Многоликий Петербург

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


1, 2 слайд

Санкт-Петербург – красивый город,
Петром взнесенный над Невой,
Он всем ребятам очень дорог,
Мысли о нем всегда со мной.
Как звездочка, блестит наш Эрмитаж,
Как часовые – кони на мосту,
А Медный всадник – это просто клад,
Из Лахты привезенный монумент.
А если вспомним мы войну, блокаду,
Как город смело выстоял тогда,
И перенес огромную осаду,
Так будем же беречь его всегда.

3 слайд Велика роль предметов гуманитарного и эстетического цикла, таких как литература, музыка, изобразительное искусство, краеведение, история в изучении Всемирного природного и культурного наследия и связи этих предметов с внеклассной работой, в частности с экскурсионной деятельностью. Большую поддержку в изучении ВПКН оказывают нам социальные партнеры. Сегодня мы расскажем вам о нашем опыте, приведем примеры использования материалов ВПКН в нашей работе как учебной, так и внеклассной.
4 слайд Очень много произведений на уроках литературы изучают наши ученики, как известно, многие произведения так или иначе связаны с нашим городом – либо писатель жил и творил в Петербурге, либо действие происходит на улицах города. А увидеть все своими глазами, прочувствовать и пережить все то, что переживал литературный герой, это ведь так интересно! Именно такие вещи откладываются в памяти у ребят. Поэтому взаимодействие уроков литературы и экскурсионной деятельности необходимо. Как же правильно организовать работу по изучению культурного наследия, переданного нам предками.
5 слайд В начале творческого пути работы с классом, когда мы только знакомимся, провожу урок внеклассного чтения по рассказу Тэффи “Туристы родного города”. Рассказ поучительный. Героиня, долгие годы прожив в Петербурге, не помнила, когда она посетила Эрмитаж, напомнила ей об этом подруга, приехавшая посмотреть наш город. Подумав, героиня собрала вещи, сняла себе номер в гостинице и на неделю стала туристом родного города, о чем долгие годы вспоминала. После прочтения проводится беседа. Основной вопрос обсуждения: как в одном названии могут сочетаться слова: туристы и родной город. Дети высказывают свое мнение.

И в ответах многих звучит мысль: недостойно быть туристом родного города, но это возможно. Далее даем творческие задания: представьте, что вы стали туристом родного города, путешествие совершено, остались впечатления и фантазии. Вырежьте силуэт той достопримечательности, которая стала близка вашему сердцу.

После этого предлагаем детям оживить достопримечательность с помощью художественного слова, украсить ее образами, рифма послужит толчком к этому.

6 слайд Дети читают свои стихи и вешают силуэт на доску. Получается карта Санкт-Петербурга. Призываю детей не забывать, что они живут в Санкт-Петербурге. И вместе составляем план литературных экскурсий.
7 слайд 6 класс. По пушкинским местам (имение, могила Ганнибала, домик няни, домик станционного смотрителя)
8 слайд 7 класс. Некрасов в Петербурге (с посещением музея-квартиры)
9 слайд 8 класс. Город Пушкин. “Дней Александровых начало” (с посещением Лицея)
10 слайд 9 класс. Пушгоры
11 слайд Ф.М.Достоевский в Петербурге
12 слайд А.А.Ахматова в Петербурге
13 слайд За эти годы банк инновационных продуктов ОУ пополнен новыми разработками, программами. Если в 2009 году таких продуктов не было, то за эти годы творческие группы создали и реализовали 14 инновационных продуктов.
14 слайд Необходимо также связать уроки литературы и замечательные спектакли, поставленные в нашем городе. Нами был составлен план посещения спектаклей, связанных с изучаемыми произведениями. Таким образом, мы воспитываем любовь к прекрасному. Каждый поход в театр - это праздник, улыбка, радость.

