Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный праздник, мы открываем Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты. Я приглашаю вас на экскурсию в первый зал музея.

Зал истории письменности

Экскурсовод: Приглашаем Вас в зал “Истории письменности”. Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:

Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Попробуйте прочитать вот это письмо (обращаются к зрителям).

Такое письмо рисунками называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.

Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов, и все их надо запомнить!

Третий этап развития письменности-звуко-буквенный, когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуются большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? Посмотрите на таблицу. На ней 33 буквы, но алфавит ли это? (Нет, потому что алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке, а здесь буквы стоят не по порядку).

Зал пунктуации

Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации! Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку: Эко диво: поглядишь – чистёхонько, поглядишь – гладёхонько, а станешь читать – везде задевается.

Правильно это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них.

Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. “Я сам все исправлю!” - заявил парикмахер, и , действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: “Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют”.

Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Почему?

Иногда постановка одной запятой может стоить человеку жизни.

Сценка “В королевстве пунктуации”

Придворный: Ваше Величество, Королева пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).

Федя: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве). Эй, ты каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: Федя.

Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь.

Федя: Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.

Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

Федя: Ой, подождите, подумать - то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре “Что? Где? Когда?” так и говорят: “Минута на размышление”. А тут жизнь решается.

Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то её, думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?

Федя(ставит запятые):Не надо, мне домой. Если можно.

Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя.(уходит)

- Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.

Зал частей речи.

Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено все, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.

Произнесите слово “темнота”, и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.

Все слова в русском языке объединены в большие групп, которые называются части речи.

Великий писатель М. Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.

Но, чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина “Ленительный падеж” думал иначе.

(ученик читает стихотворение)

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Простительный!

- Ребята, каких падежей, названных в стихотворении, нет в русском языке?

(Дети называют.На экране исчезают лишние слова.)

Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания. Нам было очень приятно!

Следующий раз, который мы посетим, называется “Зал современного русского языка”.

Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении её содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника...

Сценка “Иностранные слова”

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова.

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно): Салют, дерево!

Саша (недоуменно): Ой, где дерево?

Вова (объясняет): Это же ты, кореш!

Саша: Я не корень, я парень... Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова: Отпад!

Саша: Что???

Вова: Ну, ништяк!

Саша: Ой, а что это?

Вова: Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша: Что она прикидывает и кого клюет?

Вова: Ну, убойная чувиха!

Саша (испуганно): Она кого-то убила? Она, что - киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно): Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша: Это что- в карты поиграть?

Вова: Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки): Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова: Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша: Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно): Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша: Это я, наверное, ручкой испачкался.

Вова: Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша: С мочалками на хате? (Растерянно) это в бане с губкой?

Вова (кричит): Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша: Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова: Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит...

Саша: Я колбасу утром ел, это верно...

Вова: Ты что – упертый?

Саша (возмущенно): Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова: О! (хватается за голову) Ты меня своей тупостью просто убил

Входит Света.

Вова: Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно): Здравствуй, Вова!

Вова: В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится): Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова: Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света(непонимающе): Кто – потный?

Вова: Нет, вообще ты классная.

Света: А из класса я давно уже ушла.

Вова: Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша: Света, ты не бойся. Я тебе переведу, я, кажется, уже начала понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света: Я пойду в кино, но только на с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку).

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова: Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то...

Саша: Больше не будешь так разговаривать?

Вова: Больше не буду.

- Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но, к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь, что после посещения Музея русского языка вы поняли это и будете беречь родной язык от “иностранных слов”.

Закончить нашу сегодняшнюю экскурсию хочется словами И. Бунина:

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.

Презентация.

Список литературы.

  1. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы / Авт.-сост. Т.А. Чернова. – М.: Планета, 2012. – 208 с. – (Современная школа).