Балльно-рейтинговая система оценивания знаний, умений и навыков учащихся 10‒11-х классов

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Актуальность

В качестве основных требований к результату образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы общества. Освоение компетенций выпускниками средней школы является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях.

Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования — “образования в течение всей жизни” принятую мировым сообществом.

В реализации одной из важнейших задач модернизации российского образования — повышения качества знаний, овладения в совершенстве компетентностями — свою положительную роль может сыграть рейтинговая система оценки качества знаний учащихся.

Если в младших и средних классах стоит задача учить учиться, то в старших классах эта задача усложняется, т.к. необходимо учить учиться самостоятельно, т.е. очень важно учить старших школьников планировать свою работу, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной, дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты.

В последнее время к проблеме адекватного оценивания ученика обращаются многие: педагоги, психологи, ученики, их родители и т.д. Это неудивительно, ведь оценка - не только показатель уровня обученности учащихся, но еще и один из способов стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на его личность. Однако традиционная система все меньше удовлетворяет как учителя, так и ученика и мало соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса.

Субъективность оценки часто способствует возникновению конфликтных и стрессовых ситуаций у учащихся. Появляется противоречие между самооценкой ученика и оценкой учителя, в результате чего наблюдается угасание интереса обучаемого к конкретной учебной дисциплине и, следовательно, снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования.

Другим серьезным недостатком данной системы оценивания является невозможность проследить динамику когнитивного роста учащегося, поскольку  в процессе  оценивания   учитель отмечает  лишь данные, дающие представление о знаниях,  умениях, навыках, относящихся к конкретной теме в определенный момент, и сводит их к среднему баллу.

Выпускники  в условиях  подготовки  к ЕГЭ по выбору  сталкиваются  с   необходимостью получения дополнительных   знаний  по предмету, но традиционная система не в состоянии обеспечить оптимальный   подход  к  потребностям, интересам и возможностям  всех учащихся. Кроме того, обучаясь на первом курсе какого – либо вуза, студент часто обнаруживает недостаток самоорганизованности, самостоятельности, опыта поисковой деятельности и навыков работы с дополнительной литературой, поскольку система оценивания, распространенная в школах, не предполагает целенаправленного воспитания подобных качеств и их оценки.

В условиях личностно-ориентированного обучения важно отслеживать не только знания и умения, приобретенные обучающимися, но и личностные приращения результатов обучения.

В связи с сокращением учебной нагрузки по некоторым предметам контроль знаний не может дать объективной картины, не отражает динамики учебного процесса.

Новые требования к выпускникам средней школы входят в противоречие с действующей системой контроля над качеством подготовки обучающихся. Трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля, оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится.

Проблема:

Становится  очевидным, что применение традиционной пятибалльной шкалы не удовлетворяет все потребности и возможности   участников учебно-воспитательного процесса, и попытки  ее усовершенствования не решают проблему оценивания кардинально. 

Цель:

Стремясь исправить ситуацию, коллектив Новопортовской школы-интерната пришел к решению использовать рейтинговую систему оценивания, как наиболее оптимальной.

Особенностями рейтинговой системы оценивания являются:

1) Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

2) Введение обязательных и дополнительных баллов: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, контрольных работ, сочинений и т.д. Оценивание дополнительными баллами возможно при выполнении ими творческих заданий.

В 10-11 классах с 2011 года введена рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков (накопительная система оценки) - 100 бальная на базовом уровне изучения предмета и 200-балльная – на профильном. Основными целями введения рейтинговой системы являются:

  1. Стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся за счёт поэтапной оценки различных видов работ, повысить качество изучения и усвоения материала;
  2. Мотивировать учащихся к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего триместра;
  3. Повысить объективность итоговой оценки, усилив её зависимость от результатов ежедневной работы учащегося в течение триместра.

Достоинства балльно-рейтинговой системы оценивания

Несмотря на более трудоемкую и детальную процедуру подсчета промежуточного и итогового балла, данная система имеет массу достоинств. Прежде всего, она свободна от субъективизма. Учитель оценивает  все достижения учащегося по определенным критериям, не  сводя их к среднему баллу. Это обеспечивает большую объективность  и  снижение количества стрессовых ситуаций  из–за оценки.

