Мероприятие для учащихся "Клуб любителей природы"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Экология


Цель: показать детям, насколько прекрасен живой мир, воспитать у них любовь к природе, причём  с самого малого возраста.

Задачи: сформировать представления детей о  том, что человек, часть природы, развивать экологический взгляд на мир; помочь каждому ребёнку приобрести чёткие  представления о нормах и правилах поведения в природе.

Оборудование: муз. сопровождение (лесные звуки, спокойные мелодии);   чистые листы бумаги, формата А-4  (два листа); 2 ручки; два одинаковых листа с изображением лекарственных растений( без названия растения); карточки с заданием для конкурсов «Лесные животные» и «Птичья карусель»; карточки для конкурса «Капитаны»; 4 частушки и муз. сопровождение; 2 ведёрка;  «островки, можно использовать листы бумаги; бумажные рыбки; «мусор» ( пластиковые бутылки, ботинки…); удочка,  приготовленная для конкурса «Эколог», поощрительные  призы…

Ход мероприятия: Перед  проведением мероприятия, среди участников проводится  конкурс, а именно нужно нарисовать пейзаж или смастерить поделку из природного материала. Все работы приносят с собой участники.
Ведущий проводит мероприятие. Принимают участие две команды, с одинаковым количеством участников. Каждая из команд выбирает своего капитана и названия команды. Члены жюри оценивают каждые конкурс, подводя в конце каждого итог. В заключении  оглашаются итоги мероприятия и награждения победителей.

Ведущий: В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ними экологических проблем. Природа беззащитна  перед человеком. И если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую  наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете. Хочется верить, что наш клуб пополнят ряды многих людей, всех тех, кто не безразличен ко всему живому. Девиз наш такой:

Мы давно освоили планете
Широко шагает новый век
На земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, Человек?

(Тур Хейердал)

Ведущий: Я предлагаю  участникам сегодняшнего  мероприятия разделиться на две команды. Командам предстоит соревноваться между собой. Я уверена, что вы все достойные члены нашего клуба, а значит, без особого труда справитесь со всеми поставленными перед вами задачами.
И так, участвуют команды с названиями… «Лесники» и « Туристы».

Ведущий: Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает –  леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы…Это всё –  природа, она нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна.

Никто не видит,
Как сгорают корни.
И дереву до срока невдомёк,
Что пошатнулся
Кряж его огромный –
Копитель силы, крепости исток.
Оно стоит, ни в чём не уступая
Другим деревьям
В золотом бору.
И та же стать,
И таж листва густая,
И тот же шелест
Веток на ветру.
Но вдруг заметим
Мы однажды летом,
Что листья стали
Мельче и бледней.
Не по прямым,
По косвенным приметам
Мы узнаём о гибели корней…
Казним себя, по сердцу
Бьём наотмашь,
Что, находясь вблизи,
А не вдали,
Не поспешили
Дереву на помощь
И красоту от смерти не спасли!

(Л. Татьяничева)

1 Конкурс «Наш лес»

Задание: назвать каждой команде  одно дерево или кустарник и составить за 10 мин. о нём рассказ. По истечении времени участник от команды зачитывает  рассказ, а члены жюри дают свою оценку.
Чтобы не получилось так, что обе команды составляют об одном и том же растении рассказ, команды перед началом озвучивают о каком именно растении пойдёт речь.