5 класс. “Муму” (И.С.Тургенев), “Робинзон Крузо” (Дефо)

6 класс. Станционный смотритель” (А.С.Пушкин), “Приключения Гекльберри Финна” (М.Твен), “Барышня-крестьянка” (А.С.Пушкин), “Ночь перед Рождеством” (Гоголь)

15 слайд 7 класс. “Маленький принц” (Экзюпери), опера “Борис Годунов” (Пушкин)

8 класс. “Ревизор” (Гоголь), “Капитанская дочка” (Пушкин), балет “Ромео и Джульетта”

16 слайд 9 класс. “А-ка-кий” (по повести Гоголя “Шинель”), “Белая ночь” (Ф,М.Достоевский), “Горе от ума” (Грибоедов), опера “Князь Игорь”.

10 класс.”Бесприданница” (Островский), “Обломов”(Гончаров), “Господа Г” (Салтыков-Щедрин), “Мертвые души” (Н.В.Гоголь), “Вишневый сад” (Чехов), опера “Фауст”, опера “Евгений Онегин”

17 слайд 11 класс. “Мастер и Маргарита” (М.А.Булгаков), “На дне” (М. Горький), “Митина любовь” (И.А. Бунин), “Легкое дыхание” (И.А. Бунин), “Сашка” (В. Кондратьев)
18 слайд Очень важно, чтобы после посещения театров, мероприятие не было забыто. В 5-7 классах мы устно делимся впечатлениями, а в 8-11 классах пишем рецензии на спектакли. Очень важно, что мнения наших детей оставлены в книге отзывов в театре “Русская антреприза”, первое время дети боялись этого, но, видя, что я оставляю там свои впечатления, некоторые тоже стали делать попытки поделиться мнением.
19 слайд Хочется отметить, что за 4 года вырос интерес учащихся к таким видам работ как отзывы и рецензии после посещения краеведческих мероприятий с 15 до 90%
20 слайд Мы часто восторгаемся нашим городом, его красотами, это замечательно, но есть еще одна сторона, о которой никогда нельзя забывать, работая над образом нашего города. Когда-то мне попались слова Д.С.Лихачева “Среди гуманитарных наук, которые преподаются в школе, особенная роль должна отводиться тем, что воспитывают нравственность”. На мой взгляд, именно литература должна развивать в ребенке душевные качества, учить сопереживать героям.
21 слайд Приведу в качестве примера 2 произведения художественной литературы 19 и 20 веков. Повесть “Шинель”, входящая в цикл “Петербургские повести”. Предлагаем детям совершить прогулку по Невскому проспекту Гоголя, по которому гуляют усы и бакенбарды, фраки и чиновничьи мундиры, дамские рукава, похожие на воздушные шарики. Расскажем о Невском проспекте. Но потом ставим учебную задачу и говорим, что гулять мы будем по Невскому проспекту Гоголя, но обратим внимание не на достопримечательности, а обратимся к человеку, маленькому петербургскому чиновнику, А.А., который бредет со службы через толпу фраков и мундиров. И в конце урока ответим на вопрос: “Почему человек может быть так одинок среди людей?”. На этом уроке мы используем разные приемы: это и кроссворд-карта, и иллюстрации Невского проспекта, презентации, но самый важный момент урока, на мой взгляд, когда дети графически рисуют сцену “Кража шинели” и обосновывают рисунки. Самое страшное, что произошло исчезновение человека. Вот он образ не только пышного Петербурга, но и бедного.
22 слайд Не только в 19 веке мы можем столкнуться с такой ситуацией. 20 и 21 век порок также жесток. И современный драматург Разумовская написала замечательную пьесу “Домой”, ее нет в школьной программе, но в качестве материала для внеклассного чтения мы можем ее использовать. В нашем городе был театр молодых актеров Светланы Крючковой, который поставил спектакль по этой книге. Это история о жизни, вернее существовании ребят, по разным причинам оказавшихся на улицах “гостеприимного Питера. Происходящее на сцене, как осколки битого стекла, врывается в темный зал, раня всех. Спектакль для старшеклассников, конечно, он показывает наш город с другой стороны. И наши дети должны уметь сочувствовать тем, кому плохо, и понимать, что есть рядом их сверстники, потерянные в этом большом мире. Реакция у детей была очень положительная.