Рейтинговая система предоставляет обучающимся возможность проявить себя, выделиться. Такая система оценки усиливает элемент конкуренции, что позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности.

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлять дифференцированный подход и повышать качество образования. Кроме того,   одним из основных принципов  подобного оценивания является открытость,  которая   помогает ученику в определенный период скорректировать  свою деятельность и получить хорошую отметку.

Другая значимая особенность  заключается   в  оценивании дополнительной самостоятельной работы  учащегося, что  формирует  у него определенные  качества (самостоятельность, самоорганизация, самодисциплинированность и т.д.), необходимые при подготовке к итоговой аттестации  и  в дальнейшем обучении.

При рейтинговом оценивании  легче   отметить динамику  роста  учащегося, поскольку  эта система требует  модульного   распределения материала, при котором осуществляется  входящий, текущий  и итоговый контроль. При рейтинговой системе оценивания полученная обучающимся итоговая оценка более объективна, поскольку она “накапливается” на протяжении всего времени изучения предмета.

Рейтинг служит основой для построения шкал оценок результативности учебной деятельности каждого из обучаемых, включая такие ее виды, как лекционные и практические занятия, самостоятельную работу над изучением материала.

Следует отметить, что обучающиеся с большей заинтересованностью воспринимают такой подход к оценке их работы, что ведет к усилению их активности на занятиях, более серьезному отношению к самостоятельному изучению материала.

Основными стимулирующими факторами в данном случае являются:

Во-первых, распространенная в молодежной среде “соревновательность”, которая не столь ярко проявляется в рамках традиционной методики.

Во-вторых, свою стимулирующую роль играет и возможность получения обучающимся зачета по результатам практической работы в зависимости от суммы набранных баллов.

Таким образом, рейтинговая система, в отличие от традиционной, выполняет все основные функции оценивания: констатирующую, стимулирующую, мотивирующую, развивающую и имеет дополнительные преимущества.

Этапы:

Основными этапами рейтинговой системы являются:

  • Блочно-модульное структурирование изучаемого материала
  • Системность
  • Гибкость и мобильность
  • Оценки — баллы имеют накопительную силу
  • Создаются условия сотрудничества педагога и обучающегося
  • Незнание не наказываются, а процесс познания стимулируется
  • Обучающийся сам волен выбирать стратегию своей деятельности

Основными документами, регламентирующими порядок применения рейтинговой системы оценки знаний, является Положение о рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков учащихся 10-11 классов” < Приложение 1>

Основной принцип организации рейтинговой системы оценки знаний состоит в том, что на каждый учебный модуль дисциплины выделяется определенное количество баллов. Эти баллы распределяются между элементами каждой учебной работой с учетом их значимости в учебном процессе. Например, за каждый элемент учебной работы учащемуся начисляются баллы и чем сложнее работа, тем выше баллы. Лекция № 2 может быть важнее для освоения материала дисциплины чем, лекция № 1.Баллы разделяются между учебными работами, составляющими эту дисциплину. Эту процедуру можно выполнить, руководствуясь общими соображениями или можно ввести для каждой работы коэффициенты предпочтения (вес или значимость).

В дополнение к этому имеется система поощрения: учитель имеет право по своему усмотрению добавлять обучающемуся определенное количество баллов, (но не более 5% от общего количества): за активность на занятиях, за выступление с докладом, за иные достижения, и наказания учащихся: при повторной сдаче зачета, контрольной работы оценка уменьшается на 10%.

Каждая учебная работа имеет верхний (максимальный) и нижний (минимальный) предел суммарной оценки. Суммарный балл по каждой работе должен быть не ниже минимального. Минимальный балл по работе жестко привязан к максимальному. Если обучающийся получает за текущую учебную работу ниже минимальной оценки, то это лишает его право на получение зачета.

Итоговая оценка по дисциплине зависит от набранной суммы баллов и представляет линейную функцию, где отличная оценка соответствует максимальному баллу.