Ведущий: А сейчас прослушайте экологическую сказку, возможно, догадаетесь, какой конкурс у вас впереди.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе –  на земле
Жил-был царь в одной стране,
У царь-батюшки –  дивчина.
Извела её кручина.
Царь-отец созвал совет:
Как девицу, белу-свет,
От болезней сей избавить?
И был дан ему совет:
Съездить в царство,
Что стоит на высокой на горе,
Омываемой водою,
Называемой живою,
Что от недуга излечит.
Был дан клич всему народу:
«Кто отправится в дорогу
Привезти  живой воды
Из Курдюмочки-реки,
Я за это обещаю
Ту царевну в жёны дать
И полцарства завещать!»
Этот клич Иван услышал,
И решил он тут опять
Своё счастье испытать.
Был у нашего  Ивана
Конь-конёк, по прозванью Горбунок.
Ростом  был он в три вершка,
На спине с двумя горбами.
Да с аршинными ушами.
–  Эй, Конёчек-Горбуночек,
Прибегай ко мне, дружочек,
В путь-дороженьку пора!
Мы поедим в град столицу
Добывать живу водицу, чтоб царевну излечить
И пол царства получить.
Взял он склянку для воды. Караваи для еды,
Потеплее приоделся,
На коньке своём  уселся
И поехал на восток…
Ехал долго по горам, по долинам и лесам,
По болотам и потопям.
Вёрст сто тысяч отмахал
И нигде не отдыхал.
Вот конёк по косогору
Поднимается на гору.
На горе той град стоит
С голубыми куполами,
Пятиглавыми церквями.
Старца встретил у ворот.
Наш Иван с конька спустился,
Старцу низко поклонился
И с вопросом обратился,
Как до ключика дойти,
Что на речке, на Курдюмке,
И набрать живой воды?
И тут старец отвечает:
–   Та речушка протекает
У подножия горы.
–  Благодарствую тебя, –
Иван старцу отвечает.
Попрощавшись, как умел,
На конька Иван тут сел
И с горы тот час спустился,
У Курдюмке очутился.
Там царило запустенье…
Вид унылый был кругом.
Гибли чахлые растения
И ржавел металлолом.
Банки, склянки и бумажки
Попадались им везде, подозрительные пятна
Расплывались по воде.
–  Что головушку повесил? –
Говорит ему конёк.
–  Набирай ты сей водицы,
Что вмиг раны заживит, долгим веком наградит.
И поехали до дому…
Всё исполнить тот сумел,
На конька своего сел,
Свистнул, будто витязь знатный,
И пустился в путь обратный.
Едут целую осьмицу.
Напоследок в день восьмой
Приезжают в дом родной.
Царь с крыльца  к нему бежит.
–  Что водица есть?! – кричит.
Тут  Иван с конька слезает
И преважно отвечает:
– Вот тебе жива водица,
Что излечит свет-девицу.
Воду в кубок наливают
И царевне подают.
– Пей    же ты, душа-девица,
Да поможет ся водица!
В руки кубок дочь взяла,
Лишь немного пригубила –
И глаза свои закрыла,
И уснула навсегда.
Ах, какой тут шум поднялся,
Ведь совет не оправдался!
Вмиг Ивана здесь схватили
И в темницу заточили.
Тут вдруг старец объявился,
Речь сказал он такову:
– Вы Ивана  отпустите,
А затем его простите.
Не хотел он делать зла.
Ведь водицу отравили,
Речку ту всю захламили,
А Иван не знал о том.
Но есть средство, что девицу
Разбудить оно должно.
Средство то – трава: душица, зверобой и медуница,
Земляника и черника,
Валерьяна и брусника,
Чистотел, полынь, калина,
Лён, календула, крапива.
Травы где найти такие,
Знают отроки малые

2 конкурс «Зелёная аптека»

Задание: Перед каждой из команд стоит задание, написать какие травы, лекарственные перед вами.
Для каждой команды выданы заранее приготовленные листы, на которых изображены лекарственные растения, без названия

Члены жюри оценивают  результаты этого задания.

Ведущий:  Кто не любит животных?! Они такие забавные, а вот знаем ли мы их хорошо?
Попробуем разобраться.
Знаете ли вы, что дольше всех  вынашивают своих детёнышей индийские слоны – 22 мес., а меньше всех, около 12 дней – вирджинский опоссум. Хомяк – 16 дней, медведь – 215 дней.
А сколько лет живут животные?
Вот, например, рекордсменом  долголетия являются слоны. Слон живёт до 77 лет, кошка – 31 год

3 конкурс «Лесные животные»

Задание: Ведущий командам выдаёт ранее приготовленные карточки с заданием. Нужно как можно быстрее и правильно ответить на все вопросы.

1 карточка

  1. Назовите самого маленького и самого большого грызуна лесов и полей. (Мышь, весит несколько граммов и метровый бобр, весом до 30 кг)
  2. Это животное называют « одиночкой», в неволе живёт до 20 лет, вес достигает до 80 кг. Живут стаями. Имеет особенность – выть. (Волк)
  3. Почему нельзя трогать руками яйца животных, птиц  в гнезде? (Посторонний запах отпугивает животных)

2 карточка

  1. Назовите  животное, которое сбрасывает рога и животное, которого почему-то называют «косым» (Лось и заяц)
  2. Это животное имеет клыки. Продолжительность жизни в неволе – до 30 лет, вес до 200 кг. Он издаёт хрюкающие звуки. (Кабан)
  3. След какого зверя похож на человеческий (Медведя)

Члены жюри следят за временем, затраченным каждой командой на выполнение задания и правильность ответов.