Таким образом, мы видим, что наш город может быть разным: сказочным и загадочным, жестоким и темным.

23 слайд За время работы над темой “Всемирное природное и культурное наследие” увеличилось количество детей, выбирающих для сдачи ЕГЭ предметы гуманитарного цикла с 77 до 85%
24 слайд Живя современном мире, развиваясь вместе с ним, мы должны овладевать различными технологиями. Недавно появилась новая технология, по которой я только начинаю работать, большого опыта пока нет. Небольшими наработками поделюсь. Технология называется СИНКВЕЙНЫ.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

  • На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  • Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

25 слайд Приведу примеры синквейнов на нашу тему:

Санкт-Петербург
Величественный, неповторимый
Удивляет, завораживает, влюбляет
Петра творенья
Слава!

Столица
Каменная, резная
Потрясает, изумляет, переполняет
Твое величие пьянит
Санкт-Петербург

Санкт-Петербург
Стольный, величавый
Торжествует, удивляет, вдохновляет
Здесь русский стиль пленяет
История

О, Петербург!
Гранитный, неприступный
Чарует, восхищает, впечатляет
Не похожий на других
Город

Храм
Возвышенный, благородный
Оплакивает, напоминает, умиляет.
Остановись, подумай здесь, прохожий
Спас-на-Крови

На первый взгляд кажется, что написать образно трудно, но уже после первого занятия, когда дети понимают правила написании синквейна, работа проходит творчески.

26 слайд Данная технология также помогает и на уроках музыки, изо, краеведения, истории, на которых систематически изучается ВПКН. На уроках музыки, например к ДНЮ блокады мы рассказываем о Ленинградской симфонии Шостаковича, на ИЗО в разной технике создаем работы ко всем праздникам, заложенным в Этнокалендаре, связанным с историей и культурой Санкт-Петербурга.
27 слайд За 4 года увеличилось количество детей, участвующих в школьных мероприятих краеведческой направленности: музыка с 10 до 37%, изо – с 18 до 37%, история и культура СПб – с 15 до 33%
28 слайд Кроме того, что у нас уже наработано и применяется есть планы. На сегодняшний день мы пишем заметки о культуре нашего города в газете “Санкт-Петербургский курьер”. Сейчас мы ищем связи с молодежными газетами, которые будут печатать заметки наших учеников о культуре нашего города. Это поможет нам в изучении публицистических жанров на уроках развития речи.
29 слайд В качестве примера можем привести два сборника, где опубликованы работы наших детей: “Из Охтинской летописи” и “Я люблю этот город, умытый дождями”
30 слайд На сегодняшний день уровень учителей и детей, публикующих свои работы увеличился: 4 года назад 17% педагогов публиковали свои работы, сегодня это 45%; также учителя помогают в публикации работ и нашим ученикам: 4 года назад не было публикаций детских работ, сегодня это 21%.
31 слайд И вот здесь мы можем начать разговор об одаренных детях, которые выявляются в процессе такой работы. Одаренный ребенок…. Кто он? Что с ним делать и как его не испугаться? Что важно для учителя русского языка и литературы, классного руководителя в работе с таким ребенком? Мы знаем, что у таких детей отличная память, способность классифицировать информацию. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Они обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
32 слайд Для учителей русского языка и литературы очень важно, чтобы ученик проявлял интерес к тексту (то есть к чтению как процессу). Он должен понимать смысл прочитанного текста, уметь его анализировать, осознавать, что сказано в тексте, как это сказано и зачем. И, конечно, прививать любовь к хорошему чтению, к хорошей литературе. И вот работа с текстом, умение его понимать может помочь выявить одаренных детей, склонных к филологической направленности, при этом мы не должны забывать, что рядом с одаренными детьми находятся и обычные дети.
33 слайд В 2008 году, объединив предмет и классное руководство, мы начали работу по знакомству школьников с детской прессой, начали ее с анкетирования. Тогда в анкетировании приняли участие 28 восьмиклассников: 12 мальчиков и 16 девочек. Детям было задано 4 вопроса. После проведения анкетирования были выведены следующие результаты:

На вопрос, какие журналы вычитаете, 7 человек назвали “Cosmopolitan”, 8 человек – Дом-2, 5 человек журналы, рекламирующие автомобили, 3 – человека – “Плейбой”, 5 человек не читают журналов вообще. Некоторые сказали, что иногда берут в руки глянцевые журналы, при этом не сумели даже вспомнить названия этих журналов.

