Решение задач на движение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: Обеспечить условия для совершенствования умения решать и составлять взаимообратные задачи на встречное движение, на движение в противоположных направлениях и на движение вдогонку.

  1. Отрабатывать вычислительные навыки, развивать вариативное мышление, речь, коммуникативные способности, способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
  2. Прививать интерес к математике на основе расширения знаний родной реки Анабар, воспитывать любовь к своей “малой родине”, формировать умение работать индивидуально, в парах, в группе.
  3. Воспитывать усидчивость, культуру работы в группах, любовь к своей малой родине

Оборудование:

  • Карточки для индивидуальных и групповых работ,
  • ПК, проектор, интерактивная доска. Презентация, видеоролики, аудиозаписи.
  • Презентация с материалами урока,
  • Записи на доске, учебники, тетради

Подготовка к уроку.

Урок необычен тем, что содержательная основа учебником не обеспечивается, это региональный компонент.

Учитель должен:
– умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей, заранее подготовив фактический материал;
– распределить содержательный материал между учащимися согласно выбранным ими ролям;

План урока.

Содержание этапов урока Методы и формы работы
Организационный момент. Приветствие.
Мотивационное начало урока, выход на тему урока. Беседа.
Актуализация базовых знаний. Эвристическая беседа.
Изучение новой темы. Мини-сообщения учащихся.
Физкультминутка. Танцевальные движения животных и птиц Крайнего Севера.
Этап закрепления изученного материала. Работа в парах.
Подведение итогов. Итоги подводит учитель и ученики (рефлексия).
Домашнее задание. Составить задачи на движение, связанное с рекой Анабар.

Ход урока

I. Организационный момент.

С каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают карточки с изображением весёлых или грустных лиц человечков.)

– Здравствуйте ребята! У нас сегодня будет немного необычный урок. Мне хочется, чтобы вы поближе узнали свою малую родину. Как мы называем свой посёлок? Как называется наш улус “Анабарский национальный (долгано –эвенкийский) улус” .

– Где он располагается? (Презентация. Слайда 1)

– Как называется река, которая протекает по нашему улусу? (Анабар.)

– А кто знает, какова длина Анабара?

– Есть ли у неё притоки? А как называются?

– Вот об этом вы и попытаетесь узнать сами на нашем уроке, если расшифруете задания, которые я вам приготовила.

– С чего начнём наш урок? (С повторения пройденного материала.)

II. Создание ситуации успеха.

1. Фронтальная работа.

(Слайд 2–3)

Какие геометрические фигуры вы видите?

– На какие группы их можно разбить? (Плоские, объёмные.)

Какую работу вы можете предложить для класса, товарища? (Соотнести формулы с геометрическими фигурами.)

S = a х a;
V = a х b х c;
Р= a х 4;
Р= (a + b) х 2;
V = a х a х a;
S = (a+b) : 2;
S = a х b;
S = v х t;
P = a + b + c;
P = a х 3

(Взаимообратная связь. У каждого ребёнка свой набор карточек с формулами. Учитель показывает на геометрическую фигуру, называет, что нужно найти: площадь или периметр, а дети показывают соответствующую формулу.)

Соотнесите геометрические фигуры с данными формулами.

Какая формула лишняя? (Лишняя формула на движение.)

– Какие еще формулы на движения вы знаете?

Вот мы сейчас поиграем с вами в игру “Северное сияние” почему игра называется так, вы догадаетесь сами.

2. Работа в парах.

“Северное сияние”” – повторение связи между величинами: S, V, t Vудаления, Vсближения, Vсближения (движение вдогонку )

Каждый ученик берёт по 3 кружка из 6 предложенных и показывает кружок с символом другому, ученику, рассказывает, как найти данную величину. Первый ученик проверяет по обратной стороне кружка, где записан правильный ответ. Затем другой ученик, показывает первому ученику свой кружок и т.д.

Перед выполнением задания дать ученикам алгоритм работы.

– Как будем работать? По какому алгоритму будем работать в парах?

Алгоритм работы: Iв→ IIв.,→ IIв.→ I в. (Слайд 4)

– Что у нас получилось? (Северное сияние.) Да, сочетание цветов на наших формулах так походит на долганский узор, который представляет северное сияние.

– Для чего мы выполнили данное задание? (Вспомнить формулы на движение.)

– Кто при выполнении данного задания испытал трудности?

– Какой вывод для себя нужно сделать? (Хорошо знать формулы движения.)

– Зачем необходимо их знать? (Они нам помогают решать задачи связанные с движением.)

III. Актуализация знаний.

– Прочитайте стихотворение.

На уроке не ленись,
Ты за знания борись!
Да, бывает не легко,
Будешь умным ты зато!

(Слайд 5)

– Как вы понимаете эти строчки? (Высказывания детей.)

1. Групповая работа: (Слайд 6 – 9)

– Вот мы сейчас и посмотрим, как вы умеете работать на уроке.

– Как будем работать? (По группам.)

– Сейчас каждая группа получит задание.

– Прочитайте свои задания. Если нет вопросов по заданиям, можете приступить к работе.

1-я группа. Найти корни уравнений. Расположите их в порядке возрастания, и вы расшифруете название правого притока реки Анабар.  (Слайд 6)

р. Уджа длина 455 км.

Найдите сумму данных корней, то найдёте длину этой реки.

2-я группа. Расшифруйте название левого притока реки Анабар. (Суолама) (Слайд 7)

Л -1 /4 от 2800, (700);

О -2 /9 от 720 (160);

С – 17% от 5000 (850); у – число 1/5, которого равны 42, (210);

М – число 4/23, которого равны 20,(115);

А – число 16%, которого равны 64, (400).