Ведущий: Зимой снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся,
Как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучите птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Встретить нам весну.

4 конкурс  «Птичья карусель»

Задание: предлагается командам ответить на 10 вопросов, ранее приготовленных организаторами мероприятия.

Вопросы одинаковые для команд, поэтому время играет в этом конкурсе важную роль

  1. В пруду купался, а сух остался?  (Гусь)
  2. Птица – героиня многих сказок и басен. (Ворона)
  3.  Самая маленькая птица в мире. (Колибри)
  4.  Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)
  5.  Какой город летает? (Орёл)
  6. Дерево, которое поит дятла весной. (Берёза)
  7.  Птица, приносящая новости на хвосте. (Сорока)
  8.  У какой птицы два пальца на ногах? (У страуса)
  9.  Как называют «собрание» глухарей? (Ток)
  10. С прилёта, каких птиц считают приход весны? (Грачи)

Члены жюри подводят итог этого  задания.

Ведущий: А теперь предлагаю капитанам  посоревноваться.

5 конкурс «Капитанов»

Задание: Дописать предложения.

Перед капитанами команд ранее приготовленные карточки с недописанными предложениями.  Карточки с предложениями одинаковые для обоих капитанов.

Члены жюри очень внимательно следят за участниками и дают свою оценку этого конкурса.

Надутый как … индюк
Важный, как … гусь, петух
Верный, как … лебедь
Вольный, как  … птица

Ведущий: Пришло время немного разомнутся.

6 конкурс «Музыкальный»

Задание: Участникам команд нужно пропеть две частушки.

Текст с частушками ведущий выдаёт участникам команд. Время для репетиции 3 мин. Качество и изобретательность команд члены жюри оценивают по окончании исполнения частушек.

Частушки для 1 команды:

Воздух весь пропитан ядом,
Предприятия дымят,
Всё живое дышит смрадом –
Противогаз надеть велят!
Городская теплотрасса
В речку грязный сток даёт.
Каждый день и каждый час
Гибнет реченька у нас!

Частушки для 2 команды:

Была речка чистая,
Чистая, лучистая,
Но построили завод.
И не стало чистых вод.
Набросали банки, склянки,
Даже бросили бревно.
И от этого завода
Стало всё грязным-грязно.

Ведущий: Молодцы наши участники.

7 конкурс «Рыбачок»

Задание: Участники команды, по очереди,  по островкам, ранее приготовленным, проходят от «старта» к ведеркам за рыбкой (можно брать только по одной рыбке) и обратно тем же  путём, возвращаются на « старт», где кладут спасённую рыбку, передавая тем самым ход следующему участнику команды. Эстафета считается законченной, когда одна из команд первой закончит прохождения пути.

Члены жюри в конце подсчитывают  «спасённые» рыбки каждой команды и выносят свой вердикт.

8 конкурс «Эколог»

Задание: Участники команд должны по очереди выловить удочкой, «мусор» из ведёрка.
Команды могут соревноваться по очереди. Время на выполнения этого задания – 10 мин.
Члены жюри подсчитывают собранный мусор каждой командой и объявляют победителя этого состязания.

9 конкурс «Домашнее задание»

Ведущий: Этот конкурс считается домашней заготовкой. Мы перед началом сегодняшнего мероприятия дали задание участникам нарисовать пейзажи или смастерить из природного материала поделку.
Участники сейчас наглядно нам продемонстрируют свои работы. Члены жюри по достоинству оценят все работы. Лучшие работы участников  принесут в копилку очередную победу своей команды.

Ведущий: Настало время подвести итоги. Спасибо большое всем участникам. А  пока члены жюри совещаются, мне хочется прочесть вам стихи Юрия Дудина:

Останьтесь с нами,
Рощи и поля,
Останьтесь с нами,
Реки, травы, долы,
И ранняя
Заречная заря,
И не поклонные просторы,
Где видно всё
Далёко-далеко,
Где ходят люди
Под высоким небом,
Где дышится
Просторно и легко
И дали веют
Вечностью и хлебом…

Члены жюри оглашают результаты  мероприятия и награждают победившую команду ценными призами.