Свойства кислорода

Разделы: Химия


Цель урока. Обучающие :
  • способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах;
  • реакция окисления, реакция горения, медленное окисление, оксиды;
  • сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам;

Развивающие:

  • умений увидеть проблему и найти пути её решения;
  • умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;
  • продолжить развитие самостоятельности, умения работать в парах и группах.

Воспитательные: способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Оборудование: целлофан ,кислородная подушка, химическая ложечка (2 шт.),порошок серы, красный фосфор, лучинка, спиртовка, спички, сливная кружка.

Дидактический материал: учебник“Химия 8 класс”Рудзитиса , электронный учебник 8 класс . Все в слайдах

План урока.
  1. Повторение.
  2. Изучение нового материала.
  3. Повторение.
  4. Итог урока.
Повторение. Тренировочная работа.

Определить валентность химических элементов с помощью пальцами (водород , алюминий , натрий , кислород , калий )

Работа с карточками : дать название химических формул (хлорид натрия , оксид железа оксид фосфора …)

Тест (групповая работа). (Презентация. Слайд 1)

1. Найдите правую часть уравнения химической реакции 4 Си +О2=

  1. 2СиО2
  2. 2Си2О
  3. СиО2
  4. Си2О

Ответ (2)

2. Найдите правую часть уравнения химической реакции 2Fe +3CI2 =

1) 2FeCI2
2) Fe2 CI3
3) FeCI3
4) 2FeCI3

Оответ (4)

3. Какое из приведенных уравнений химических реакций относится к реакциям разложения ?

1) 2 AI +6 HCI = 2AICI3+3H2
2) 2Mg +O2 = 2MgO
3) CaCO3 = CaO+CO2
4) Fe+CuCI2 = FeCI2 +Cu

Ответ (3)

4. Какое из приведенных уравнений химических реакций относится к реакциям соединения ?

1) CaCO3 = CaO+CO2
2) 2 AI +6 HCI = 2AICI3+3H2
3) Fe+CuCI2 = FeCI2 +Cu
4) 2Mg +O2 =2MgO

5. Чему равна масса 0, 1 моля алюминия

  1. 2, 7 г
  2. 0, 1г
  3. 260 г
  4. 540 г

Индивидуальная работа . Задача : При окислении хлором 11, 2 г железа можно получить хлорид железа (III) количеством вещества.

1) 0,2 моль
2) 0, 5 моль
3) 2 моль
4) 0, 1 моль

Дано

m(Fe)=11, 2 г ν= m:М

ν – ? М(Fe)= 56 а.е.м

ν= 11, 2 г : 56 = 0,2 моль Ответ (1)

 

Объявление темы урока.

 

Объяснение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадях.

Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли бы дети,
Теперь и вам известно – это ….! (кислород )

Демонстрационный опыт (целлофановый мешок, физические свойства )

Кислород О2 в нормальных условиях – газ без цвета и запаха

Характеристика кислорода (устно )

1. Химический знак – О
2. Химическая формула – О2
3. Период – 2
4. Ряд – 2
5. Группа 6а
6. Относительная атомная масса – 16
7. Порядковый номер +8
8. Заряд ядра – 26
9. Число протонов – 26
10. Число электронов – 26
11. Неметалл.
12. Произношение – о

Допишите уравнения химических реакций:
а) ... + O2 →CuO
б) Fе + O2 →...
в) S + ... →SO2
г) CuS + ... →SO2 + ...

Работа с помощью таблиц (Распространение элементов в природе )

Кислород.

1) в космосе – 92%
2) в земной коре – 1%
3) в виде соединений на земле – 49%:
4) в атмосфере – 0,0005%
1) в воздухе – 21%
2) в земной коре – 92%
3) в гидросфере – 89%
4) в живых организмах – 65%

  

Джозеф Пристли, Вильгельм Шееле, Антуан Лавуазье.

Они доказали , что в состав воздуха кроме кислорода и азота, входят еще 5 газообразные вещества .

Кислород на Земле – самый распространенный элемент.

Химические свойства.

Кислород взаимодействует с простыми веществами.

Демонстрация опыта (горение спички).

Запишем уравнение реакции:

C + O2 ––> CO2 демонстрационный опыт + порошок древесного угля


S + O2 ––> SO2 демонстрационный опыт + кристаллическая решетка серы


4P + 5O2 ––> 2P2O5 демонстрационный опыт + кристаллическая решетка оксида фосфора.

ОксидАгрегатное состояние (при н. у.)Цвет, Температура плавления, °С Растворимость в воде.

CO2 газообразное, бесцветный.

H2O жидкое, бесцветный.

P2O5 твёрдое, белый.

Cu2O твёрдое, красный.

CaO Твёрдое, белый.

Fe2O3 твёрдое, красно-коричневый.

SiO2 твёрдое, бесцветны.

Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество взаимодействует с кислородом

Проблемный вопрос:

– Какие признаки реакции вы наблюдали?
– Правильно, вы назвали признаки реакции горения, а теперь дополните свой конспект ещё одним определением:

Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

– Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?

– Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие вещества называют оксидами.

Запишите новое определение в тетрадь:

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Упражнений для пальчиковой гимнастики: Молекула , молекула – 3

Групповая работа по закреплению полученных знаний

Повторение. Групповая работа по закреплению полученных знаний.

Тест.

Газ без цвета, вкуса и запаха:
А) хлор,
Б)кислород,
В) оксид серы.

Реакция горения – реакция, при которой происходит с выделением … и … .

Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество взаимодействует с …

Ответ:
1) кислород,
2) теплота и свет.
3)кислородом.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

Вопросы.

  1. Процесс взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом.
  2. Английский ученый открывший кислород.
  3. Вещество поддерживающее горение.
  4. Тип реакции 2H2O —> 2H2+O2.
  5. Вещества, получающиеся при горении.
  6. Процесс сопровождающийся выделением тепла.
  7. Тип реакции горения серы.
  8. Самое распространенное вещество содержащее кислород.
Итог урока.
  • Составить кроссворд, ключевое слово которого “кислород”;
  • Сочинить сказку, стихи об огне или составить плакат, листовку о вреде пожаров, об осторожном обращении с огнём;

Вывод : Без кислорода беда: ведь он нужен для дыхания и горения, без него нет ни жизни, ни тепла. Это самое главное вещество на Земле.

– Урок завершён, всем спасибо.