Ресурсный центр лицей № 77 – центр олимпиадного движения

Разделы: Администрирование школы


Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно - технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает нацеленность на способы и технологии, которые пригодятся в будущем, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых приобретаются навыки изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними.

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" отмечено: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. …Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…»

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Ресурсный центр «Химия+» - качественно новая образовательная структура, которая создана с целью эффективного использования материального и интеллектуального потенциала для решения актуальных и перспективных задач, стоящих перед современной школой.

Одной из лабораторий, созданных на базе ресурсного центра «Химия+» является межпредметная лаборатория - поддержки талантливых и одаренных детей.

Деятельность лаборатории направлена на выполнение основных положений Приоритетного национального проекта «Образование», национальной инициативы «Наша новая школа», целевых программ и Программы развития лицея; создание организационно-методических условий реализации программы «Одаренные дети».

В лицее был создан проект: «Наша новая школа: Ресурсный центр как фактор реализации основных направлений развития». Целями реализации проекта в данном направлении стали:

1.1. Разработка и апробирование Положения о «Психолого - педагогической поддержке талантливых и одаренных детей».

1.2. Разработка циклограммы деятельности лаборатории по поддержке талантливых и одаренных детей

1.3. Поддержка талантливых и одаренных детей.

Результаты реализации проекта

«Положение о психолого-педагогической поддержке талантливых и одаренных лицеистов» разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», основными направлениями Приоритетного национального проекта «Образование», Уставом МАОУ лицея № 77 для обеспечения уставной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Основная цель данного Положения – создание единого образовательного пространства лицея для повышения качества образования и создания оптимальных благоприятных психолого-педагогических условий для выявления талантливых и одаренных лицеистов, развития их интеллектуальных, творческих способностей и предотвращения перегрузки учащихся в период подготовки к конкурсам, соревнованиям, олимпиадам, конференциям.

«Талантливые и одаренные лицеисты - это учащиеся лицея, стремящиеся совершенствовать свои знания в определенной области науки и техники, искусстве, спорте, предметной области знаний; развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической работы под руководством ученых и педагогов лицея; и принимающие участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях районного уровня и выше» (Из «Положения о психолого-педагогической поддержке талантливых и одаренных лицеистов»).

Положение определяет содержание и организационные формы психолого-педагогической поддержки учащихся, участвующих в реализации исследовательских проектов, предметных олимпиадах, интеллектуально-творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.

В Положении определены формы поддержки талантливых и одаренных детей:

  • формирование индивидуального учебного плана для учащихся на период подготовки и участия в олимпиадах и конкурсах;
  • освобождение от домашних заданий;
  • медицинская помощь (витаминизация, физиопроцедуры, медикаментозная профилактика);
  • психологическая помощь (тренинг, упражнения индивидуальные и групповые с учетом психофизических и психоэмоциональных особенностей учащихся);
  • информационное сопровождение;
  • освобождение от зачетов и контрольных призеров и победителей предметных олимпиад;
  • материальное поощрение фондом «Пладис».

В рамках работы лаборатории осуществляется подготовка учащихся к предметным олимпиадам, проводятся учебные сборы. Педагоги, работающие по этому направлению, проводят предметные и межпредметные олимпиады школьников.

Задачами деятельности всего педагогического коллектива в рамках реализации проекта стали:

  • создание условий для проявления и развития интеллектуальной одаренности детей;
  • осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
  • признание того, что реализация системы работы с одаренными обучающимися является одним из приоритетных направлений в работе лицея;
  • организация постоянной работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в лицее с целью неуклонного снижения учебной и психологической нагрузки учащихся, охрана здоровья учеников.

Для реализации основных задач проекта ежегодно формируется план работы лаборатории, который включает мероприятия по организации подготовки и участия школьников в олимпиадах разного уровня и направленности, а также мониторинг и анализ деятельности педагогического коллектива в данном направлении.

С начала учебного года каждое методическое объединение и педагоги- предметники формируют команды для участия в предметных олимпиадах.

В сентябре проводятся «стартовые» встречи с будущими участниками олимпиад и конкурсов (прием администрацией лицея), организационные совещания с руководителями МО и педагогами по изучению нормативных документов.

На базе РЦ организуются и проводятся различные олимпиады и конкурсы:

  • школьный этап ВсОШ
  • школьный этап ООШ
  • школьный этап олимпиады ЮУрГУ
  • заочный тур Интернет - олимпиады на кубок Главы города
  • заочный и очный этапы областной Интернет - олимпиады и др.

После завершения каждого этапа формируется мониторинг и проводится анализ результативности выступлений учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах.

По результатам мониторинга в лицее дважды в год проходят праздники «Золотой фонд лицея», на которых награждаются учащиеся, ставшие победителями и призерами различных интеллектуальных программ и творческих конкурсов. Средства для награждения выделяет фонд «Пладис», созданный родителями лицея.

На базе ресурсного центра «Химия +» организуются и проводятся учебно-тренировочные сборы по подготовке учащихся к региональному и заключительному этапу ВсОШ по химии, а в этом учебном году действует круглогодичная школа олимпиадников по химии.

Таким образом, можно констатировать, что цели и задачи, стоящие перед лабораторией реализуются в полном объеме. По итогам проведенных мероприятий можно отметить активность участия значительной части педагогов лицея в олимпиадном движении. Результатом эффективной деятельности педагогов по реализации программы «Одаренные дети» является устойчивая тенденция увеличения количества призеров районных, городских и региональных олимпиад и конкурсов, а также расширение спектра интеллектуальных конкурсов.