34 слайд На вопрос, какие газеты вы читаете, 20 человек назвали бесплатные газеты “Новая Охта”. “Мой район”, 8 человек газет не читают.
35 слайд На вопрос, чем интересны эти издания для вас, ответ был практически однозначен: 20 человек назвали красочный иллюстративный материал, 3 человека отметили портреты звезд, 5 человек обратили внимание на бумагу, из которой сделан журнал, при этом о содержании не вспомнил никто.
36 слайд Ответ на вопрос: “С какой детской прессой вы знакомы?” 4 человека назвали газету “Пять углов”, при этом отметили, что слышали только название, но никогда не читали, 24 человека не назвали детской прессы вообще.
37 слайд Увидев такие результаты, решено было провести работу по знакомству подростков с детским журналом “Костер”. Первое занятие было посвящено знакомству с журналом, тем более был повод, “Костру” в 2012 году исполнилось 75 лет. Прошло достаточно времени. Но и сегодня журнал “Костер” не поменял своего направления. Несколько изменилась подача материалов. Задача “Костра” и “Автобуса” - воспитание порядочных, ответственных, духовно развитых людей.

На втором занятии мы познакомились с архивом журналов “Костер”, за последние 5 лет, подержали в руках, рассмотрели рубрики, которые есть в журнале.

Сегодня происходит подмена ценностей. К примеру, литературные герои, которые раньше считались отрицательными, стали положительными персонажами. Журнал “Костер” остается на позициях, направленность которым задали в свое время Хармс, Зощенко, Маршак, Чуковский, очень много материалов в журналах посвящено изучению истории города.

Первое общение детей с журналом было трудным. Материал журнала не привлекал. Стало понятно, что это чуждо детям.

38 слайд Я прошла по 10 киоскам, где спрашивала о детских изданиях, и в основном получала один и тот же ответ: “Рыжий Ап”, “Открой мир с Волли”, “COOL”. Ни в одном киоске мне не предложили “Костер”. И я решила продолжить кропотливую работу по приучению детей к прекрасному. Над одним и тем же номером мы работали ни один час. А ведь “Костер” - это издание не развлекательного характера. Он все-таки требует от читателя каких-то усилий: нужно прочитать материал, задуматься, разгадать содержательную часть, выполнить какие-либо задания. Ведь важно развивать в ребенке творческие задатки, приобщать к хорошему чтению.

Уже через месяц дети с удовольствием читали журнал. И важно отметить, что надо предостеречь детей, защитить от потребительского отношения ко всему, что их окружает, в том числе и к близким ему людям, защитить от душевной черствости, равнодушия, невежества, насилия и жестокости. И было приятно смотреть на радость в глазах детей при обсуждении материала журнала. Когда дети сравнивали то, что они читали до знакомства с “Костром”, то было ясно – прививаются ложные ориентиры, ценности, уверенность в том, что главное не что-то сделать, а что-то выиграть, получить просто так. Дети признались в том, что им это нравится. Многие считают, что счастливым можно быть , только купаясь в этом блеске. Я пыталась объяснить детям, что есть и другие ценности – к примеру, здоровая романтика путешествий.

Кроме этого, работая над журналом, читая прозаические произведения, мы обратили внимание не только на то, что это хорошо написано, но и на то, что в этом тексте есть нравственное начало.

И когда через несколько занятий я спросила детей о том, чем нравится журнал “Костер”, то получила вполне достойный ответ: “Здесь мало рекламы”.

