером называется лицо (предприятие), совершающее сделки от собственного лица. Лицо (предприятие), выполняющее чужие заказы на покупку-продажу, называется брокером. В отечественной практике гордым словом трейдер называли себя все.

Фандрайзер – тот, кто ищет деньги и возможности для организации.

Хед-хантер (Head-hunter) – Охотник за головами (англ.). В принципе, хед-хантер, как и рекрутер, выступает посредником между работником и работодателем. Хед-хантер также ведет предварительные переговоры с клиентом по поводу условий работы и оплаты труда.

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Давайте проанализируем некоторые профессии.

– Какое значение имеет эта профессия для общества?
– Какой труд в ней используется?
– Имеет ли профессия медицинские противопоказания?
– Какими качествами должен обладать профессионал?

Вывод: для достижения успеха в профессиональной деятельности важна мотивация. В основе любой мотивации лежат потребности человека.

V. Слово учителя – чтобы правильно выбрать профессию, надо:

1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии.

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.