Урок физики. Технология уровневой дифференциации. Тема: "Давление твердых тел". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель: изучить физическую величину «давление» на опору, единицы его измерения, научить решать задачи.

Класс делится на 3 группы:

1 группа – дети с ОВЗ (VII вид)
2 группа –  учащиеся с умениями базового уровня
3 группа – учащиеся надбазового (продвинутого) уровня

Учебные задачи в начале урока формулируются  для каждой группы дифференцированного

Задачи:

1 группа

2 группа

3 группа

Знать определение физической величины Р
Знать расчётную формулу
Знать единицы измерения Р
Уметь решать задачи на давление твёрдых тел по алгоритму

А) прямые
Б) преобразование формулы
В) в переводом единиц в систему «СИ»

Знать определение физической величины Р
Знать расчётную формулу
Знать единицы измерения Р
Уметь решать задачи на давление твёрдых тел без алгоритма

А) преобразование формулы
Б) в переводом единиц в систему «СИ»
В) практические задачи (вычислить размеры а,б, рассчитать  S

Знать определение физической величины  Р
Знать расчётную формулу
Знать единицы измерения Р
Уметь решать задачи на давление твёрдых тел без алгоритма

А) с неполными данными
Б) Во сколько раз Р1 < Р2
а, в ––> S
m ––> Р
В)  что надо сделать с S, F, чтобы изменить Р

Ученик должен знать и понимать (для каждой группы дифференцированно):

– формулу для расчёта давления
– физический смысл величины «давление»
– единицы давления
– кратные и дольные единицы измерения давления

Ученик должен уметь (для каждой группы разный уровень):

1 группа

2 группа

3 группа

Чётко и точно воспроизводить материал работать с «домиком» величины Понимать взаимосвязь закономерностей и конкретных явлений Выдвигать гипотезу, контроля, правильно строить ответ, применять вновь полученные знания

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

Отгадайте загадку: деревянные кони по снегу катаются, а в снег не проваливается.

3. Мотивационный этап

А давайте проверим правильность загадки!?

А) Кратковременный фронтальный практикум

Оборудование: две дощечки разных размеров: одна больше другой в два раза, измерительная линейка,  планшет с заготовленной таблицей

Таблица № 1

№1 Дощечка Глубина провала (м)
1 № 1  
2 № 2  

 

1 группа

2 группа

3 группа

Смотрит точность эксперимента, записывают результаты в таблицу Производят замеры глубины «провала»
Измеряют размеры досок и находят их площадь
Дают название 4 столбцу, исходя из анализа ситуации:

– условия эксперимента одинаковые или разные
– если разные, то в чём отличие (размеры доски)
– вывод: надо измерять размеры досок и их площади записать в таблицу

Б) ключевая фраза:

Вес человека ______|_  поверхности доски
Сила __|____    поверхности площади

Силой давления могут быть вес тела, сила тяжести.

4. Задания

1) Величина равна отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности; к площади этой поверхности, называют давлением

ДАВЛЕНИЕ = Cила
                        Площадь

P =  F\S
P – давление [   P] – Па (Паскаль)
S – площадь [ S] – м2
F  – сила [ F] – Н

1 Па = 1Н\ 1 м2
1 г Па = 100 Па
1 к Па = 1000 Па

В) заполняем домик

  F

P                            S

1 группа

2 группа

3 группа

Записать в тетрадь
– тренинг: если надо найти …, то надо …
Заполняют домик
Проговаривают варианты ответов нахождения нужной величины
Анализируют и устанавливают взаимосвязь физических величин

P = F\S
F = PS
S = F\P

 21) устанавливаем прямо пропорциональную и обратно пропорциональную зависимость между величинами (анализ таблицы № 1)

№ доски F S H PS PF
№ 1 Равны Меньше↓ больше↑ P ↑ ↓  S P  ↑↑  F
№2 равны Больше ↑ Меньше↓ P ↓ ↑ S P  ↓↓  F

 

1 группа

2 группа

3 группа

Оформляют опорный конспект
P =  F\S
P – давление [   P] – Па (Паскаль)
S – площадь [ S] – м2
F  – сила [ F] – Н

1 Па = 1Н\ 1 м2
1 г Па = 100 Па
1 к Па = 1000 Па

Осмысливают связь между физическими величинами (анализируют таблицы № 1 и № 2) Вывод: P и S находятся в обратной пропорциональности, значит чем больше P, тем  F меньше S и наоборот  P ↑ ↓  S
P и F находятся в прямой пропорциональности, значит, чем больше P, тем больше F, чем меньше P, тем меньше А
P  ↑↑  F
P  ↓↓  F

3) Алгоритм решения задач (расчётных)

Гусеничный трактор ДТ – 75 М весом 66100Н имеет опорную площадь 1,4 м1. Определить давление трактора на почву.

Дано:

P = ?                 СИ                                                   P = F\S
F = 66100Н                                       P = 66100Н\1,4 м1 = 661000Н\14 м1 = 47214 Па
S = 14000см 1 = 1,4 м1
Ответ: P1 = 47214 Па

6. Решение качественных задач

В каком случае брусок производит наибольшее, наименьшее давление на стол

Чем больше площадь, тем меньше давление, самая большая площадь опоры у бруска № 1, значит у него самое маленькое давление.
Самая маленькая опора у бруска № 2, значит у него самое большое давление.

7.  Самостоятельная работа

Самостоятельная работа проводится на разных уровнях  сложности

1 группа

2 группа

3 группа

Пользуясь карточкой, выполни задание
Сила                     м\с
Давление             м1
Скорость              Н
Площадь               Па
Дано:
P = ?
F = 100H
S = 20 м1
Брусок массой 200 грамм.
Измерь длину
Измерь ширину
Найди P бруска на стол.
1) Аист стоит на двух ногах, а затем поджал одну ногу. Увеличится или уменьшится давление на почву и во сколько раз?
2) Изменилась ли глубина следа, когда он встал на одну ногу?
3) Одинаково или разное давление оказывает  аист на болотную , на твёрдую почву?
4)

Можно ли определить давление кубика на форму в случае 1 и случае 2

Анализ урока и рефлексия, подача домашнего задания организованы по принципу уровневой дифференциации

8. Рефлексия

1 группа

2 группа

3 группа

читают по опорному конспекту Почему острым ножом легче резать хлеб? Верна ли удмурдская поговорка: «На одной лыже не катаются»

9.  Анализ работы на уроке

1 группа

2 группа

3 группа

Оценивая, похвалить, поддержать Комментированная оценка Комментированная оценка

10. Домашнее задание

1 группа

2 группа

3 группа

1. Параграф 37 читать
2. Повторить, выучить по опорному конспекту
3. Параграф 18 учебника ОБЖ – правила спасения провалившегося в прорубь
Карточка.
Домашний практикум: используя домашние табуреты определить давление табурета на пол ножками, и давление на пол сидением
Карточка. Выполнение задания:
Гружёная машина застряла под мостом, так как превысила немного разрешённую высоту.
1. Предложите гипотезу разрешения ситуации
2. Заполните таблицу
– способы уменьшения давления
– способы увеличения давления
– примеры применения в технике