Спустя еще некоторое время многие уже нашли для себя что-то интересное, и каждый назвал какую-то рубрику:

39 слайд Эта работа была проведена для всего класса. Работа с журналом закончилась, но именно это послужило выявлению одаренных детей. У многих появилось желание самим создавать тексты. И это творческое начало мы пытаемся поддерживать и развивать в детях. В работе с одаренными детьми важно отходить от школьной программы, давать детям только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, от раза к разу увеличивая количество проблем, давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться.
40 слайд Приемы, используемые в работе с одаренными детьми могут быть следующие:

- обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, о котором пишет ребенок;

- выбор нравственной, научной, эстетической позиции;

- придумывание заданий вопросов, тем;

- ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критики, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро).

Выполняя подобные задания одаренный ребенок возьмет нас себя роль лидера: руководителя, контролера, критика. Направить его выбор может и учитель.

41 слайд Научившись свободно высказывать свои мысли, одаренные дети выходят за рамки школьной программы и здесь необходимо поддержать их. Участие в различных конкурсах филологической направленности с использованием ВПКН - первый помощник в этом. Кропотливая систематическая работа по созданию текста одаренными детьми дает свои результаты. Сегодня наши учащиеся участники и победители. Калинина Светлана – творческая личность, занявшая 1 место на региональном этапе VII Всероссийского конкурса “Лучший урок письма” в номинации “Год молодежи. Что я делаю для страны?”
42 слайд Три ученика Калинина Светлана, Путиловский Антон и Давыдова Виктория стали лауреатами литературного международного конкурса “Проба пера”, создав замечательные работы в номинациях “Проза” и “Поэзия”
43 слайд Гиль Екатерина получила гран-при в городском конкурсе “Успешная школа глазами петербуржцев”
44, 45 слайд Бачманова Елена участник международного литературного конкурса “Купель-2009” по произведениям современного писателя А.Костюнина
46 слайд Проведена работа над проектом “Но помнит мир спасенный”, посвященном 65, 66 и 67 летию Победы. В этом проекте уже принимают участие 23 учащихся. Конечная цель данного проекта – выпуск электронной газеты к 9 Мая.
47 слайд Данной работе предшествовала большая подготовительная работа, общение с ветеранами войны, участие в районной военно-исторической игре “Память”, в районной конференции “Судьбы, опаленные войной”.
48 слайд На данный момент увеличилось количество участников городских конкурсов и акций, направленных на изучение Всемирного природного и культурного наследия с 6 до 29%
49 слайд После участия в данных мероприятиях мы создали команду юных журналистов. Это ребята, которые умеют общаться со словом, они наблюдательные, эрудированные, творческие личности. И уже есть первые результаты. Команда стала лауреатом районного фестиваля “Первый шаг-2009”, заняла 2 место в игре “Информационные жанры журналистики” и два первых места в игра “Аналитические жанры журналистики” и “Принципы журналистики”. Ребята готовят “Клятву журналиста” и пишут журналистское расследование “Имя на карте района”. Очень важно, что таких детей становится все больше и больше, и главное в этом – наша педагогическая поддержка.
50 слайд Хочется отметить, что благодаря такой систематической интегрированной учебной и внеклассной количество поступающих в гуманитарные и творческие вузы увеличилось с 77 до 85 %
51-55 слайд И сегодня я хочу прочитать Вам работу, посвященную нашему городу. Эта работа стала лауреатом конкурса “Проба пера”. Это размышление о городе, о восприятии города автором. (Чтение работы ученика под музыку.)
56 слайд А закончить свое выступление хочу словами: Захлестнутые бурным потоком повседневных дел, мы пробегаем по улицам родного города и не замечаем его красоты. Рядом с нами – история, а мы не слышим ее пульса. Остановитесь! Оглядитесь! Проникнитесь красотой Петербурга, духом его истории парадной и повседневной, живой поныне и стертой с его лика.

Презентация к уроку.