Большая нагрузка ложится на плечи учителя. Материал учебной дисциплины разбивается на модули с рубежным контролем по каждому модулю. Перед началом триместра на основе этих данных учитель, ведущий дисциплину, разрабатывает рейтинг-план и модульную карту для ученика. На первом занятии по модулю учитель выдает ученикам памятку, в которой указываются формы текущего контроля, максимальная оценка в баллах отдельных элементов модуля. Деление баллов на учебные работы выполняет ведущий учитель дисциплины. Приведу пример модуля по теме “Оптика” (физика, 11 класс) < Приложение 2>

Следует отметить, что обучающиеся с большей заинтересованностью стали воспринимать такой подход к оценке их работы, что привело к усилению их активности на занятиях, более серьезному отношению к самостоятельному изучению материала.

У десятиклассников изменяется социальное окружение (новый состав класса и учителя) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования), поэтому и возникает необходимость адаптации ребенка при переходе из среднего звена в старшее. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной и тем более для десятиклассника. Юноши и девушки переживают эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Эти факторы во много раз усиливаются в связи с переходом на новый режим обучения, новую систему оценивания, в связи с углубленным изучением отдельных предметов. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей.

В ноябре 2011 и апреле 2012 года психологом школы, при участии замдиректора по методической работе проведено анкетирования учащихся 10-11 класса “Отношение к рейтинговой системе оценивания”.

Результаты анкетирования в сравнении:

Класс: 10-11 классы

Дата проведения: 3-5.12.11., 24.04.2012

Цель: изучение отношения учащихся к новой системе оценивания, уровня тревожности, информированности старшеклассников.

Результаты:

- учащиеся понимают суть рейтинговой системы оценки знаний (68,4% - 96,3%);

- информацию о рейтинговой системе узнают от педагогов (96,3%);

- большинство учащихся на начало учебного года считали, что данная система оценивания не стимулирует познавательную активность - 63%; на конец учебного года таких учащихся стало 32%;

- только треть опрошенных (33%) на начало года составляли план для подготовки к темам, остальные не делали этого: не хотели или не могли; на конец года таких учащихся стало – 44%.

- 96,6% - 72% опрошенных испытывали чувство тревожности, неуверенности перед окончанием триместра;

- большинство учащихся недостаточно информированы о собственном рейтинге во время триместра: от 62% до 46%.

Выводы: опрошенные знают и понимают особенности рейтинговой системы оценивания, по окончании первого триместра испытывают следующие трудности: не умеют составлять план подготовки, не всегда знают информацию о собственном рейтинге, испытывают чувство тревожности, неуверенности перед окончанием триместра, возможно, вследствие недостаточной информированности.

Педагогам следует регулярно информировать учащихся об их рейтинге в течение триместра.

Учебный план для 10–11-х классов реализует модель профильного обучения. Профильное обучение в школе представлено в виде предметов по выбору для специализированной подготовки старшеклассников, направленных на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способным обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух-трех учебных предметов на профильном уровне.

Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый учащийся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. В этом случае цель учителяпри реализации этого принципа заключается в помощи каждому учащемуся в определении собственногообразовательного пути и сопровождении его в построении индивидуальной образовательной программы.

Ученик выбирает индивидуальный учебный план <Приложение 3> – это совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных предметов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. Кроме того в план включены личностно-ориентированные спецкурсы, позволяющие осуществлять профильную подготовку, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.

Профильными предметами в 10-11 классах являются математика (6ч в неделю), физика (5ч), информатика и ИКТ (3ч), обществознание, право (4ч), русский язык (3ч), биология (3ч). Часы на профильном уровне направлены на усиление предметов, выбранных учащимися. Проведенная работа с учащимися 9-х классов и их родителями администрацией, педагогом-психологом школы-интерната, педагогами-предметниками и классными руководителями позволила выявить склонности каждого учащегося и составить индивидуальный учебный план для каждого ученика.

