Урок музыки по теме "Путешествие в музыкальный театр". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цели урока: Сформировать представление учащихся о музыкальном театре.

Задачи урока :

Образовательные задачи:

  • Выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний.

Развивающие задачи:

  • Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся.
  • Развитие чувства ритма, творческих способностей.
  • Развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.
  • Способствовать формированию умения работать с интерактивной доской.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса, любви к искусствУ.:
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Форма урока: Урок-путешествие.

Оборудование урока:

  • Электронная доска Smart Board, компьютер, проектор.
  • Презентация.
  • Синтезатор.
  • Буклет-подарок “Музыкальный театр”.
  • Видеофрагменты:
    – Увертюра из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки;
    – отрывок из балета “Шопениана” на музыку Ф. Шопена;
    – Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” из оперы “Садко” Н. А. Римского-Корсакова.
  • Аудиозаписи:
    – Марш из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского;
    – Фонограмма песни “Волшебный мир искусства” муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжевой;
    – Вальс цветов из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского.

Межпредметные связи: Музыка, литература, изобразительное искусство.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися:

Учащиеся будут иметь представление о крупнейших театральных центрах мирового значения, познакомятся с театральными профессиями, выявят особенности взаимодействия музыкального искусства с различными видами искусств, сходные и отличные черты оперного и балетного спектакля, исполнят простейшие ритмические рисунки на шумовых инструментах.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие.

(Учитель исполняет музыкальное приветствие на мотив произведения Ж. Бизе “Марш Тореадора” из оперы “Кармен”):

Здравствуйте, дети, вам всем рада я!
Музыка вас вновь позвала.
Будем с вами петь и танцевать,
На инструментах играть.
Волшебных звуков мир к себе влечет.
В спектакль нас зовет!

II. Активизация имеющихся знаний.

Учитель: Ребята, узнали вы это произведение? (Учащиеся отвечают, что это фрагмент из оперы “Кармен” Ж. Бизе.)

У.: Правильно. А кто-нибудь из вас бывал в театре? (Ответы учащихся.)

У.: Сегодня я всем предлагаю виртуально посетить музыкальный театр. <Рисунок 1>

У.: Назовите мне, пожалуйста, какие спектакли мы сможем увидеть, если побываем в театре? <Рисунок 2>

Дети: Кукольный спектакль, Драматический спектакль, Теневой спектакль, опера и балет.

У.: В зависимости от того, какой вид спектакля вам покажут, театры разделяют на несколько видов.

(Учитель вызывает к доске ученика, чтобы выполнить Задание № 1: Соотнести название спектакля с названием театра). <Рисунок 3>

У.: В каждом крупном городе есть театр оперы и балета. А сейчас я хочу познакомить вас со всемирно известными театрами. <Рисунок 4>

У.: Обратите внимание, какие они красивые, каждый со своеобразной архитектурой. Ла Скала в Милане в Италии, Гранд-Опера в Париже во Франции, Венская государственная опера в Австрии, Сиднейский театр стоит прямо на берегу океана, и в Нью-Йорке очень интересное современное здание Метрополитен-оперы.

У.: А какие русские театры вам знакомы?

Д.: Мариинский императорский театр в Санкт-Петербурге. И самый главный театр нашей страны – Большой театр в Москве. <Рисунок 5>

У.: А теперь мы отправимся в волшебный мир музыкального театра.

III. Работа по теме урока.

У.: Давайте подойдём к театральной афише. Для чего она нужна? <Рисунок 6>

Д.: Афиша – объявление о спектакле, концерте или других представлениях. Глядя на нее, мы сможем узнать, что идет в театре.

У.: Посмотрите, о чем может рассказать нам театральная афиша?

Д.: На афише указывается названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата.

У.: Посмотрите на наши афиши и скажите, как называются произведения, представляемые в нашем театре? Назовите их жанры и авторов? (Ответы учащихся.)

У.: А теперь давайте зайдём в помещение театра.

У.: Сначала мы попадаем в фойе. Это просторный зал, где обычно зрители ожидают начало представления. В фойе можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра. Затем мы услышим звонок, который даст сигнал, что можно занять свои места в зрительном зале. <Рисунок 7> Всего в театре подается 3 звонка перед началом спектакля. Посмотрите, какой большой зал в театре, огромная люстра освещает зал, но во время представления она погаснет. Зачем выключают свет в зале?

Д.: Свет горит только на сцене, чтобы зрители смогли всё хорошо рассмотреть.

У.: В зрительном зале театра много мест для зрителей и внизу и на несколько этажей вверх располагаются зрительские кресла. Весь зал разделяется на зоны. (Учитель с помощью инструмента “Перо” показывает основные составные зрительного зала театра). <Рисунок 8>

У.: В театре существуют какие-либо правила поведения? Как в театре надо себя вести? (Ответы учащихся.)

У.: Да, вы правы. В любом театре соблюдается театральный этикет. Посмотрите на доску, все ли правила нам знакомы? Ничего не хотите дополнить? <Рисунок 9> (Ответы учащихся.)

У.: В фойе театра можно купить театральную программУ.: В ней, как и на афише, указаны название спектакля, музыкальный жанр, автор, дата проведения представления. На внутренней странице действующие лица и актеры, занятые в представлении и даже имя художника.

У.: Ребята, а зачем в театре художник? В чём заключается его работа?

Д.: Рисует декорации, эскизы костюмов, изготавливает бутафорские изделия.

У.: Можно ли без него обойтись?

Д.: Нельзя, спектакль будет не красочным, не интересным.