850 210 160 700 400 115 400
             

Найдите сумму полученных значений и разности числа 2573, то получите длину этой реки. (700 + 160 + 850 + 210 + 115 + 400+ 400 = 2835 – 2573 = 265 (км).

3-я группа– работают над выражением, результатом решения которого, дети находят длину реки Анабар: (Слайд 9) (77838 + 3702) : (804 х 280 – 224214 ) х 30 – 1761 = 939 (км).

4-я группа – работает над нахождением площади и объёма болка, где живут рыбаки реки Анабара. (Слайд 8)

– Что такое площадь?

– Как найти площадь прямоугольника? (S =a х b) (36дм х 23дм = 828 дм2 )

– Как называется дом, в котором живут рыбаки? (Болок.)

– Найдите его объём, если высота равна 20 дм, ширина 23дм, длина 36дм. (V = 828 х 20 = 16560дм3)

2. Сообщение групп по сделанной работе. Работа с картой.

– Какова площадь и объём болка? (S = 828дм2; V= 16560 дм3.)

– Как называется правый приток реки Анабар. (Уджа.)

– А чему равна длина Уджи? (455 км.)

Кто сможет показать её на карте? (Учащиеся показывают.)

– Как называется левый приток реки Анабар. (Суолама.)

– А чему равна длина Суоламы? (265 км.)

Кто сможет показать её на карте? (Учащиеся показывают.)

– На сколько длина Уджи длиннее Суоламы? (455 – 265 = 180 км.)

– А чему равна длина реки Анабар (939 км.)

IV. Постановка цели урока.

Кто уже сможет определить тему и цель урока. Сформулируйте свою цель и цель урока.(Речь идет о километрах, мы вспомнили формулы движения значить будет решать задачи на движение ) (Слайд 10)

Физкультминутка (коррекция зрения Слайд 11).

V. Закрепление.

Фронтальная работа.

Возьмите карточку №1, рассмотрите первую схему. (см. Приложение 2. Слайд 12)

– Как двигаются объекты? (Навстречу друг другу.)

– Какие объекты могут двигаться с такой скоростью

– Как изменяется расстояние? (Оно уменьшается.)

– Какую скорость будем находить? (Скорость сближения.)

– Как её найдём? (Скорость двух объектов сложим.)

– Составьте по схеме взаимообратные задачи и решите их.

Коллективная проверка.

– Какое движение рассмотрели? (Встречное)

– Какую скорость находили? (Скорость сближения.)

VI. Физкультминутка.

Под музыку ребята делают движения птиц и рыб обитающих в реке Анабар.

VII. Закрепление.

Работа в групп.е

Следующее задание мы будем выполнять под девизом: Больше дела, меньше слов. (Слайд 13)

Составьте задачи связанные с нашей рекой Анабар. Мы с вами можем путешествовать летом только на лодке, а зимой на машине. Перед вами стоит задача рассмотреть случаи движения от нашего посёлка до Юрюнг – Хая и составить задачи на движения, а какой способ передвижения выбираете сами.

– На каком расстоянии от нас находится Юрюнг – Хая? (160 км).

– Давайте перед началом работы вспомним, с какой скоростью передвигается лодка по реке? (20–25–30 км/ч)

– Что необходимо учитывать, если идёт речь о движении по реке? (Учитывать движение по течению и против течения.)

– С какой скоростью движется машина по зимней дороге? (40–50 км/ч)

Приступайте к работе.

1-я группа составляют задачи на встречное движение.

2-я группа задачи на движение вдогонку.

3-я группа задачи на движение с отставанием.

А вид транспорта выбираете сами.

Защита задач каждой группы.

VIII. Самостоятельная работа по вариантам.

– А сейчас будем работать самостоятельно по вариантам. Возьмите карточки № 2 рассмотрите задания. Кто сможет рассказать какое задание предлагает нам карточка? (соединить стрелочкой схему с подходящим выражением, которое будет решением данной задачи. )

Индивидуальная работа по карточкам № 2. (Слайд 14–15) Взаимопроверка.

Затем дети сверяют свои ответы, с ответами записанными на доске.

сх. № 1 – 3 выражение

сх. № 2 – 4 выражение

сх. № 3 – 1 выражение

сх. № 4 – 2 выражение

– Как двигаются объекты? (Вдогонку.)

– Какую скорость находим? (Скорость сближения.)

– Как находим? (От большей скорости отнимаем меньшую скорость.)

– Кто безошибочно справился с этим заданием?

– Кто допустил ошибки?

IX. Рефлексия.

– Чему учились на уроке?

– Пригодятся ли наши знания по решению задач на движения будничной нашей жизни? (Да, мы можем рассчитать время прибытия в п.Юрюнг-Хая или с какой скоростью двигаться….)

– Какие задания ещё вызывают у вас затруднение?

– Достигли ли поставленной цели?

– Вы очень старались на уроке, преодолевая трудности, стремились к знаниям.

– Какая же задача стоит перед нами? (Учиться.)

– И мне хочется закончить урок таким высказыванием: “Ученье – везде найдёт примененье”.

– Покажите с каким настроением вы уходите с урока.

Домашнее задание. Составить задачи на движение, связанное с рекой Анабар.

 

 

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 6. Раздаточный материал.

Литература:

  1. Математика 4 класс – автор Л.Г. Петерсон.
  2. В.Н.Иванов, А.В.Егоров, Е.М.Махаров и др. Анабарский улус – Якутск 2005 г.
  3. Мостахов С.Е., Некрасов И.А. Словарь – справочник – Якутск 1990 г.