Количество учащихся, изучающих предметы на профильном уровне (10 и 11 кл)

Уч. год класс Всего чел Русский язык Математика Физика Обществознание История Химия Информатика
2009-2010 11 9/6 5 (55,5%) 4

(44,4%)

4

(44,4%)

5

(55,5%)

4

(44,4%)

0 0
2010-2011 10 9/4 4 (44%) 6 (67%) 5 (56%) 4 (44%) 0 2 (22%) 3 (33%)
2011-2012 10

11

9/5

9/4

7 (78%)

3 (33%)

7 (78%)

6 (67%)

5 (56%)

5 (56%)

5 (56%)

3 (33%

5 (56%) НЕ БЫЛО -

3 (33%)

В течение 2011-2012уч.г. учащиеся профильных групп выполнили учебные программы – теоретическую и практическую части, сдали экзамены по профилирующим предметам во время зимней и летней сессий в форме и по материалам ЕГЭ по математике и физике, русскому языку, обществознанию, зачеты по ОБЖ и физической культуре. Учащиеся 10-11 классов посещали элективные предметы, курсы по выбору, что способствует расширению и углублению знаний, а также планомерной подготовке к экзамену по форме ЕГЭ.

Все учащиеся (100%) выбирают профильные предметы на ЕГЭ и подтверждают эффективность данной формы обучения.

Количество учащихся 11 класса, выбирающих экзамен по профилирующим предметам на итоговую государственную аттестацию и качество знаний

Уч. год

 

 

2008-2009

Кол-во чел по профилю Кол-во выбравших экзамен % от числа уч-ся профиля Предмет % качества знаний
6 4 67 Физика 100
6 4 67 Информатика 100
9 9 100 Математика 89
2 2 100 Русский язык 100
2 1 50 История 100
2 1 50 Обществознание 100
3 1 33 Химия 100
3 3 100 Биология 100
2009-2010 4 4 100 Физика 100
5 5 100 Математика 62,5
5 5 100 Русский язык 80
3 3 100 История 67
5 5 100 Обществознание 100
2011-2012 5 5 100 Физика 80
3 3 100 Информатика 0
6 6 100 Математика 67
3 3 100 Русский язык 100
3 3 100 Обществознание 80

В 10-11 классах проведено анкетирования “Удовлетворенность профильным образование”

Результаты анкетирования:

1. Отношение к обучению по выбранному профилю

- 77% учащихся считает, что они сделали правильный выбор, и обучение в профильной группе поможет им при поступлении в учебные заведения и пригодится в профессиональном будущем;

- 100% - профильное обучение соответствует их ожиданиям;

- 31% учащихся считает, что обучение в профильных группах способствует их социальному и профессиональному самоопределению, повышает их культурный уровень;

- 54% учащихся устраивает предложенный выбор и содержание элективных курсов.

2. Наибольшее число учащихся выбирают среди любимых предметов: ОБЖ (69%), Физическая культура (69%), Информатика и ИКТ (62%), Обществознание (54%); высокая мотивация к изучению предметов – Английский язык (69%), Физика (69%), Русский язык (46%).

К трудным предметам для большинства учащихся относятся – Математика (38%) и Физика (46%). Необходимыми для подготовки к жизни после окончания школы являются, по мнению учащихся, предметы – математика (62%), физкультура (62%), физика (54%), русский язык (46%), обществознание (46%), ОБЖ (69%). Очевидно, данные предметы учащиеся связывают со сдачей ЕГЭ и поступлением в учебные профессиональные заведения по данным направлениям.

Технологии модульного и блочно-модульного обучения внедряют 100% педагогов в 10-11 классе.

Общие выводы: Использование рейтинговой системы при организации учебного процесса способствует активизации самостоятельной работы обучающихся и оказывает положительное влияние на ритмичность работы при освоении ими учебной дисциплины. Кроме того, внедрение данной системы обеспечивает повышение объективной оценки знаний обучающихся учителем, росту качества знаний по школе.

Литература

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 2006

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: 2002

3. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса. / Под ред. В.И. Байденко. - М.: 2007

4. Общая и профессиональная педагогика. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: 2005

5. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: 2007