У.: А теперь внимательно посмотрите на изображения на доске. Попытайтесь распределить их на три группы: эскизы, костюмы, бутафория. (К доске выходят 3 ученика и с помощью инструмента “Линии” соединяют изображения с ключевым словом.) <Рисунок 10>

У.: Одевая костюм героя, актер еще не до конца создает свой образ. Кто помогает актеру перед спектаклем измениться до неузнаваемости?

Д.: Гример.

У.: Гримёр – одна из самых интереснейших профессий. <Рисунок 11> Он может использовать бороду, усы, даже носы, сделать соответствующие морщинки на лице и из молодого человека получится старушка или забавное животное, король или нищий т.Д.:

У.: Какие еще театральные профессии очень важны для создания атмосферы спектакля? <Рисунок 12>

У.: Сегодня мы познакомились с некоторыми театральными профессиями. Можете их перечислить? (Ответы учащихся.)

У.:

Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё…

Д.: (хором) Режиссёр!

У.: В программе есть ещё литературный текст. Как называется этот литературный текст?

Д.: Либретто.

У.: Что такое либретто?

Д.: Краткое литературное изложение сюжета.

У.: Какие музыкальные жанры создаются на основе либретто?

Д.: Опера, мюзиклы, оперетты.

У.: Без чего ещё не может обойтись ни опера, ни балет? Что вперёд пишут музыку или либретто? (Ответы учащихся).

У.: Может композитор сочинить музыку без либретто? Почему?

Д.: Только после создания либретто композитор пишет музыку, т.к. там прописано содержание спектакля, главные герои и текст.

У.: В чьём исполнении звучит музыка в театре, при показе оперы и балета?

Д.: В исполнении симфонического оркестра.

У.: Мы привыкли на концертах видеть музыкантов на сцене, но в музыкальном театре они занимают особое место. Как называется место, где располагается оркестр? <Рисунок 13>

Д.: Оркестровая яма.

У.: Как называют руководителя оркестра?

Д.: Дирижер.

У.: Фамилия дирижера тоже обязательно указана среди тех, кто готовил спектакль.

У.: Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, сейчас зазвучит только музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля создаёт определённый настрой для просмотра спектакля.

У.: Кто вспомнит, как оно называется? <Рисунок14>

Д.: Увертюра.

У.: Давайте вспомним, где мы можем услышать увертюру?

Д.: Увертюра бывает перед началом балета, оперы, кинофильма или самостоятельным произведением.

У.: О чём нам рассказывает музыка увертюры?

Д.: В ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте.

У.: А теперь тишина. Занавес открывается…

(Просмотр видеозаписи Увертюры из оперы “Руслан и Людмила” М. И. Глинки). Приложение 1.

У.: Что вы испытывали, когда смотрели видеофрагмент из оперы?

Д.: -Восторг, удивление, очарование, помогает погрузиться в мир сказки…

У.: Какое настроение возникает у вас?

Д.: Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.

У.: Понравился вам этот фрагмент? Музыку узнали? Как называется? Напомните мне еще раз, какой оркестр исполнял увертюру? Давайте вспомним инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. (Ответы учащихся.)

У.: А хотели бы вы побывать сейчас в роли музыкантов театрального симфонического оркестра?

Д.: Да.

У.: Тогда сейчас мы поиграем с вами в игру “Мы веселые музыканты”. Правда, инструменты у нас сегодня будут шумовые, но зато музыка, под которую мы будем играть, самая настоящая. Это Марш из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского. <Рисунок 15> (Дети исполняют ритмические рисунки из партитуры на доске.)

У.: Молодцы! А теперь прошу вас внимательно посмотреть два видеофрагмента.

(Просмотр видеофрагментов: отрывок из балета “Шопениана” на музыку Ф. Шопена и Песня Садко из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.) Приложение 1.

У.: Какие театральные жанры здесь присутствуют?

Д.: Опера и балет.

У.: Прочитайте определение оперы и балета. Найдите общие признаки оперы и балета. <Рисунок 16>

У.: Выполните задание: красным цветом нужно подчеркнуть отличительные признаки оперы, а синим цветом – отличительные признаки балета. (Вызываются два ученика. Учащиеся у доски читают определения на слайде и выполняют задания с помощью инструментов “Перо”.)

VI. Подведение итогов

У.: Ребята, где мы сегодня побывали? (Ответы учащихся.)

У.: Что нового о театрах вы сегодня узнали? Какие виды театров бывают? (Ответы учащихся.)

У.: Назовите главные музыкальные театры нашей страны. (Ответы учащихся.)

У.: Какие помещения музыкальных театров открыты для посетителей? (Ответы учащихся.)

У.: На какие места в зрительном зале вам могут продать билет, а куда нет? (Ответы учащихся.)

У.: С какими театральными профессиями мы познакомились? (Ответы учащихся.)

У.: Какой оркестр, как правило, принимает участие в постановке музыкального спектакля?

Д.: Симфонический оркестр.

У.: Какие жанры спектаклей представляют в музыкальных театрах?

Д.: Опера и балет.

У.: Как правильно сказать: “Я слушаю или смотрю оперу, я слушаю или смотрю балет”?

Д.: Слушают оперу, а балет смотрят.

У.: Какие виды искусства объединяют опера и балет?

Д.: Музыка, литература, живопись хореография,

У.: Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью. (Исполнение песни “Волшебный мир искусства” муз. Александра Ермолова, сл. Ксении Кряжевой.) Приложение 3.

У.: К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.

V. Домашнее задание

Нарисовать свои впечатления от путешествия в мир музыкального театра.

У.: На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями театров, записью отдельных музыкальных терминов и правилами театрального этикета. Приложение 2. Слушайте музыку и будьте здоровы!

VI. ВыхоД.:

Звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П. И Чайковского.